Литература

Веление времени — вернуться к первоистокам

18 апреля 2023

1104

О новой книге повестей Доржи Сультимова

Веление времени — вернуться к первоистокам
Член Союза писателей России, лауреат Государственных премий Республики Бурятия Доржи Сультимов известен как автор драматических произведений, поставленных на легендарной сцене театра бурятской драмы, получивших высокую оценку зрителей и театроведов, как автор многих книг рассказов и повестей, как переводчик с монгольского замечательной прозы и драматургии признанных мастеров пера Монголии. В этот раз он издал под «одной крышей» повесть «Минии жаргал», давшую название всей книге, и повесть «Сагай эрхэ» («Веление времени»), издававшуюся в 2016 г. отдельным сборником вместе с рассказами.



Современная повесть успешно соперничает с романом. В отличие от романа, ей не нужна монументальность, от нее не требуют глубокого проникновения в эпоху. В повести действие может концентрироваться на сугубо частных вопросах. И, рассматривая эти сугубо частные, нравственные, семейные, любовные конфликты, талантливый писатель открывает в повести нечто более важное в социальном плане, чем иные многотомные романы.
Предлагаемые повести Д.Сультимова построены по логике своеобразной моральной и философской притчи. В общем жанровом смысле притча — поучительная житейская иллюстрация к изначально заданному моральному (в повести «Моё счастье») или философскому (в повести «Веление времени») тезису. Автор, как нам кажется, использовал притчу потому, что она схематизирует конкретное бытие ради более отчетливого выявления вечной и общей истины. 

Повесть «Моё счастье» — это притча о молодом и чистосердечном человеке, где автор с любовью описал характер своего героя Жаргала, его искренность, бескорыстие, человеческую отзывчивость и чистоту. Кто воспитал в герое такую чистую, может быть, даже чрезмерно доверчивую душу? Конечно, это могла сделать только очень добрая и любящая мать. Читателю наверняка запомнятся полные драматизма сцены прощания героя с умирающей матерью, рассказ о том, как он хоронил ее.

Доржи Сультимов, несомненно, продолжатель реалистических традиций бурятской прозы 20 века. Но в его повестях картина мира, и изображение отдельных событий часто выступают в формах символических. Он оригинально применяет такой прием, как смещение различных планов: реального и метафизического, бытового и романтического. Благодаря этому, в повести «Моё счастье» читатель находит, как и в жизни, и смешное и серьезное, и обыденное и высокое.



Будучи признанным мастером сцены, талантливым драматургом и сценаристом, Доржи Сультимов широко пользуется в своих прозаических произведениях различными средствами художественной выразительности: приемами монтажа, внутренним монологом — прямым и косвенным, сдвигами повествования во времени, ретроспекцией, которая органично вторгается в ход и течение сюжета, символикой образа. Анализируя прозу Д.Сультимова, делаем вывод: чем сложнее идея автора, тем чаще он прибегает к ее символической трактовке.

В повести «Моё счастье» имя, характер, личность героев имеют важное символическое значение. Например, мать Жаргала зовут Дугарма, что в переводе с тибетского означает «Белозонтичная Тара». Согласно буддийскому пантеону Ваджраяны, эта богиня проявилась для того, чтобы усмирять демонов, одолевать все злые силы, бедствия, пагубные влияния и болезни. Дугарма учит сына Жаргала быть добрым, честным, терпеливым и великодушным. Она приводит сына на священную гору Баян-Улаан, учит ритуалу подношения хозяину горы. Этот эпизод символизирует, что мать просит дух горы позаботиться о сыне после ее ухода в мир иной. После смерти матери в жизни Жаргала происходят катастрофические события, не раз его жизнь висит на волоске, и каждый раз его посещает таинственное видение хозяина горы — величественного старца на коне, после чего происходит чудесное спасение героя.

Любимую Жаргала зовут Мэдэг, что в переводе с тибетского означает «цветок». Автор символически трактует ее как духовное существо, обладающее всей полнотой сил и действий. В этот образ он вложил высшее значение любви, любви духовной, которая открыла для главного героя путь к высоким чувствам и переживаниям, стала основным порталом в духовную сферу из однообразной повседневности. Следуя за развитием событий повести, понимаем, что обретение настоящего смысла жизни для Жаргала было бы невозможно без женского начала: сперва матери, затем Мэдэг.

Есть еще один персонаж — дядя Содном, который ни разу не появляется, но о нем говорят Жаргалу и бабушка, и мать. Как-то сумев спастись после ареста во время массовых репрессий, он оказывается в Монголии. Имя Содном в переводе с тибетского означает «духовная заслуга, добродетели». Читатель узнает, что Содном стал влиятельным человеком, занимает высокий пост в Министерстве путей сообщения. В финале повести Жаргал, Мэдэг и Долгор отправляются в Монголию на встречу с дядей Содномом. Этот загадочный герой выступает неким символом надежности и крепости родственных уз, твердости человеческого духа.



Полна противоречий, и потому наиболее реалистична личность матери Мэдэг — Ханды Тагаровны. В одной ситуации она обрисована писателем как великодушная, сердечная, добрая. В другом случае она вдруг становится жесткой, эгоистичной, расчетливой, добиваясь личной выгоды. Она пребывает в уверенности, что делает все правильно для блага любимой дочери Мэдэг, запрещая дружить с Жаргалом, и всячески поощряет, подталкивает ее к отношениям с Ринчином. А когда она узнает о существовании влиятельного дяди Соднома, ее отношение к «безродному» простому шоферу Жаргалу кардинально меняется.

Ринчин, окруженный любовью состоятельных родителей, с детства не знал никаких забот. Все было к его услугам: после восьмого класса ему купили мотоцикл, затем фотоаппарат, и он продавал одноклассникам их фотографии. После службы в армии ему купили квартиру, только учись, живи на здоровье! Самовлюбленный Ринчин старался унизить сверстников, он всегда смотрел на них свысока. Даже чувство любви к Мэдэг не меняет его эгоистическую натуру. Не желая мириться с тем, что она любит не его, а Жаргала, Ринчин идет на подлость: клевещет на Жаргала, подстрекает Гомбо поджечь его дом. А когда следствие доказывает невиновность Жаргала, Ринчин куда-то исчезает. Этот герой служит символом беспредельного эгоизма, лживости и беспринципности.

Вызывает жалость герой Гомбо, с детства лишенный семейного тепла, материнской ласки и заботы. Пережив в детстве животный ужас от нападения волка, он на всю жизнь остается заикой-невротиком. Жизнь очень сурово обошлась с ним, после заключения судьба его пошла под откос. Как замечает автор, Гомбо сделал свой выбор, и его конец закономерен.

В этих повестях мы наблюдаем временные смещения, нарушение временной последовательности. Автор использует принцип ретроспекции, с его помощью он обращает время вспять. Как известно, ретроспекцией обычно пользуются в детективах. В повести есть детективная интрига, которая держит в напряжении внимание читателя. У Доржи Сультимова ретроспектива выступает также и как художественное средство раскрытия содержания подтекста.

Действие первой повести относится к концу 1960-х, началу 1970-х годов. Об этом читатель может догадаться по упоминанию о строительстве на площади Советов памятника Ленину к его 100-летию. Время это описано автором как время молодых, полных светлых надежд и оптимизма героев, добрых и мудрых людей старшего поколения (например, русского деда, спасшего обмороженного Жаргала), заботливых наставников — бригадира Алексея Николаевича (вызывает аллюзии с героем повести Д.Батожабая «Кто твой учитель?»), председателя колхоза, честного следователя подполковника Дэмбэрэла. Следуя логике авторского повествования, можем сказать: такие люди есть и в наше время. В любой формации всегда востребованы доброта, порядочность, честь и достоинство человека. Потому произведения Доржи Сультимова о таких героях будут еще долго современны и актуальны. 



Художественное время во второй повести «Веление времени» еще более символично, оно выступает как диалектическое единство конечного и бесконечного. Время буддийской притчи, которой открывается повесть, это бесконечное время в сравнении с быстротечной человеческой жизнью, это небесный пролог эпического противостояния Правды и Лжи. 

В этом бесконечном потоке времени автор выделяет одно событие: возвращение со службы Булада, внука дедушки Гэндэна. В доме старика Гэндэна и бабушки Гажад собираются три поколения рода. Старик Гэндэн решает съездить вместе с сыном и внуком на святую гору, и наконец-то поговорить напрямую со своим сыном Даши. В это время по злому наговору Даши происходит размолвка между Буладом и его любимой Сэсэг.

Вторая повесть насыщена атмосферой кризисности, напряженным ожиданием бурных перемен и переломов в жизни героев, в жизни общества. Особенно остро это чувствует старик Гэндэн. В монологах Гэндэна, в ретроспекциях автор раскрывает истоки, обнажает корни, смысл и сущность глубокого кризиса общества. На фоне повальной коммерциализации, беспринципности, эгоизма, взяточничества, предательства, личность старика Гэндэна предстает символом человечности. Личность этого героя задает нравственный императив, учит достоинству, праведности. Автор правдиво передает атмосферу напряженных духовных поисков Гэндэна, ищущего пути нравственного возрождения народа. 

А Даша не ощущает никакой своей вины перед обманутым им сыном, перед земляками, не испытывает угрызений совести перед своим честным отцом. В погоне за прибылью, за легкой наживой пролетают его дни. Его мир приобретательства, культа безудержного потребления бездушен и жесток. Наживаясь на незаконной вырубке леса, он безжалостно губит природу своего края. Но вечный закон кармы никто не отменял, за его грехи вместе с ним погибает и отец. В финале повести в живых остается только Булад, которого спасает любящая Сэсэг. 

Автор достиг высокой степени трагической выразительности в последних сценах. Он подводит читателя к мысли об одномоментности настоящего, прошлого и будущего. Параллельные слои времени, до поры скрытые от Гэндэна (случай из детства с разорением ласточкиного гнезда), открываются ему только в мгновения перед концом этой земной жизни.

Символичен вывод автора о том, что есть счастье. Каждый из нас связан с вечностью, а земная жизнь не является тяжким бременем, это бесценный дар и очередной путь к спасению и вечному счастью. Счастье возможно, когда мы начнем ценить жизнь, а не прожигать ее в погоне за деньгами, в борьбе за то, что не является истинным счастьем.

Писатель, наверное, сознательно ограничил свое поле зрения для того, чтобы выделить главную идею, сосредоточить внимание читателей на изображенном. Он оставляет читателя с чувством, что автор знает о жизни нечто большее, более широкое, чем то, что он сознательно выразил в концентрированном виде: жизнь через жизнь людей, а не просто жизнь людей через характеры. 

Произведения Доржи Сультимова проникнуты верой в способность человека решать проблемы своего времени. Веление времени — чтобы сохраниться как народ, надо вернуться к основам праведности — к родной земле, природе, национальной культуре. Молодой герой Булад мечтает жить и работать на земле предков, разводить скот, оберегать природу. Хочется верить, что он не одинок в своей мечте, найдутся единомышленники среди молодых, энергичных и думающих о лучшем будущем. Повести Доржи Сультимова, зовущие к чистоте общих первоистоков, полных добра, веры и мощной жизнеутверждающей силы, будут нравственным ориентиром, источником размышлений для молодого поколения.

Литература

1225

«Я очага народного красная искра...»

По итогам конкурса «Уран зохёолой юртэмсэ» присужден грант на издание в 2023 г. поэмы Галины Раднаевой «Гуламтын гал» («Огонь в очаге») и цикла «Аян замай дэбтэрhээ» («Из путевых заметок»)