Литература

Воспевшая Гэсэра

9 ноября 2020

1219

Именитый художник-график Бурятии, классик бурятского изобразительного искусства Александра Никитична Сахаровская известна широкой аудитории иллюстрациями к эпосу «Гэсэр»

Воспевшая Гэсэра
В текущем 2020 году при финансовой поддержке Министерства культуры в рамках Государственной программы Республики Бурятия «Культура Бурятии» издана книга под названием «Национальная тема в творчестве Александры Сахаровской».



Александра Сахаровская 

Автор — Цыреннимаева Людмила Ильинична, кандидат искусствоведческих наук, скрупулезно занимающаяся исследованием творческого наследия талантливого бурятского, советского живописца-графика, народного художника БурАССР и РСФСР, заслуженного деятеля искусств БурАССР и РСФСР, лауреата Государственной премии БурАССР в области литературы и искусства.

Книга разделяется на 3 главы по темам:

Глава I. Основные тенденции развития советской графики 1960-1980-х годов.
1) Некоторые тенденции станкового искусства последней трети XX столетия
2) Национальное как свойство реалистического искусства
3) Начальный этап развития национальной темы

II. Гэсэриада в бурятском изобразительном искусстве
1) Творческие поиски иллюстрирования эпоса в бурятском изобразительном искусстве в 1940-ые годы
2) «Гэсэр» в творчестве Александры Сахаровской
3) Новый взгляд на героический эпос художников-граһиков 1970-1990-х годов

III. Актуальные направления в зрелой графике А.Н. Сахаровской
1) Графическое искусство А.Н. Сахаровской в 1970-1980-ые годы
2) Особенности творчества художницы на рубеже 1980-1990-х годов




Автор книги Л.И. Цыреннимаева пишет в предисловии:

«Творческая деятельность Александры Никитичны Сахаровской (1927-2004), художника-новатора, в культуре Бурятии второй половины ХХ века стала значительным явлением, отмеченным яркими художественными достижениями. Ее искусство с необычайной полнотой раскрыло духовную сущность времени, художественные особенности советской эпохи и, по выражению В.И. Ленина, стало поистине «национальным по содержанию». Творчество художницы было отмечено высокими отечественными республиканскими и российскими наградами. А.Н. Сахаровская — «Заслуженный деятель искусств Бурятской АССР» (1963), «Народный художник Бурятской АССР» (1973), «Заслуженный художник РСФСР» (1975), «Лауреат Государственной премии Бурятской АССР» (1978), «Народный художник РСФСР» (1981).

В данном исследовании использован материал, хранящийся в фондах Республиканского Художественного музея им. Ц.С. Сампилова, насчитывающий около трехсот произведений художницы, а также семейный архив, в который вошли отдельные листы рисунков, включающих в себя композиционные поиски, наброски, путевые зарисовки, эскизы, а также несколько макетов книги «Гэсэр» с иллюстрациями, выполненными тушью, гуашью, карандашом, отражающие различные этапы творчества А.Н. Сахаровской. В архиве насчитывается около полутора тысяч единиц ранее не опубликованного материала, раскрывающего творческую лабораторию мастера. В набросках и рисунках прослеживаются особенности графического мышления художницы, скрупулезное прорабатывание как композиции, так и различных деталей того или иного образа, основанные на различных способах обобщения впечатлений от окружающего мира. Именно оптимальная степень обобщения, найденная художницей в малом эскизе, стала залогом высокого образного и смыслового значения ее произведений. Детальный поэтапный анализ искусства А.Н. Сахаровской дает возможность более глубокого осмысления становления и эволюции творческого метода художницы, развития ее новаторских поисков.



Александра Никитична Сахаровская — первый профессиональный художник-график в бурятском изобразительном искусстве, получившая специальное образование в Ленинградском государственном институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, открывшая бурятскому зрителю мир графики, многомерный, эпический, порой монументальный, позволяющий вести диалог со зрителем во времени. Являясь основой всех видов изобразительного искусства, рисунок, т.е. графика, служит не только ярким показателем профессионального мастерства художника, но и становится «ключом» к пониманию его индивидуальности, черт характера. Рисунок, отражая сложный и многообразный процесс развития всего изобразительного искусства, связан с раскрытием духовно-интеллектуальных основ жизни общества, к которому принадлежит художник. Рисовать — значит думать, чувствовать с карандашом в руках, анализировать и обобщать увиденное, насыщая это увиденное новыми мыслями, новыми формами. Являясь глубоко личностным способом передачи мира, тончайших переживаний и чувств автора, графика оказывается выразителем тех черт, которые формируют важнейшие качества художественного стиля времени. «Графика — самый мистический вид искусства, обнажающий все потаенные движения души, отображающий мгновения, которые не терпящие лакировки, проработки, полировки, потных усилий, и краткое прикосновение, рукопожатие, всплеск чувств».

Александра Никитична Сахаровская родилась 26 апреля 1927 года в селе Ленинск Зиминского района Иркутской области в многодетной семье. Отец ее относился к клану ашебагатов булагатского рода. Маленькая сельская девочка росла любознательной и вдумчивой, изучая окружающий мир с пытливостью будущего художника. Виды родной природы, звуки жизни вокруг рождали восторг и одухотворенность души. Неумолимо хотелось взять в руки карандаш, мел, кисточку, что есть под рукой, и рисовать, создавая образы. С увлечением изображала домашних животных, птиц, людей, особенно любила рисовать своего младшего брата, будущего заслуженного геолога БурАССР Ивана Никитича Сахаровского. В 19 лет поступила в Иркутское художественное училище и окончила его в 1951 году. С 1951 по 1957 год обучалась на графическом факультете в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.

Дипломной работой художницы стали иллюстрации к роману Х.Ц. Намсараева «На утренней заре» (1957). Сразу после окончания Ленинградского института живописи Александра Сахаровская приступила к работе над иллюстрациями к бурятскому эпосу «Гэсэр» (1960-1962); Художницей созданы: серия линогравюр «История одного улуса» (1965); серия литографий «История моего народа» (1968-1970), «Сурхарбан» (1971), «Моя Бурятия» (1972); серия «Мои современницы» (1968-1970) и многие другие.




С 1959 года принимала участие в выставках. Ее работы экспонировались на всесоюзных и республиканских художественных выставках, также в 1988, 1997 годах проводились персональные выставки в Республиканском художественном музее им. Ц.С. Сампилова в Улан-Удэ. Участвовала и в международных выставках советского искусства за рубежом. В 1959 году была участником II декады бурятского искусства и литературы, проходившей в г.Москва. Удостоилась высокого звания народного художника БурАССР в 1963 году, а в 1981 году — народного художника РСФСР. В 1977 году А.Н. Сахаровской присудили Государственную премию Бурятской АССР за серии графических произведений «Моя Бурятия» и «По Монголии». У Александры Сахаровской прекрасная семья: супруг — Константин Зонхоев, известный бурятский боксёр. Дочь — Елена Зонхоева, российская художница (работает в технике батик, проживает в Санкт-Петербурге).

Александра Никитична работала в технике линогравюры, офорта, литографии, рисунка, акварели, гуаши, живописи. Произведения АН. Сахаровской находятся в Художественном музее им. Ц.С. Сампилова, в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, в Государственном музее искусства народов Востока (Москва), в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Музее истории Бурятии им. М.Н. Хангалова (Улан-Удэ), в музеях г. Читы, г. Иркутска, г. Киева, г. Ашхабада, г. Пензы, г. Брянска, в частных коллекциях.



Александра Никитична Сахаровская является одним из общепризнанных классиков бурятского советского изобразительного искусства второй половины XX века. В академизм художественных творений предыдущих времен, как художник-новатор, Сахаровская сумела внести свежую струю, свое оригинальное видение. При этом старалась сохранить в своих работах национальный колорит. Ей, рожденной на земле улигершинов-рапсодов, самой судьбой было уготовано соприкоснуться с древним эпосом «Гэсэр» и воспеть его по-своему — песней черно-белых линий графических произведений. Она с юности мечтала отобразить героические образы величайшего эпоса бурят. Взялась рисовать сразу же после окончания института, но не сразу всё удавалось. Ей пришлось пройти много испытаний: неприятие ее работ, разочарование и новые поиски. Но целеустремленность взяла свое, и Сахаровской удалось найти ключ к удаче. Эпос «Гэсэр» издавался и переиздавался с линогравюрами А.Н. Сахаровской. О непростом творческом пути художника подробно рассказывается в данной в книге.



Память о замечательном художнике Александре Никитичне Сахаровской (1927-2004) должна сохраниться в памяти народа. Её творчество целостно и гармонично в своем развитии, в образном постижении окружающей реальной действительности. В произведениях станковой и книжной графики раскрываются жизненные наблюдения художницы и поэтические образы Бурятии, её история и фольклор, современный народный быт, природа Забайкалья.

С книгой можете ознакомиться здесь:  /culture/books/5385/

Литература

1317

«Я очага народного красная искра...»

По итогам конкурса «Уран зохёолой юртэмсэ» присужден грант на издание в 2023 г. поэмы Галины Раднаевой «Гуламтын гал» («Огонь в очаге») и цикла «Аян замай дэбтэрhээ» («Из путевых заметок»)