Театральное искусство Бурятии
Спектакль из далёкой деревни
26 февраля 2020
1163
Как бурятский театр создаёт постановки из легенд и реальных историй своего народа
Андрей Огородник/ТАСС
Театр в Улан-Удэ работает почти 90 лет, и за эти годы здесь поняли: лучшие спектакли — реальные истории народа, которые можно собрать, проехавшись по региону.
— В конце 20-х годов одним из первых спектаклей бурятского театра была постановка, основанная на материалах экспедиции. После распада Советского Союза театр растерялся, ему уже не указывали сверху. Появилась свобода. Так начался поиск, возрождение, возвращение к корням, — говорит художественный руководитель бурятского драматического театра Саян Жамбалов.
В 1999 году театральная труппа отправилась в экспедицию по деревням и сёлам Иркутской области. Артисты много общались с бабушками и дедушками. — Они поведали нам древнюю легенду об «Улейских девушках». Девушка наложила на себя руки из-за того, что её насильно выдали замуж за нелюбимого человека. Мы записали все обрядовые моменты древних бурятских свадеб, песни и танцы того времени, — рассказывает Саян Жамбалов.
Художественный руководитель Бурятского драматического театра Саян Жамбалов Андрей Огородник/ТАСС
С 2013 года почти каждый сезон театральная труппа во главе с руководителем, режиссёрами, актёрами выезжает в экспедиции. Такой большой состав необходим для того, чтобы актёры могли до конца прочувствовать атмосферу: людей, природу, саму историю, которую они будут оживлять на сцене.
Зритель требует правды
Экспедиции подарили труппе несколько спектаклей, которые постоянно показывают в театре. Например, «Ветер минувших перемен» — о судьбе бурятского генерала Уржина Гармаева. Он участвовал в создании бурят-монгольской армии, которая вместе с Японией выступила против Советского Союза. В начале 40-х был расстрелян. Для сбора материала были предприняты экспедиции в Китай и по местам службы этого человека.
Другой спектакль — «Поющие камни» — про тайшу (главу) Хоринской степной думы Дамба-Дугар Иринцеева, который жил 200 лет назад. Во время поездки театральная труппа жила в Анинском дацане в Хоринском районе, собирала материал о драматической любви и мистической истории вдовы-шаманки, возводившей Анинский дацан.
При создании постановки «Полёт. Бильчирская история» Саян Жамбалов хотел понять, почему из маленького села Бильчир Иркутской области вышло столько известных деятелей Бурятии: шесть ректоров, Мария Сахьянова — революционерка, которая встретилась с Лениным, там жил и работал бурятский этнограф и фольклорист Матвей Хангалов.
Но в результате получился совсем другой материал. Во время беседы с бабушками и дедушками мы прочувствовали боль, трагедию, человеческую драму потери Родины.
Их деревни и сёла были затоплены ради Братской ГЭС на АнгареНа премьеру спектакля привезли тех самых жителей села, истории которых легли в основу постановки.
— Мы не совсем попали в их представление, спектакль сделан в современной постановке, — говорит Саян Жамбалов. — Но они были рады, что актёры говорили на иркутском диалекте бурятского языка.
Несколько лет театр гастролирует с этой постановкой по всей России, и она отмечена многими театральными наградами. По мнению Саяна Жамбалова, зритель ходит на хороший, качественный спектакль, ему нравится правда. Он сам диктует, какие спектакли ему нужны. Возможно, это связано с тем, что сейчас в обществе есть запрос на возвращение к корням, потребность самоидентификации. Театр это чувствует, слышит и принимает в этом активное участие.
Лаборатория бурятской пьесы
— Если посмотреть на историю драматургов бурятского театра, — говорит Саян Жамбалов, — то самыми успешными были бывшие актёры. Даши Батожабай был актёром, потом выучился на драматурга. Цырен Шагжин, Батомунко Пурбуев — это люди, которые изнутри знают театральную кухню, все её механизмы. И поэтому я решил, что надо начать с актёров. Чтобы научиться писать хорошие пьесы, в театр приглашают драматургов из столицы — те проводят краткосрочные курсы для бурятских артистов. Из первой такой творческой лаборатории вышел спектакль «Тугшан». Он тоже был собран по материалам экспедиции в агинских степях Забайкальского края. Молодые ребята в реконструированной форме монгольских воинов рассказали легенду о том, что в этих степях несколько сот лет назад погиб знаменосец Чингисхана. Так родилась постановка о современном парне, который потерялся во времени.
Сцена из спектакля «Тугшан» Андрей Огородник/ТАСС
Подробно на сайте Дальний Восток: https://dv.land/territory/spektakl-iz-dalekoi-derevni
Другие статьи автора
Буряад-монгол ороной мэдээжэ зон
387
Эрдэмдэ һурагты гэһэн эсэгын захяагаар
Хэжэнгын аймагай Үлзытэ нютагай харгана угай Бодиев Чимитдоржо Цыренович ба Жанчикова Цыренжап Чимитовна хоёрой гэр бүлын найман хүүгэд булта дээдэ һургуулитай байхаһаа гадна эрдэмэй хоёр доктор, нэгэ кандидат урган гараа
Буряад-монгол ороной мэдээжэ зон
565
Высокая награда директора «Буряад ФМ» на Алтаргане-2024
В праздничные дни международного всебурятского фестиваля известный бурятский журналист Жанна Дымчикова получила звание «Передовой работник культуры Монголии» из рук заместителя министра культуры господина Даваасурена.
Дасан һүмэнүүд, уншалганууд
747
Чесанын дасанай Согчин дуганай равнай
2024 оной июлиин 27-ной үдэр үнинэй хүлеэгдэһэн Чесанын дасанай равнай үнгэржэ, ехэ баяр болобо
Буряад-монгол ороной мэдээжэ зон
1024
Буряадай түрүүшын сэрэгэй доктор тухай
Түрүүшын буряад сэрэгэй врач, медицинын албанай полковник (хурандаа) Базар-Сада Ямпилов заха холын Үльдэргэ гэжэ бишыхан тосхонһоо гараһан хүн гэжэ хүн хүсэд мэдээгүйшье бэзэ