Театры

Страницы истории балета Бурятии. Бакалин Васильев

4 ноября 2022

1290

85 лет назад, 3 ноября 1937 года, родился Бакалин Николаевич Васильев — народный артист Бурятской АССР, преподаватель Бурятского хореографического училища, почетный профессор Восточно-Сибирской академии культуры и искусств, публицист и общественный деятель

Страницы истории балета Бурятии. Бакалин Васильев
И сегодня, 4 ноября, в честь его юбилея, на сцене Бурятского театра оперы и балета состоится вечер балета «‎Рыцарь танца‎».
Б.Н. Васильев действительно был благородным рыцарем танца, посвятившим культуре и искусству Бурятии 60 лет творческой деятельности. С 1948 по 1956 гг. он обучался в знаменитом Ленинградском хореографическом училище имени А.Я. Вагановой, а с 1956 г. до последнего дня своей жизни работал в Бурятском театре оперы и балета.



До середины 1980-х гг. Б.Н. Васильев — ведущий солист балета, создатель галереи ярких, неповторимых образов в богатом репертуаре тех лет. Это Черный Вихрь в «Красавице Ангаре», Ротбарт в «Лебедином озере‎», Нурали и Гирей в «Бахчисарайском фонтане‎», Визирь в «Легенде о любви», Магдавая в «Баядерке», Эспада в «Дон Кихоте‎», Тореро в «Кармен-сюите‎», лесничий Ганс в ‎"Жизели‎«‎, Половец в Половецких плясках из «Князя Игоря» и многие другие.



Жизнь артиста Бакалина Васильева была неотделима от жизни педагога, воспитавшего несколько поколений артистов балета и балетмейстеров, работающих в разных городах России и за рубежом.

«‎Он начал преподавать в культурно-просветительном училище..., а затем был приглашен преподавателем народно-сценического танца в Бурятское хореографическое училище... Мальчики выпускались у Б. Н. Васильева по классическому и народно-сценическому танцам, а девочки — по народно-сценическому танцу», — пишет доцент кафедры хореографии ВСГИК, заслуженный работник культуры РФ Аралтай Исаевна Каржаубаева.




С теплотой говорит о своём педагоге, Бакалине Николаевиче Васильеве, заслуженный работник культуры России и Бурятии, журналист и автор публикаций о Б.Н. Васильеве Эржена Цыреновна Гомбоева: «В наши первые годы учебы в училище он был еще молодым артистом балета, и мы, девчонки, наверное, все были в него влюблены. Занятия он вёл он очень деликатно, очень тактично. Чувствовалось, что он немного стесняется... Но когда он выходил на сцену — то преображался. В нем жил неистовый темперамент, актерская харизма, он полностью входил в образ».



"Наш театр 1960-х, 70-х и 80-х годов невозможно представить без Бакалина Николаевича, — рассказывает главный балетмейстер Бурятского театра оперы и балета, заслуженный артист России Баярто Дамбаев. Он был постоянным партнером Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева, антиподом. Например, исполнял партию Черного Вихря. Каким он был! Взрывной, влюблённый, властный.

Жгучий испанец, он мог передать страстный испанский характер лучше самих испанцев! Это отмечал даже Херардо, когда в 1977 году приезжал в наш театр ставить "Испанские миниатюры"».‎

«На нашей сцене таких испанцев не было, — вспоминает Э.Ц. Гомбоева. — В 1963 г. начали ставить балет „Дон Кихот“, и он танцевал Эспаду. Сколько было эмоций, сколько энергии, какой он был красивый, какие эффектные были у него позы. Ощущались смелость, одержимость, стремление идти вперёд и побеждать. На сцене он был великолепен.

А его Нурали — это был взрыв. Дикая, стихийная, восточная натура. Когда он входил в раж, зал стонал.

Благодаря ему партия Ротбарта, у которого нет самостоятельных вариаций, выходила на значимую высоту. Каждый поворот головы, каждый взмах крыльев-рук, каждый настороженный взгляд — всё говорило о том, что это злой гений, что именно он владеет всеми этими лебедями, и что без борьбы он Одетту не отдаст.

Когда в последние годы он работал помощником режиссера, то знал все роли, начиная от ведущих партий и заканчивая артистом кордебалета, который стоит в десятой линии около последней кулисы, он видел всю сцену. К этому времени практически вся балетная труппа состояла из его учеников».

«Не вы заработали это звание — академический, — часто говорил тогда Б.Н. Васильев. Вы не имеете права танцевать хуже, ронять эту планку. Только поднимать — и с гордостью нести дальше». 


Среди выпускников Б.Н. Васильева — народные артисты РФ В. Ганженко, Ю. Муруев, Е. Самбуева, заслуженные артисты РФ А. Павленко, В. Кожевников, народные артисты РБ Т. Миханошина-Муруева, В. Андреев, Г. Батурина, заслуженные артисты РБ Э. Чернова, Н. Абыкова, Л. Иданова, А. Хабитуев, С. Сандаков.



Имя Бакалина Николаевича Васильева занесено в мировую энциклопедию «Балет‎» и энциклопедию МНР (в 1985-1986 гг. по направлению Министерства культуры СССР Б.Н. Васильев работал в Монгольском музыкально-хореографическом училище).‎ За заслуги перед Бурятией, связанные с достижениями в области культуры, за общественную деятельность по укреплению мира и дружественных отношений между народами Бакалин Васильев в числе первых был награжден медалью Агвана Доржиева. Статьи Б.Н. Васильева посвящены истории бурятского народа, языку и традиционной культуре бурят. Он внес значимый вклад в профессиональное искусство в Бурятии и за ее пределами.

Другие статьи автора

Гоёл шэмэглэлэй уралиг

335

Даша Намдаков: урлигайнь удха Үхэригһөө

XX ба XI зуунжэлнүүдэй бэлшэр дээрэ Орос гүрэнэй ба бүхэдэлхэйн урлигай юртэмсэдэ томохон одон тодороо. Уран тэнгэриһээ үршөөлтэй Даши Намдаков баримал урлалай үзэгдээгүй, өөрсэ түхэлтэй бүтээлнүүдээрээ харагшадаа гайхуулаа. Буряадай эрхим уран барималшан, зураашан-график, алташа, мүнгэшэ дархан, дизайнер Даша Бальжинимаевич Намдаков Ород Уласай уран зураашадай холбооной гэшүүн, Ород Уласай Холбооной габьяата уран зураашан, РАХ-ын академик гэһэн нэрэ солодо хүртэнхэй.

Буряад-монгол ороной мэдээжэ зон

880

Чойдак гэбшын тайлбари толи тухай (1898-1972)

XX-дохи зуунжэлэй тэнгээр элитэ лама, гэбшэ һаарамба Чойдак Бадмажапов «Түбэд хэлэнэй тайлбари толи» гэһэн гайхамшаг ажал бүтээһэн. «Чойдак гэбшын» гэгдэһэн толи түбэд хэлэ бэшэгэй урда хойно үзэгдөөгүй баян сан элсүүлээ

Смотрите также