Театры

Вера Именохоева: «Для неё театр — это жизнь»

30 ноября 2022

2847

Сегодня, 30 ноября, отмечает 70-летний юбилей народная артистка Бурятии Вера Именохоева

Вера Именохоева: «Для неё театр — это жизнь»
Вера Валентиновна Именохоева — концертмейстер группы виолончелей симфонического оркестра Бурятского государственного академического театра оперы и балета.
 


О жизни и творчестве артистки — в статье артиста симфонического оркестра БГАТОИБ Евгении Именохоевой, которая также является внучкой юбилярши. 

Вера Валентиновна Именохоева — исключительная и невероятно талантливая виолончелистка, посвятившая многие годы музыке в составе симфонического оркестра Бурятского театра оперы и балета, сольному исполнительству и преподавательской деятельности. Уже полвека она радует зрителей своим профессионализмом, неутолимым трудолюбием и рвением к такому благородному и прекрасному делу — служению во имя искусства. 

Начала свой творческий путь в театре Вера Валентиновна артистом оркестра в 1974 году после окончания «Улан-Удэнского музыкального училища им. П.И. Чайковского» (ныне «Колледж искусств им. П. И. Чайковского») в классе преподавателя заслуженного деятеля искусств России Михаила Лазаревича Балдаева. В годы обучения юная виолончелистка проходила мастер-класс и общалась на творческой встрече с великим виолончелистом XX века — Мстиславом Леонидовичем Ростроповичем, что, в свою очередь, дало неизгладимое впечатление и мощный стимул продолжать развивать свои музыкальные способности. Школа виолончельного мастерства Михаила Балдаева взрастила в Вере Валентиновне такие качества, как артистизм, глубокое ощущение музыки и раскрепощённость техники. 

Уже в стенах театра Вера Валентиновна сконцентрировала и приумножила свои навыки: после первого театрального сезона работы она стала помощником концертмейстера группы виолончелей Бурятского театра оперы и балета, исполнителем сольных партий в различных оперных, балетных спектаклях, а также неоднократно принимала участие в симфонических концертах в качестве исполнителя-соло и ансамблиста. 

Художественный руководитель Бурятского государственного академического театра оперы и балета, маэстро Владимир Рылов вспоминает о знакомстве с Верой Именохоевой в 1986 году: 

«Одним из самых ярких, волнующих, самых приятных и важных воспоминаний, которые я храню уже в течение 35 лет, для меня было знакомство с солисткой оркестра, виолончелисткой — Верой Именохоевой. Тогда она была просто Верочка: чудная, юная, очень красивая и с замечательным звуком, уверенно сидящая на первом месте виолончельной группы. А тогда ведь были довольно сильные виолончелисты — такие потрясающие музыканты, как Михаил Лазаревич Балдаев, Валерий Цыденович Гасланов и другие яркие музыканты. И репертуар был в чём-то даже и шире, чем теперь, потому что спектакли у нас шли каждый день, нагрузка была огромная, и постоянно выходить на сцену к зрителям — это было счастье. «Лебединое озеро» с огромным виолончельным соло, которое начинается с труднейшего «до бемоля», почти неисполнимого — всегда это было интригующе и прекрасно. Наши оперные спектакли, наши концерты, где мы исполняли Генделя, Вивальди: труднейшие инструментальные партитуры, которые дают труднейшие задачи всем исполнителям и, в первую очередь, нагрузка приходится на тех, кто сидит впереди, а значит, и на первую виолончель, как и на первую скрипку, нашего незабвенного Сергея Георгиевича Окладникова — это был чудесный дуэт. Действительно работали душа в душу, потому что понимающие, умные глаза музыканта иной раз важнее и дороже, чем следующий за тем звук, хотя мы все прекрасно понимаем, что это и есть результат. Но сначала понимание, сначала договоренность, совместное общее желание найти правильный звук, правильную форму, которая влечёт за собой правильное содержание. Во второй мой приезд, когда опять возникла чудесная атмосфера в оркестре, когда мы сделали сложнейшую «Пиковую даму», «Кармину Бурана» и «Князя Игоря», «Бориса Годунова», которые и не уходили из репертуара театра — вся эта работа продолжается и сейчас. Я в третий раз приехал в Бурятию и Вера Валентиновна на месте. Опять те же умные глаза: мастерство взросло, накопился огромный опыт, огромное уважение и почёт, которым она окружена в оркестре, ощущается и создает такую замечательную, рабочую, дружескую и очень важную для результата оркестра атмосферу. Я надеюсь, что мы еще долго вместе поработает и порадуем и наших слушателей и наших коллег».
 

О музыкальных способностях Веры Именохоевой можно говорить бесконечно: за 50 лет службы в оркестре ею было сыграно колоссальное количество спектаклей и то, как она смогла передать в знаменитых виолончельных соло истинный смысл и академизм в исполнении — настоящий подвиг. Она буквально заражала слушателей и коллег вдохновением, раскрывала и обнажала души, что не могло остаться без внимания и восхищения. 

Валерий Волчанецкий, главный хормейстер и дирижёр БГАТОиБ рассуждает об участии Веры Валентиновны в многолетней истории театра: 

«В Вере Валентиновне я увидел такого человека, который отличается своей надёжностью, стабильностью, музыкальностью. Когда ею исполнялись соло из различных спектаклей репертуара театра — все эти качества были действительно заметны и мною ощущались, ведь тогда я занял должность главного дирижёра и был непосредственно близок ко всем моментам, связанными с артистами оркестра.

Мне доставляет удовольствие общение с ней не только во время репетиционного процесса, но также и в моменты, когда мы общались вне театра: от неё всегда можно было услышать хорошие советы и получать самодостаточные, профессиональные ответы.

Мы работали вместе очень долгое время и можно сказать, что это целая эпоха, в которой мы состояли в творческом сотрудничестве. 

На примере Веры Валентиновны можно проследить и понять механизм музыкальных традиций, переходящий из поколения в поколение. Это замечательно, когда человек заражает своим талантом не только своих коллег, а также и членов своей семьи. Они перенимают её одухотворённость, необыкновенную тягу к прекрасному: что каждый день нужно проживать с какой-то пользой, и эта польза как раз видна. Её дочь (Светлана Именохоева, заслуженная артистка Республики Бурятия/Концертмейстер группы флейт) и внучки (Евгения Именохоева, артист оркестра и Дарья Башинова, артист балета) тоже пошли по профессии артиста и это — крайне важно, ведь на связи между поколениями держится вся наша работа и если она теряется, то очень тяжело её восстановить. Я считаю, что Вера Валентиновна является примером для подражания: движения от мудрости, долгих лет служения театру, до передачи того особенного накопленного опыта своей семье».


Вера Валентиновна в первую очередь знаменита своей работой концертмейстера группы виолончелей. Эта должность весьма ответственна и требует больших эмоциональных, физических и артистических затрат. Александра Наталина (концертмейстер оркестра БГАТОиБ): 

«Вера Валентиновна — универсальный, зрелый, профессиональный и невероятно музыкальный человек. Я много лет наблюдаю за её работой с группой, работой в оркестре: мне всегда хотелось быть такой же основательной и спокойной, как она. Её внешний и внутренний порядок помогает и поддерживает всегда, играть с ней было и есть одно удовольствие.

Работа концертмейстера тяжелая и многогранная. В ней есть важная задача — чтобы люди пошли за тобой слушали и понимали. Порой бывает сложно тянуть всё за собой и заставлять себя, но Вера Валентиновна умеет подавать такие сильные импульсы, что хочется пойти за ней. Её уважают за верный подход к работе: то, каким она была концертмейстером — это настоящий профессионализм.

Я многому научилась от неё именно знаниям о концертмейстерской работе, потому что возможность обучиться той мудрости, что в ней есть и вживую увидеть яркий пример классической школы концертмейстерства и оркестровой игры даётся не каждому». 


Роль Веры Валентиновны в становлении виолончельной школы в Улан-Удэ весьма весома и значительна: под её началом воспитывалось и развивалось не одно поколение музыкантов. Ученики музыкальных школ и студенты «Колледжа искусств им. П. И. Чайковского» хранят в памяти её всеохватные методы обучения игры на виолончели, живой пример «пения на инструменте», продолжение традиций классического исполнения с элементами новшества и самовыражения. 

Для своих коллег Вера Именохоева стала настоящей легендой симфонического оркестра театра, мудрым наставником и близким другом. 

Новое поколение артистов оркестра Бурятского театра отзываются о ней с трепетом, уважением и восхищением её профессионализму, музыкальности, качествах лидерских и человеческих: 

«Когда мы с Верой Валентиновной начали совместную работу в оркестре, я понял насколько она интересный и уникальный человек, который посвятил свою жизнь Бурятскому театру оперы и балета. Такие музыканты, как она, всегда будут цениться, потому что они знают и владеют репертуаром досконально, ведь невозможно обучить специалиста всем тонкостям и тем ощущениям нюансов, которые Вера Валентиновна выполняет уже на автомате — это нарабатывается исключительно годами
.



Мне кажется, что для неё театр — это жизнь. Вера Валентиновна отдала всю себя творчеству, что не может быть не замечено. Следующие поколения артистов оркестра должны быть благодарны ей за её глубокое погружение в театральную историю, за мудрость и профессионализм. Я уверен, что Вера Валентиновна прослужит театру ещё многие годы и очень рад знакомству с таким артистом», — говорит Игорь Кузнецов, инспектор оркестра БГАТОиБ. 

«Вера Валентиновна — очень душевный человек, с ней достаточно просто общаться, несмотря на её многолетний опыт и профессиональные знания. После моего приезда в Республику Бурятия, у нас буквально с первых репетиций появилось доверие друг другу, наша совместная работа шла в хорошем контакте и в последующем сотрудничестве у нас сложились очень тёплые, искренние отношения. Мне очень нравится в ней то, как она ненавязчиво подсказывала некоторые моменты в ходе работы над оркестровыми партиями, как она может найти подход к абсолютно каждому музыканту и помочь сделать их работу лучше и качественнее. Чему меня лично обучила Вера Валентиновна, так это деликатности в плане направления внимания именно на те детали, которые ,действительно, нужны. Восхищает также её чувство юмора и необъятный оптимизм, который остается с ней всегда, несмотря на трудности нашей профессии. Вера Валентиновна всегда может найти такие слова, которые тут же расслабят обстановку и поддержит так, что у всей группы появляется желание сыграть ещё лучше и сплочённее. Она — душа нашей группы. В ней есть та искра, которая объединяет нас», — отметила Анастасия Власюк, артист оркестра БГАТОиБ, коцертмейстер группы виолончелей. 

«Вера Валентиновна —пример для нас, вдохновитель, опытный советчик, хороший друг. Для меня огромная честь работать с ней. Меня восхищает её элегантность, красота и рассудительность.


Во время работы с ней я чувствую невероятную энергию, которая вдохновляет меня на творчество и стремление сделать настоящую музыку, что очень важно в ансамблевом исполнительстве. Слушать соло в спектаклях в исполнении Веры Валентиновны — это настоящий подарок: возникают такие трепетные, нежные чувства от такого благородного, богатого звука виолончели, которым она может затронуть самую глубину души. Своим невероятным талантом и мастерством вдохновить каждого», — Нямхуу Нацагдорж, артист оркестра БГАТОиБ. 

Вклад Веры Валентиновны Именохоевой в творческое развитие не только Бурятского театра оперы и балета, но и для всей культурной жизни республики неоценим. Она удостоена звания «Народной артистки Республики Бурятия» (2013 год), награждена медалью «За заслуги перед Республикой Бурятия» (2018 г.) и почётной грамотой «Народного Хурала Республики Бурятия» (2016 г.)

Другие статьи автора

Нааданууд

2067

Үндэһэн нааданууд. Шагай нааданай хуряангы хэшээлнүүд

Наадан бүхэн һургадаг, хүмүүжүүлдэг үүргэһээ гадуур үндэһэн ёһо заншалаа дамжуулха арга олгодог. Үбгэ эсэгэнэрэйнгээ байгуулһан угсаата соёлоо хүндэтэй дээрэ тогтоон абаагүй хүн ямаршье арадуудай жаяг заршам сэгнэжэ шадахагүй гэдэг гээшэ

Буряад-монгол ороной мэдээжэ зон

2196

Гунга Чимитовай 100 жэлэй ойдо

Буряад арадай элитэ уран зохёолшо, ирагуу найруулагша Гунга Гомбоевич Чимитовай бүхы зохёолнууд буряадай уран зохёолой мүнхэ һарьдагуудай тоодо орохоороол оронхой. Тэрэнэй ном бүхэниинь уһан торгон уран буряад хэлэнэй үндэр жэшээ, алтан жаса

Уралиг

2196

Сэлэнгын хабсагай шулуунда Сагаан үбгэнэй дүрсэ олдобо

Бууралхан Буряадаймнай хангай дайдын таабаринь дундаршагүй, үе-үе болоод лэ байгаалиһаа тодорһон гү, али нэгэ эртэ урдын сагта хүнэй гараар бүтээгдэһэншье түүхэ шажанда хабаатай шухаг зүйлнүүд олдоод лэ байдаг: шулуун дээрэ өөрөө гараһан Аранжин маани, Янжима бурханай дүрсэ, Алтан сэргэ, хабсагай шулуунууд дээрэхи эртэ урдын зурагууд, бэшэгүүд гэхэ мэтэ

Смотрите также

Театры

2080

Страницы истории балета Бурятии. Бакалин Васильев

85 лет назад, 3 ноября 1937 года, родился Бакалин Николаевич Васильев — народный артист Бурятской АССР, преподаватель Бурятского хореографического училища, почетный профессор Восточно-Сибирской академии культуры и искусств, публицист и общественный деятель