Музыка

Ты вечно с нами, прекрасная душа!

30 мая 2018

3779

Для появления истинного искусства, говорит Л. Толстой, необходимо совмещение очень многих условий, и совмещаются все эти условия, давая выдающийся результат, крайне редко. Почва, среда, традиция, талант, трудолюбие — всем этим Елену Шараеву судьба не обделила. Кто хоть раз слышал ее пение, попадал под обаяние чарующего голоса. А ведь голос тоже такое же гениальное творение, как возвышенная поэма, как неумирающее полотно или музыка.



На родине, в Галбае, наши дома стояли по соседству, мы с Леной вместе играли, меняясь новыми игрушками. После шести лет, когда моя мама переехала на новое место работы в Тагархай, наши пути надолго разошлись. Я слышала разговоры о том, что Лена хорошо поет, учится в Улан-Удэнском музучилище. А встретились мы, когда она училась в Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Я тогда по журналистской своей привычке старалась понять, откуда у деревенской девушки такой высокий талант. Я узнала, что ее мама Ринчин Доржеевна обладала красивым сильным голосом удивительного тембра и широкого диапазона. Наш великий земляк Цырен Хоборков, народный артист Бурятии, предлагал ей учиться вокалу и получить музыкальное образование. Но жизнь распорядилась иначе: Ринчин Доржеевна вышла замуж за ветерана войны Гомбо Сыдыповича Шараева и посвятила свою жизнь воспитанию семерых детей. А голос ее передался по наследству дочери.

Елене повезло с наставниками. Она с особой благодарностью вспоминала своего первого педагога по вокалу, заслуженную артистку России Клавдию Гомбоеву-Языкову. Это была замечательная певица и удивительная женщина, которая раскрыла редкий талант своей воспитанницы, сумела распахнуть ее душу навстречу красоте гармонии звуков.


В Ленинграде Елена попала в класс профессора И. П. Левандо, заслуженного деятеля искусств России. Ираида Павловна воспитала целую плеяду оперных звезд. Когда приемная комиссия большинством голосов решила, что Елена обладает меццо-сопрано, Ираида Павловна возразила: «Нет, я буду вести ее как драматическое сопрано». Так талантливый педагог не стала ломать голос будущей дивы бурятской оперы, а бережно продолжила дело, начатое ее первым наставником. Совместилось еще одно важное условие, указанное Толстым — эти талантливые учителя следовали лучшим традициям русского классического оперного искусства.

В 1989 году Елена Шараева была принята в труппу солистов Бурятского государственного академического театра оперы и балета, где ей стали поручать ведущие партии классического оперного репертуара. Хорошее знание бурятского языка помогло ей мастерски исполнить на калмыцком языке партию Ага Шавдал в национальной опере К. Чонкушева «Джангар». В 1990 году во время гастролей нашего оперного на Ставрополье и в Элисте восхищенные ее пением калмыки готовы были носить на руках молодую певицу. На Первом международном конкурсе молодых вокалистов в Перми в 1993 г. Елена была удостоена специального приза им. Ольги Бородиной. В этом же году она успешно выступила на фестивале оперных певцов в Токио и знаменитая Ирина Архипова пригласила Елену Шараеву и Татьяну Шойдагбаеву к себе на мастер-класс. Так наши молодые талантливые певицы попали к ней на учебу в Большой театр. Невероятное везение!

Но кроме удачи и таланта, своевременной поддержки ей потребовались такие личностные качества, как стойкость и выносливость, огромное трудолюбие, чтобы создать на сцене яркие запоминающиеся образы. Недда в «Паяцах» Леонкавалло, Леонора в «Трубадуре» Верди, Маргарита в «Фаусте» Гуно, Ярославна в опере «Князь Игорь» Бородина, Лиза в «Пиковой даме» и Татьяна в опере «Евгений Онегин» Чайковского, Тоска из одноименной оперы Пуччини, Земфира из «Алеко» Рахманинова, Волхова из «Садко» Римского-Корсакова, Саффи из «Цыганского барона» и Розалинда из «Летучей мыши» Штрауса, Сильва из одноименной оперетты Кальмана, Урмай Гоохон из оперы «Гэсэр» Андреева — вот галерея образов, созданных ею на сцене бурятского оперного театра. Кроме этих разнохарактерных ролей в ее багаже насчитывалась камерная лирика, романсы и песни бурятских композиторов.
На творческом пути певицы была встреча с Даримой Линховоин, музыкантом от бога и педагогом по призванию. Народная артистка России, художественный руководитель театра Дарима Лхасарановна Линховоин помогала молодым певцам постичь сложный музыкальный материал, войти в образы оперных героев, готовила их к участию в профессиональных конкурсах. Вместе с ней Елена Шараева давала концерты на сценах многих стран мира: Австрии, Голландии, США, Франции, Южной Кореи, Японии.

В 1995 году произошло незабываемое событие в ее жизни. Из 130 певцов, заявленных на участие в XVI Международном конкурсе вокалистов им. Глинки, Елена Шараева в числе 15 была допущена к финальному туру. Став лауреатом конкурса, по приглашению председателя жюри И. К. Архиповой наша землячка пела в гала-концерте на сцене Большого театра.

Следующий 1996 год принес Елене новый успех — блестящее выступление на конкурсе «Бельведер» в сердце музыкальной Европы Вене. Тогда она получила предложение от импресарио Венского театра на участие в постановке оперы Пуччини «Тоска». Но этому не суждено было сбыться.

Мне вспоминается наш разговор накануне ее бенефиса, состоявшегося 29 апреля 2004г. Мы говорили о ее последних работах. Лена рассказывала, как она работает над образом: представляет себе место и время действия, обычаи и нравы эпохи, характер, состояние души героини. Она тогда сказала: «Я пробую каждый образ на голос». Я представила себе, какой это огромный труд — лепить образ голосом, вложив в него частицу своей души.

Тогда она призналась, что ей очень дорог образ Лизы из «Пиковой дамы» Чайковского, что она трепетно относится к музыке Чайковского и Рахманинова. Это понятно, ведь Елена Шараева выпускница Ленинградской консерватории им. Н. Римского-Корсакова, знаменитой своими традициями, школой русского классического оперного пения. Потому в ее репертуаре особое место отводилось камерным произведениям этих композиторов. Романсы на стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева и других поэтов — это русское музыкальное Евангелие, без чего невозможно представить Россию, ощущать ее духовность. А Россия спасалась и спасется, будет всегда, пока у нее есть духовность.

Такой она и осталась в моей памяти — неутомимый труженик, очень требовательный к себе, полный творческих замыслов. Певица щедро делилась своим даром, завоевывала новые вершины, оставаясь в то же время удивительно скромным человеком. Как и все многочисленные поклонники ее таланта, мы были уверены в ее будущих творческих победах, с нетерпением ждали ее новых работ. А она мечтала спеть в Ла Скала...
В ней всегда чувствовалась манящая тайна — души, таланта, всего ее прекрасного облика. Когда она проходила по улицам, казалось, что она несет свою красоту как факел, свет которого отражается на лицах и душах добрым очищающим светом. В каждом ее движении, в каждом повороте головы чувствовался дух, исполненный красоты и любви. В этом тоже была тайна...


Беда всегда приходит неожиданно, повергая в отчаяние. Но молитве людской не отвратить всевышней воли, как не дано гаданиям изменить ход звезд. Солнечным майским днем проводили Елену в последний путь. Ты — крылатый призыв к вышине, ты, созданная из огня, где ты сейчас? Благословен твой каждый шаг в неведомом для нас мире, ступай же, как богиня, рассыпая звезды и цветы...

Чарующий голос твой мы будем слышать каждое утро — в пении птиц, в дыхании ветра, в звоне весенних ручьев и шуме дождя. Весной, когда в отрогах Саян расцветает багульник, в его лиловом море мы будем слышать твою песню о Тунке, о счастье, о любви. Под высоким летним небом, бодрствуя вместе с луной и звездами, увидим в небесах твой незабвенный образ. Ты вечно с нами, прекрасная душа!

Другие статьи автора

Нааданууд

1418

Үндэһэн нааданууд. Шагай нааданай хуряангы хэшээлнүүд

Наадан бүхэн һургадаг, хүмүүжүүлдэг үүргэһээ гадуур үндэһэн ёһо заншалаа дамжуулха арга олгодог. Үбгэ эсэгэнэрэйнгээ байгуулһан угсаата соёлоо хүндэтэй дээрэ тогтоон абаагүй хүн ямаршье арадуудай жаяг заршам сэгнэжэ шадахагүй гэдэг гээшэ

Буряад-монгол ороной мэдээжэ зон

1502

Гунга Чимитовай 100 жэлэй ойдо

Буряад арадай элитэ уран зохёолшо, ирагуу найруулагша Гунга Гомбоевич Чимитовай бүхы зохёолнууд буряадай уран зохёолой мүнхэ һарьдагуудай тоодо орохоороол оронхой. Тэрэнэй ном бүхэниинь уһан торгон уран буряад хэлэнэй үндэр жэшээ, алтан жаса

Уралиг

1611

Сэлэнгын хабсагай шулуунда Сагаан үбгэнэй дүрсэ олдобо

Бууралхан Буряадаймнай хангай дайдын таабаринь дундаршагүй, үе-үе болоод лэ байгаалиһаа тодорһон гү, али нэгэ эртэ урдын сагта хүнэй гараар бүтээгдэһэншье түүхэ шажанда хабаатай шухаг зүйлнүүд олдоод лэ байдаг: шулуун дээрэ өөрөө гараһан Аранжин маани, Янжима бурханай дүрсэ, Алтан сэргэ, хабсагай шулуунууд дээрэхи эртэ урдын зурагууд, бэшэгүүд гэхэ мэтэ

Смотрите также

Музыка

1471

Певец народа

15 мая года исполнилось бы 85 лет со дня рождения Дугаржапа Цыреновича Дашиева (1939-2003 гг.), выдающегося оперного певца, народного артиста СССР, лауреата Всесоюзного конкурса вокалистов им. М.И. Глинки, солиста Бурятского государственного академического театра оперы и балета имени народного артиста СССР Г.Ц. Цыдынжапова.

Музыка

4541

Грани таланта

Светлой памяти моего учителя Олега Иосифовича Куницына