Искусство народов Бурятии

Бадма Габанов: Народные песни способны сохранить наследие, нацию и язык

15 сентября 2020

360

Как пенсионер из маленького горного села в Бурятии стал одним из лучших певцов народной песни в России.

Бадма Габанов: Народные песни способны сохранить наследие, нацию и язык
Бадма Габанов — типичный представитель окинских хонгодоров. Статен, обаятелен, харизматичен. Но есть в нем одно отличие от всех — у него редкий, очень своеобразный по тембру, качеству и музыкальности голос. Все, кому хоть раз довелось услышать пение Бадмы Габанова, могут сказать, что оно незабываемо.

Пел с детства

Бадма родился шестым ребенком в семье фронтовика Лопсона Манзаракшеевича и Долгор Сыреновны. Отхончика все любили и баловали, особенно старшая сестра Ольга. Маленький Бадма ходил за ней хвостиком, куда бы она не шла. Как вспоминает улигершин, именно Ольга привила ему любовь к пению.

— Чтобы она не делала, она всегда напевала песни. Мне нравилось засыпать под ее колыбельные, у нее был приятный и нежный голос.

Особенно ему запомнились те моменты, когда они с сестрой ехали на лошади, на стоянку к родителям. Через тайгу. Иногда кромешная ночь заставала их в пути.

— Мне тогда было лет пять, и, видимо, чтобы я не боялся темноты, сестра начинала громко петь, так мы без приключений добирались домой.

Затем, мальчик уже сам стал хорошим ездоком на лошади. И долгие таежные путешествия он скрашивал уже своим пением.

В молодости был комсомольским активистом, много лет успешно работал председателем колхоза. Свой талант он уже проявлял на сцене маленьких колхозных клубов, принимая активное участие в художественной самодеятельности.

Однажды в середине 80-х годов группа артистов народного творчества выехала в Улан-Удэ для участия в телевизионном конкурсе. Среди них был и Бадма Габанов.

По рассказам очевидцев, члены жюри были поражены мастерством молодого окинского улигершина. Восторженные судьи говорили: — «Ну надо же, вроде бы чабан, а как тянет, ну оцените же его! Какой талант! В Оке он же пропадет!».

Так прошли годы. Бадма все еще продолжал петь в районном «худсаме», пока в 2006 году не решился поучаствовать в «Алтаргане». Тогда международный фестиваль проходил в Монголии. Там Бадма Сыренович стал лауреатом конкурса народных песен «Алтан гургалдай — Золотой соловей». После принимал участие во многих республиканских, всероссийских и международных конкурсах. Везде он становился лучшим, занимал первые места и удостаивался Гран-при.



Сохранить народную память

Сегодня Бадма Габанов — носитель важной и уникальной информации, заложенной многовековой генетической памятью окинских бурят. По-научному таких людей называют этнофорами. Это яркие представители народа, не равнодушные к своей корневой культуре, хранители и трансляторы бурятских традиций. Встреча с такими людьми — большая удача для исследователей.

— Я знаю более 100 народных песен, — рассказывает народный певец. — Все они разные, по-разному звучат. Есть свадебные, застольные, шаргын дуун, замай дуун, ехор.

По словам Бадмы Габанова, почти треть из них придумана им самим.

— Остальные народные песни сохранились еще от предков, им, наверное, уже сотни лет, — говорит Бадма Сыренович.

Говоря о сохранении народного фольклора, Бадма Сыренович сетует, что современная аранжировка слишком «убыстряет песню» из-за чего теряется ее протяжность и уникальность.

­ — Вот эта аранжировка ды-дын-дын, да пус-пас только губит старинную песню. Из-за этого народные песни исчезают. А ведь они способны сохранить наследие, нацию и язык.

Со временем Бадма Сыренович начал задумываться и о записи своего альбома. Тем более, по его признанию, учеников-то сильно и нет.

— У меня есть, конечно, ученики, но они, в основном, по исполнению улигеров и одической поэзии. Я их разово готовлю к конкурсам и все: они выходят на сцену и больше не возвращаются к этому. Народное творчество сейчас исчезает, я вижу, что старинные песни исполняют только старики.

Бурятская «Душа России»

Бадма Сыренович признается, что он никогда не репетирует. Не готовился он и перед самым важным выступлением в своей жизни, которое состоялось недавно в Москве. К слову, в столице он побывал впервые.

— Просто вышел и спел, как всегда. Мне эксперты говорят, что я тональность не соблюдаю. А я им говорю, что нот не знаю. Никто ведь меня не учил петь. Все происходит само по себе.

4 декабря 2019 года в Москве Бадма Габанов получил Премию Правительства Российской Федерации «Душа России» в номинации «Традиционная народная культура».


Торжественная церемония вручения премий состоялась в концертном зале им. П.И. Чайковского Московской государственной академической филармонии. Каждый Лауреат получил диплом лауреата премии Правительства Российской Федерации «Душа России», нагрудный знак, премию в размере 100 тыс. рублей.
Автор: Дулма Батомункуева

Искусство народов Бурятии

62

Конкурс мастерства, смекалки и знаний бурятских традиций «Дүрбэн бэрхэ»

Бурятоязычный сегмент Интернета пополнился уникальной видеоверсией конкурса, поддержанного грантом Комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив правительства Бурятии.

Искусство народов Бурятии

696

«Рисовал углем на бабушкиной печке»

Владимир Шелковников — самородок. Он не поступал в специализированные академии, не получал дипломы. Его работы выставляются и признаются в разных странах, но он продолжает жить и работать в Бурятии.

Искусство народов Бурятии

827

Молоко на зиму и облепиховая мука. Особенности бурятской кухни. Часть третья — десертная

У бурят, как и у других кочевников, национальная кухня построена на строгом балансе мясных и молочных продуктов, которые дополнялись небольшим количеством растительной пищи и продуктов охоты и рыболовства.

Искусство народов Бурятии

635

Шагай наадан: учимся играть

В книге «Шагай наадан»  рассказывается о более 30 видов игр. По мнению Цырже-Мэдэг Аюшеевой, самая легкая игра – «алтан сэргэ» (золотая коновязь), а самая сложная игра – «шагай шүүрэлгэ» (подбрасывание цепочки).