Архитектура

Архитектура Улан-Удэ: история и современность

7 апреля 2014

23601

Столица Бурятии меняется во времени и пространстве.

Архитектура Улан-Удэ: история и современность

Верхнеудинск в 1840–50 гг.

Архитектурный облик современного Улан-Удэ складывался более трех сотен лет. Как многие сибирские города с дореволюционной историей он возник как казачий острог (1666 г.) для управления новыми территориями Российской империи. Впоследствии город стал региональным центром торговли, а в советские годы — пережил массовую индустриализацию и урбанизацию. Происходившие изменения напрямую отразились на архитектуре Улан-Удэ, который постепенно превратился из уездного города в столицу суверенной республики.

Батарейная гора — начало начал

Крест и камень в память основателям Верхнеудинского острога
К настоящему времени в Улан-Удэ, к сожалению, не сохранилось каких-либо архитектурных объектов, связанных с исполнением им оборонительных функций острога в XVII в. Все крепостные сооружения были выполнены из дерева и за ненадобностью были разрушены уже к концу XVIII в. Однако место основания города — «Батарейная гора» — было символически отмечено в 1991 году. В связи с 325-летием городской истории здесь были установлены два православных креста и каменная плита, посвященные казакам-основателям. 

Старый город

В XVIII–XIX веках город, утратив оборонительное значение, продолжал играть роль административного и торгового центра. Главными зданиями города стали три православных сооружения: удивительный по своим формам Одигитриевский собор (первое каменное здание Верхнеудинска), Свято-Троицкий и Свято-Вознесенский храмы. К архитектурным доминантам города того времени следует добавить и Гостиный двор, вокруг которого сформировалась Гостинодворская площадь — главная площадь дореволюционного Верхнеудинска.
Гостинодворская площадь является несомненным достоянием города. Необыкновенная по архитектурной выразительности, она воплотила смелые, масштабные замыслы своих архитекторов и строителей своего времени.
Несколько купеческих домов с торговыми лавками, расположенными по периметру площади, придали ее архитектурному облику законченный характер. Многие из этих домов сохранились и были отреставрированы.
Особое внимание жителей и гостей столицы республики привлекают дома купцов Капельмана, Курбатова, Лосева.

Дом купца Капельмана

Каменных зданий дореволюционного периода в Улан-Удэ было не так много. До конца XIX в. город почти не разрастался, развиваясь, в основном, за счет уплотнительной деревянной застройки усадебного типа.
Деревянное зодчество — отдельная страница архитектурной истории города. Несмотря на разрушительное действие времени и катастрофический пожар 1878 г. в облике центральной части современного Улан-Удэ еще можно встретить черты первой половины XIX в. — периода архитектуры русского классицизма. В планах городских властей — восстановить деревянные микрорайоны, сделав центральную часть Улан-Удэ — «визитной карточкой» столицы.

Сегодня благодаря реконструкции исторической зоны в центре города сформировался своего рода пространственный локус дореволюционного Улан-Удэ (Верхнеудинска) — города торговли. Внутри этой области утвердился очевидный центр — территория вокруг Гостиных рядов, включая пешеходный (с 2004 г.) участок ул. Ленина («Бурятский Арбат»). Физическую и символическую реконструкцию «Старого города» усилили за счет восстановления в нагорной части, вблизи площади Советов, Триумфальной арки (в 2006 г.) и Александровского сада (в 2010 г.) 

«Триумфальная арка», или, как можно чаще услышать, «Царские ворота», была восстановлена в честь 340-летия Верхнеудинска-Улан-Удэ.
Прежняя, деревянная арка была установлена здесь в 1891 г. в связи с проездом через город будущего императора Николая II и полностью разрушена в 1936 г. Реконструкция стала возможной благодаря финансовой поддержке одного из крупных городских предприятий и стала символом возрождения традиций меценатства, украшавших историю дореволюционного Верхнеудинска.

Триумфальная арка

Александровский сад изначально появился на Гостинодворской площади в 1880-ые гг. «по случаю восшествия на престол Императора Александра II» и был восстановлен, как было сказано выше, в 2010 г.

Александровский сад на Гостинодворской площади

Советская эпоха

Особый период в истории архитектуры Улан-Удэ — советский. Именно в это время город многократно расширил свои границы, устремился ввысь. Сегодня историческая зона дореволюционного Улан-Удэ занимает на городской карте сравнительно небольшое место. Все остальное — новые общественные центры, массивы спальных жилых районов, промышленные зоны, городские дачи — все это продукт советской застройки.

Среди них особо выделяются два архитектурных ансамбля: ансамбль площади Советов с удивительным памятником — «головой Ленина» и ансамбль площадь Славы с Дворцом культуры Локомотивовагоноремонтного завода.
В сфере культурного строительства следует выделить величественные здания двух государственных театров республики — театра оперы и балета и театра бурятской драмы. Фасад и интерьер театров были призваны отразить традиции и особенности бурятской культуры.

Жилищное строительство в советском Улан-Удэ, как и во всей стране было в основном типовым. Оригинальных и, что немаловажно, законченных комплексов жилых зданий в городе возникло не много. Но есть и исключения, которыми гордится Улан-Удэ. Среди них следует выделить проспект Победы, монументальные и обильно декорированные здания, которого до сих пор украшают центральную часть города, открывая вид на долину реки Селенга.

Постсоветский период

В постсоветский период в архитектурном облике Улан-Удэ немногое изменилось. Город расширялся в основном за счет малоэтажного строительства окраинных и пригородных микрорайонов.

Одним из значимых направлений в изменении облика Улан-Удэ стала работа по реализации национальных — бурятских мотивов в архитектуре и скульптуре. Идеи, волновавшие городских архитекторов еще с советских времен, по финансовым и идеологическим причинам, долгое время не находили своего воплощения. Их реализация началась с установки скульптуры «Мэргэн». Ее разместили в локальном центре Октябрьского района города — рядом с районной администрацией.

Скульптурная композиция Мэргэн

Гостеприимная Бурятия
В 2002 г. в центральной части города появилась скульптура «Гостеприимная Бурятия». Первоначально она была установлена за Бурятским государственным театром оперы и балета на крутом краю возвышенности. Скульптура представляет собой бурятскую женщину, держащую в руках традиционный бурятский хадак, — символ национального гостеприимства, который вручают почетным гостям. Местоположение скульптуры сразу посчитали неудачным, в связи с активной критикой в 2008 г. ее перенесли к Селенгинскому мосту. Теперь этот самый высокий памятник Улан-Удэ встречает гостей города, двигающихся в центр со стороны аэропорта. Эта новая роль сделала ее, как отмечают местные туроператоры, бурятским вариантом нью-йоркской Статуи Свободы. «Мать Бурятию» называют и главным символом постсоветского Улан-Удэ.


Скульптурная композиция Гэсэр
Еще один значимый объект — скульптура Гэсэра, героя бурятского национального эпоса была представлена горожанам 29 июня 2006 г. Она расположилась на возвышенности недалеко от Удинского моста на Батарейной горе рядом с местом основания города.

Наконец, стоит отметить «Богатырский мост», построенный в 2005 г. в 20а квартале и объединивший два городских района — Октябрьский и Железнодорожный. Благодаря скульптурам богатырей, расставленных по оба конца , мост получил своё название — «Богатырский». Фигуры баторов отчетливо отобразили связь бурятской истории с великой центрально-азиатской историей эпохи Чингисхана.

Воин у Богатырского моста

Важно отметить, что с начала 2000-х гг. Улан-Удэ активно благоустраивается: строятся новые дороги, транспортные развязки, тротуары, фонтаны, скверы, общественные здания, стабильными темпами развивается жилищное строительство. Город растет ввысь и вширь и постепенно меняет прежний однообразный облик.

Архитектура

3049

Святыня из кедра

В Улан-Удэ строят храм для гигантской статуи Будды