Музыка

Дмитрий Маслеев: В детстве я не мечтал стать пианистом…

14 февраля 2017

7277

Сейчас известные музыкальные критики называют Дмитрия Маслеева одним из самых великих пианистов своего поколения.

Дмитрий Маслеев: В детстве я не мечтал стать пианистом…

Дмитрий
Маслеев


Родился 4мая 1988 в Улан-Удэ. В семь лет начал обучение музыке в музыкальной студии
средней школы, в десять лет дал первый сольный концерт. В 2000 году поступил в
музыкальную школу № 5 города Улан-Удэ, в 2001 году стал первым победителем международного
конкурса «Найдал», регулярно выступал в концертных залах города. В 2002 году
Дмитрий поступил в Новосибирскую музыкальную Школу-колледж имени М.И. Глинки. В
2004 году стал лауреатом первой премии на пятом международном конкурсе юных
пианистов им. Т.П. Николаевой (Брянск). В 2006 году поступил в Московскую
государственную консерваторию им. П.И. Чайковского в класс профессора М.С. Петухова[1], у которого также учился в аспирантуре В2014-2015 годах стажировался в Международной фортепианной академии на озере Комо (Италия).

- Заслуженный артист Республики Бурятия,
- лауреат Государственной премии Республики Бурятия (2015),
- победитель XV Международного конкурса им. П.И.Чайковского (Москва, 2015, Золотая медаль, Спецприз),
- лауреатмеждународного конкурса пианистов «Chopin» (Рим, Италия),
- лауреат международного конкурса им. Адилии Алиевой в Гайаре, Франция (2010, I
премия),
- лауреат международного конкурса пианистов им. Антонио Наполитано, Салерно,
Италия (2013, I премия),
- лауреат Всероссийского музыкального конкурса (2014, III премия),
- участник проекта Санкт-Петербургского Дома музыки «Молодые исполнители России»
 

Cпецпроект Soyol.Ru. 28-летний пианист, родившийся в Улан-Удэ, достиг мировой известности в 2015 году, когда он выиграл золотую медаль Международного конкурса им. Чайковского. После этого Дмитрий дал огромное количество концертов, а совсем недавно, 30 января, он выступил с дебютом в нью-йоркском Карнеги-Холле. «Это было действительно запоминающееся событие» — скажут потом зрители.

В своем родном Улан-Удэ Дмитрий был в сентябре 2016 года на открытии концертного сезона в Бурятской филармонии. За день до этого Маслеев встретился с Даримой Линховоин, педагогом и концертмейстером театра оперы и балета им. н.а. СССР Г.Цыдынжапова, человеком, открывшим миру другого триумфатора того же конкурса оперного певца Ариунбаатара Ганбаатара. Два профессионала поговорили не только о музыке и учителях, но и о любимых книгах, фильмах, преодолении себя и многом другом.




Дарима Линховоин: Дима, ты нас прославил невероятно, очень здорово, что люди узнали, что есть такой город Улан-Удэ на карте. Сейчас ты стал много ездить, играешь в прекрасных залах! Скажи, пожалуйста, в каких странах ты уже побывал, где ты играл?

Дмитрий Маслеев: Очень во многих, в некоторых даже по нескольку раз. Если говорить о Европе, то лучше перечислить, где я не был.

Д.ЛИНХОВОИН Как ты считаешь, в какой стране публика встречает горячо, а где сдержанно?

Д.МАСЛЕЕВ Я даже не знаю, наверное, это просто от места зависит. Могу сказать, что на фестивале фортепианной музыки Ла-Рок-д’Антерон во Франции нас очень шумно принимали, что не очень свойственно для них. Было все очень оживленно, даже бурно, зрителей было около 3 тысяч человек.

Д.ЛИНХОВОИН Чем ты так поразил французов?

Д.МАСЛЕЕВ Я играл сольный репертуар в первом отделении, партиту Баха, сонату Шумана 2, произведения Листа, во втором отделении — была русская музыка, пьесы Чайковского, соната Метнера и закончилось все обработкой Сен-Санса «Danse macabre». Ну, еще сыграл пару бисов. Время было позднее, все закончилось в полночь.

Д.ЛИНХОВОИН Здорово! Французы — народ избалованный, к ним столько приезжает разных интересных музыкантов, тот горячий прием, с которым они тебя принимали, говорит о твоем огромном успехе! А в Китае ты был?

Д.МАСЛЕЕВ Да, я был в Китае вместе с замечательным виолончелистом Александром Раммом. Играли с оркестром Чайковского.




Д.ЛИНХОВОИН
Как-то я слушала там Ланг Ланга, он играл Скрябина, потом вместе с Темиркановым концерт Чайковского, но тогда он еще был молодой, это было лет 12 назад. Да... Он был молодой, но у него такой темперамент! Просто дикий! Я не знала, что китайцы такие темпераментные! А ты — человек сдержанный, говорят, что ты немножко холодноватый. Но я могу поспорить с этими людьми, ты тоже горяч, но это все пока в тебе.

Д.ЛИНХОВОИН Скажи, пожалуйста, сколько ты занимаешься в день? Вот Рихтер, когда давал интервью, говорил, что занимается всего 3,5 часа в день. А потом Дорлиак все это опровергла, сказав, что это неправда, всего лишь кокетство.

Д.МАСЛЕЕВ
В свободное время я занимаюсь, наверное, около 8 часов. Бывают дни, когда я переезжаю, мне не хватает времени на занятия, и это вгоняет меня в депрессию. Сразу портится настроение... На эти перелеты, дороги тратится так много времени.

Д.ЛИНХОВОИН
Значит, ты уже абсолютный пленник рояля. Я тебя очень хорошо понимаю, действительно, когда не позанимаешься один день, это очень угнетает. Это знакомо, ладно, не будем сегодня о грустном. Сейчас после конкурса, когда ты прослушал всех конкурсантов, кто тебе нравится?

Д.МАСЛЕЕВ У всех финалистов свой четко выраженный стиль, мне это интересно, и это также нравится слушателям. Я со многими подружился, стал общаться с Сергеем Редькиным — потрясающего ума человек. С виолончелистом Александром Раммом, со скрипачом Павлом Милюковым — улан-удэнцам эти имена знакомы. Они не раз приезжали сюда.

Д.ЛИНХОВОИН Тебе приходится работать со многими дирижерами на сцене. С кем тебе было интересно?

Д.МАСЛЕЕВ Вы знаете, мне бывает каждый раз интересно. Например, работа с Александром Сладковским вызвала не только приятные эмоции, но и радость сотворчества, а выступления с Мариинским оркестром — это особые вечера. Каждый раз по-разному, и каждый раз захватывающе.

Д.ЛИНХОВОИН А ты с Юрием Хатуевичем Темиркановым играл?

Д.МАСЛЕЕВ Пока еще нет, но думаю, мне еще доведется сыграть и с Юрием Темиркановым, и не только с ним, есть действительно много легендарных имен, и, когда существует хотя бы малейший шанс встретиться с ними на сцене, не только как слушатель, но и как исполнитель — это потрясающе.

Д.ЛИНХОВОИН Я знаю, что Валерий Абиссалович Гергиев заинтересованно говорил о тебе, как-то по-особому что ли. На конкурсе Чайковского он, конечно, играл главную роль, а это колоссальная ответственность. Мне кажется, что не каждая творческая личность его величины повезет такое количество молодежи, чтобы показать их талант всему миру.

Д.МАСЛЕЕВ Я хотел бы сказать большое спасибо Валерию Абиссаловичу, хочу заметить, что он сейчас играет со многими финалистами конкурса. Я думаю, что не только я, но и каждый лауреат чувствует свою ответственность, нам каждый раз на сцене нужно держать марку.

Д.ЛИНХОВОИН Хочу спросить про твоих учителей, мы, конечно, знаем, у кого ты здесь учился, но хотелось бы, чтобы ты еще раз их назвал.

Д.МАСЛЕЕВ Когда мне задают этот вопрос, я всегда с радостью называю имена всех педагогов. Это моя первая учительница Ольга Андреевна Черных и Елена Евдокимовна Степанова (детская школа искусств № 5), они на самом деле очень много сделали для меня. На летних каникулах в Улан-Удэ, когда я уже учился в Новосибирске, а потом был студентом в Москве, я всегда ходил заниматься в свою 5-ю музыкальную школу. Здесь двери всегда были открыты для меня, именно отсюда я поехал учиться дальше в Центральную музыкальную школу в Новосибирске, где моим педагогом была замечательная Ирина Исаевна Берман. Эта школа и подготовила меня к поступлению в Московскую консерваторию, где я учился у великолепного музыканта, профессора Михаила Степановича Петухова. В последний год перед конкурсом я стажировался в Италии у многих педагогов. Так что дань уважения своим педагогам я еще долго буду отдавать.

Д.ЛИНХОВОИН Как ты считаешь, если человек растет только у одного педагога — это хорошо? Или как...

Д.МАСЛЕЕВ Я думаю, что тут все зависит от конкретного случая. Я знаю примеры, когда человек оставался у одного педагога, хотел может быть на какие-то на мастер-классы поездить, но ему сказали, что не стоит. В итоге позже этот человек достигает больших высот. А кто-то наоборот, ездит очень много, впитывает разный опыт и тоже достигает успеха. Хочу сказать, что это все очень индивидуально. Я, например, учился у одного педагога на протяжении восьми лет и в консерватории, и в аспирантуре, и у меня даже мысли не возникало поменять своего педагога. Это нечто за гранью!



Д.ЛИНХОВОИН Все-таки какова роль педагога в становлении ученика, именно исполнителя? Она ведь большая, правда?

Д.ЛИНХОВОИН Просто некоторые говорят: «Да, а я с детства был талантлив!» и т.д.

Д.МАСЛЕЕВ Ну, я так сказать не могу. Я даже не мечтал стать пианистом. Только переехав в Новосибирск, а потом в Москву, я понял, что попал в совершенно другую среду. Мне было с кем конкурировать, а это очень много значит.

Д.ЛИНХОВОИН Я знаю, что ты здорово фотографируешь, у тебя просто глаз-алмаз!

Д.МАСЛЕЕВ К сожалению, весь прошлый год в связи с большой занятостью я как-то упустил это хобби. И несмотря на то, что хочется сыграть еще много концертов и еще побольше времени уделить занятиям, я буду стараться возобновить свое хобби. Ну, не могу так просто взять и бросить это!

Д.ЛИНХОВОИН Помню, я куда-то уезжала зимой и на площади Советов вечером мне встретилась Елена Евдокимовна и говорит: «Ах, у меня такооой мальчик. Маленький! Я его везу в Благовещенск!» Было такое?

Д.МАСЛЕЕВ
Да, мы ездили с моим педагогом Еленой Степановой в Благовещенск.

Д.ЛИНХОВОИН Она мне тогда и говорит: «Знаешь, Дарима, ты его должна послушать!». Я помню, что бежала, мне было некогда, сказала ей, что сама учу, терции у меня не выходят. Помню, что Лена была в этот момент вся восторженная, воодушевленная, волосы дыбом, кажется она бежала оформлять билеты. Вот как интересно жизнь складывается, сейчас мы с тобой сидим и обсуждаем, какие оркестры и дирижеры лучшие!

Д.МАСЛЕЕВ В Благовещенске был один из первых конкурсов, в которых я участвовал.

Д.ЛИНХОВОИН Тогда ты был еще маленький!

Д.МАСЛЕЕВ Ну, конечно, я был тогда еще мал. Диплом и спецприз помню мне дали.

Д.ЛИНХОВОИН Видишь, тебя уже в детской школе заметили, значит что-то уже было, талант у тебя уже тогда проглядывался... Когда приезжаешь в Улан-Удэ куда-нибудь ездишь, на Байкал, например?

Д.МАСЛЕЕВ Я уже год не был на Байкале, сейчас я здесь исключительно по-рабочему визиту, впрочем, как и в большинстве других поездок. На первый взгляд кому-то может показаться, что если человек много ездит, то значит и видит много. На самом деле это не совсем так, максимум, что я успеваю увидеть — это отель, концертный зал, ресторан, ну и аэропорты, самолеты уже как дом родной.



Д.ЛИНХОВОИН Мне интересно как ты разыгрываешься? Играешь гаммы, этюды?

Д.МАСЛЕЕВ Нет. У меня как-то времени для этого нет, надо очень много нового учить, поэтому не до гамм, не до чего.

Д.ЛИНХОВОИН Скажи, пожалуйста, сколько ты можешь вообще не играть? Вообще не касаться клавиш?

Д.МАСЛЕЕВ (Задумывается). Ну... например в этом году после поездок было такое, что я два дня не занимался, раньше эта цифра была гораздо больше.

Д.ЛИНХОВОИН Ну, сейчас и ответственности у тебя больше.

Д.МАСЛЕЕВ Да, за эти два дня, которые я не смог позаниматься и прошли для меня зря, вы не представляете, как я себя ненавидел после этого! Ужасное состояние. Я просыпался и думал: «Как я мог?!».

Д.ЛИНХОВОИН Да, это знакомо. Сейчас, когда у тебя бешеный темп жизни, когда все расписано задолго вперед, есть ли у тебя время на чтение? Что ты читаешь?

Д.МАСЛЕЕВ Совсем недавно начал читать в поездках, пока читаю Толстого. Чтение мне нравится, нравилось и раньше, конечно. Просто весь прошлый год не хватало времени. Сейчас я пытаюсь находить время на что-то еще.

Д.ЛИНХОВОИН Ты ведь должен что-то черпать, должен питаться, вдохновляться. Подпитка должна быть определенная. Может, ты фильмы смотришь?

Д.МАСЛЕЕВ
Да. Когда я дома один, за едой смотрю что-нибудь легкое и простое, чтобы не нагружало мозг.

Д.ЛИНХОВОИН
Я недавно смотрела фильм «2012» что ли называется. Вот там потрясающие съемки. Я сидела и думала: «Боже мой, насколько изобретательны люди!». Кстати, насчет изобретательности, помнишь, ты мне как-то показывал один свой трюк на средней педали. Помнишь?

Д.МАСЛЕЕВ А-а! Помню, помню!

Д.ЛИНХОВОИН Ты же его изобрел? Такой интересный эффект...

Д.МАСЛЕЕВ Ну, я не знаю... Если конкретно, то речь шла о пьесе «Танец феи Драже» из «Щелкунчика» Чайковского. Не знаю, я ни разу не слышал, чтобы кто-то так играл. Хотя это так просто.

Д.ЛИНХОВОИН Ну вот, видишь тебе просто, а оказалось, что за этим простым спрятано виртуозное мастерство. Люди не видят, еще не пришли к этому.

Д.МАСЛЕЕВ Кстати, кто-то на фейсбук выложил одну из записей, где я как раз так играю, потом люди там накомментировали, дескать, «под фонограмму играет!».

Д.ЛИНХОВОИН Ну что такое! Надо уши хорошие иметь все-таки!

Д.МАСЛЕЕВ Я думаю, что если играть под фонограмму, то это было бы гораздо сложнее, ведь там надо попадать.

Д.ЛИНХОВОИН Со мной такое было однажды, я как-то один романс играла, ну такое очень бурное произведение. Сперва записали звук, потом сказали повторить игру для съемок, что будем показывать ваши руки крупным планом. А я не смогла, потому что по клавишам нужно было точно попадать.

Д.ЛИНХОВОИН Расскажи нам, ты уже играл с оркестром Спивакова?


Дмитрий Маслеев с Владимиром Спиваковым

Д.МАСЛЕЕВ Да. И с «Виртуозами» и «Энфором» (Национальный филармонический оркестр России (НФОР). Играл концерты Рахманинова и Баха.

Д.ЛИНХОВОИН Ты учился в Центральной музыкальной школе в Новосибирске, где бесспорно хорошие педагоги и одаренные ученики. Есть ли у них кто-то после тебя, тоже занимающий первые, вторые премии на конкурсах?

Д.МАСЛЕЕВ Вадим Репин там учился, кстати, там не только сильная пианистическая школа, но и скрипичная. Я знаю, что духовики там тоже сильные, кто-то из них в Нью-Йорке работает. Много моих одноклассников с кафедры «струнных» сейчас успешно работают в московских оркестрах, мне бывает радостно, когда мы встречаемся на совместных концертах.

Д.ЛИНХОВОИН Во время учебы тебе тяжело было? Ты жил в интернате?

Д.МАСЛЕЕВ Нет, я в Новосибирске я жил с бабушкой и братьями.

Д.ЛИНХОВОИН Значит, ты не можешь сказать, как там было в интернате.

Д.МАСЛЕЕВ Я могу сказать, как было в общежитии!

Д.ЛИНХОВОИН Здание интерната в новосибирской школе было старое, коммуникации изношенные... я была там в нулевых.

Д.МАСЛЕЕВ Да, я там бывал. Зато новый интернат замечательный!

Д.ЛИНХОВОИН Там и директор замечательный.

Д.МАСЛЕЕВ Я там был в марте, Александр Тихонович все там же. Бессменный руководитель. Как директор он потрясающий. Построить сначала интернат, а потом еще концертный зал!

Д.ЛИНХОВОИН Если директор сам музыкант, то он настоящий директор. Александр Марченко создал потрясающие условия для учеников, в интернате очень комфортно, в комнатах сейчас живут по два человека. А вот когда я училась в спецшколе в Ленинграде, то мы жили по 22 человека в одной комнате — это была настоящая республика Шкид. В школе ты уже давал концерты?

Д.МАСЛЕЕВ Если только отчетные, во время учебы я не давал концертов. В марте я там играл с оркестром.

Д.ЛИНХОВОИН Твой самый первый крупный конкурс?

Д.МАСЛЕЕВ (Задумывается). По-моему, у меня шло все по нарастающей. В годы учебы в Новосибирске был юношеский конкурс, он оказался очень полезным. Благодаря ему я познакомился с педагогами из Московской консерватории и из академии Гнесиных. Учась в консерватории, я съездил еще на один конкурс, потом еще на другой. И так каждый год. У меня наращивался репертуар, уровень конкурсов становился выше и выше. Но до конкурса Чайковского в мероприятиях подобного масштаба я никогда участвовал. В первый раз такое было... И вот.

Д.ЛИНХОВОИН Я помню нашу встречу в гостинице «Мариотт» в Москве.

Д.МАСЛЕЕВ Я тоже помню.

Д.ЛИНХОВОИН Пианисты уже начали конкурс, а мы — вокалисты подъехали позже. Мы с тобой столкнулись в гостинице, и я спрашивала у тебя, не страшно ли. Ты тогда должен был играть уже на завтрашний день.




Д.МАСЛЕЕВ Лучше не вспоминать это время... Я даже сейчас представить не могу, что я тогда чувствовал...

Д.ЛИНХОВОИН Хорошо, не будем вспоминать, но все-таки твое становление началось отсюда, с города Улан-Удэ. Что бы ты пожелал жителям, которые здесь живут поколениями? У тебя наверняка возникают какие-то мысли, когда ты сюда приезжаешь?

Д.МАСЛЕЕВ Я всегда очень рад вернуться в свой родной Улан-Удэ. Могу пожелать одно, чтобы больше продвигали культуру в массы. Наше дело — хорошее.

Д.ЛИНХОВОИН Говорят, что музыка излечивает людей. Я как-то прочитала статью одного известного профессора медицины. Он пишет, что классическая музыка способна менять состав крови, многие болезни уходят. Помню, когда ходила в филармонию в Ленинграде, видела полные залы, все с детьми сидели. Никто ведь им не запрещал, не говорил, что до 10 лет и так далее. Приходили, садились и слушали очень внимательно. Я думаю, что все-таки родители, бабушки и дедушки должны быть очень внимательны к детям и внукам. Не надо их воспитание пускать на самотек. Нужно прививать к ним любовь к классической музыке, водить на концерты. Дима, вот что слушать людям, которые никогда не ходили на такие концерты? Сейчас ведь многое можно найти в интернете.

Д.МАСЛЕЕВ Я как-то ничего навязывать не хочу. Могу сказать, что нужно слушать качественную, хорошую музыку, не только классическую, только нужно стараться избегать безвкусицы.

Д.ЛИНХОВОИН Если бы наши бурятские композиторы сочиняли фортепианную музыку, ты бы играл?

Д.МАСЛЕЕВ Не сейчас... В данный момент я не могу принимать никаких предложений из-за занятости, базовый пианистический репертуар очень широк и мне сейчас надо очень много учить — поэтому ничем другим я не могу заниматься. Через некоторое количество времени посмотрим...



Д.ЛИНХОВОИН И я надеюсь, что к этому времени может появятся хорошие фортепианные произведения наших бурятских композиторов. Хочу сказать напоследок, что мы всегда говорим: «А вы знаете, что Маслеев — наш?» Ты — самая большая наша гордость! Дима, ты должен знать, что где бы ты ни был, ты не должен чувствовать себя одиноким, потому что мы всегда с тобой, твоя родина всегда тебя поддержит. 

Музыка

2934

Грани таланта

Светлой памяти моего учителя Олега Иосифовича Куницына

Музыка

4535

Опыт возрождения бурятских традиционных музыкальных инструментов сууха хуура и суура

Доржиева Виндарья Ринчин-Нимбуевна — известный общественный деятель, автор и организатор проекта «Возрождение утраченных бурятским народом старинных музыкальных инструментов»