Кино Бурятии

Андрей Мерзликин мечтал сыграть Александра Вампилова со времён ВГИКа

22 ноября 2018

2392

Уроженец Бурятии Виктор Алфёров снял первый художественный фильм о знаменитом драматурге. Накануне пресс-показа он рассказал о своем творческом пути и об истории создания картины «Облепиховое лето»

Александр Вампилов — выдающийся советский писатель и драматург, автор пьесы «Старший сын», по которой в 1975 году снят одноименный фильм с Евгением Леоновым, Николаем Караченцевым и Михаилом Боярским.



Пьеса «Утиная охота», экранизированная в 1979 году под названием «Отпуск в сентябре», стала широко известной лишь после смерти писателя. Он не дожил всего два дня до своего 35-летия, утонув в 1972 году в озере Байкал в районе Листвянки. За свою недолгую жизнь Вампилов успел создать 10 пьес и около 70 рассказов, очерков и статей, став одним из столпов современной русской драматургии. Главную роль в кинокартине об этом уникальном и талантливом человеке сыграл известный российский актер Андрей Мерзликин.

Однако, еще до выхода картины на большие экраны, 12 ноября в Улан-Удэ состоится специальный закрытый кинопоказ для прессы. Режиссер фильма — наш земляк, уроженец села Оронгой Виктор Алфёров — накануне показа рассказал о своем творческом пути и об истории создания фильма «Облепиховое лето».

— Место моего рождения — село Оронгой в Иволгинском районе Бурятии. Здесь мой источник: дом, детский сад, первый класс, первые друзья, поездки на Байкал с семьей. — начал интервью Виктор. — Воспоминаний о детстве много, и они очень яркие, ведь меня окружали красивейшие степи, сопки, леса, горы, реки и озера. Жизнь в согласии с природой, без примеси «искусственного интеллекта». Мальчишками босые бегали по сельским улицам, с отцом ездили на родники, чтобы набрать чистейшей воды. Каждое лето мы проводили у бабушек и дедушек в деревне Красная Долина: рыбачили на острове, косили сено, собирали ягоды и гоняли с братом на мотоцикле. В общем, как мне сейчас кажется, от земли не отрывались.


Виктор Алферов и Андрей Мерзликин


— Вы придаете большое значение своим детским воспоминаниям...

— А как иначе? Ведь это то, с чего начинается жизнь. Впечатления из мира детства остаются с нами навсегда.

— Школу вы окончили, живя в Оронгое?

— После окончания третьего класса я продолжил обучение в школе села Иволгинск, где и получил аттестат о среднем образовании. Сразу после выпускного я подал документы и был принят на факультет искусств Восточно-Сибирского государственного института культуры в Улан-Удэ.

— Почему дипломный спектакль в Молодёжном театре вы поставили на французском языке?

— Дело в том, что ребята, с которыми мне довелось работать, были учениками лицея, а постановка спектакля на иностранном языке являлась частью их учебной программы. Надо сказать, что и лицеисты, и их педагоги оказались невероятно талантливыми людьми, и я бесконечно признателен им за тот первый опыт!

— Как и почему вы приняли решение поехать в Москву?


— Думаю, я был вдохновлен и окрылен положительным отзывом о постановке в Молодежном театре. Успешным оказался и дипломный спектакль, где я, как актер, играл сразу две роли. Мы, пятикурсники, работали тогда под руководством Анатолия Баскакова — замечательного режиссера, авторитетного педагога и заслуженного мастера своего дела. Вот на этой сверхпозитивной волне и зашла речь о том, чтобы продолжить осваивать профессию режиссера. Решение было принято быстро, и я отправился в Москву, поступать в ГИТИС.

— Наверняка это оказалось непростой задачей...

— Везение, удача, судьба... Можно сказать и так. Но я думаю, что произошло это благодаря безоговорочному стремлению к цели. С первой попытки я поступил на курс Марка Захарова, а закончил его с красным дипломом. Думаю, я всегда буду ощущать благодарность моим замечательным педагогам и моим сокурсникам за каждый день, проведенный с ними в стенах ГИТИСа.

— Чем вам запомнилось обучение на курсе Марка Захарова?

— Может быть вам покажется странным, но ответ на этот вопрос я дам практически словами самого мастера, поскольку мои впечатления от работы с Марком Анатольевичем абсолютно равны тем, что испытывал он сам, учась у Андрея Михайловича Лобанова, художественного руководителя лучшего московского театра той поры — Театра имени Ермоловой.

Я помню только, что пребывал в состоянии своеобразного шока. Встречи с Марком Захаровым слились в какую-то сплошную труднообъяснимою полосу изумлений. Это был прыжок в новое жизненное пространство. Актерские этюды, показы. Захаров на всю жизнь подарил мне уверенность в себе. На его занятиях я впервые и как-бы изнутри, всеми клетками мозга, внутренним слухом, кожей ощутил, что такое театр и что такое наша древняя лицедейская профессия. Этот рывок, переход в новое состояние был настолько заразительным, что случившееся со мной можно лишь сравнить с прекрасным кинематографическим приемом, когда черно-белое изображение на наших глазах внезапно обретает цвет. Общение с Захаровым превратилось в какой-то немыслимый сплошной праздник, щедрый дар судьбы. Захаров вскрывал нам тайные, незаметные для нормального глаза подспудные механизмы человеческих взаимоотношений, иногда на уровне интуитивных движений души. В течение пяти лет обучения Захаров и педагоги создали на нашем курсе атмосферу глубинного режиссерского исследования, терпкую питательную среду для наших молодых мозгов, зону всеобщей повышенной творческой интенсивности. Я тогда не отдавал себе в этом отчёта. Может быть, просто не умел вообще серьезно размышлять и анализировать. Но это был по-настоящему режиссерский университет. Не формулируя книжным языком никаких четких правил и заключений, Захаров тем не менее научил нас прослеживать зигзаги человеческого существования. И не рациональным скальпелем строго научного расчёта, а широким вдохновением, иногда и чаше всего гомерическим веселым размахом истинного Художника и Творца. Возможно, там была какая-то тайна, которую теперь сложно разложить на простые величины. Театральная магия, какой-то постепенный, почти мистический разогрев большого творческого организма! Теперь я понимаю, как важно в начале своего творческого пути оказаться в зоне притяжения сильной личности непременно с самостоятельным художественным характером и авторитетом. Таких людей сравнительно немного в жизни и встречи такие сравнительно редки. Но, счастлив тот, кто всё-таки побывал рядышком. Я побывал.

— А что было после ГИТИСа?


— Планов оставаться в Москве не было. Но судьба распорядилась по-своему — поступило приглашение в театр «Практика», с которым мы до сих пор успешно сотрудничаем вот уже более десяти лет. Сейчас в репертуар этого театра включены две мои постановки. Почти три года на сцене Театра Наций у Евгения Миронова идет спектакль «Живые картины» — результат совместной работы с моим близким другом и коллегой Полиной Барсковой, поэтом и филологом, живущей и работающей в США. Её одноименная пьеса и легла в основу проекта. Эта работа была одновременно интересна, сложна и ответственна. Реальная история любви двух людей, возрожденная благодаря дневникам и воспоминаниям, предстает перед зрителем во всей своей щемящей пронзительности на фоне опустевших стен Эрмитажа в период блокады Ленинграда. Кстати, книга «Живые картины» в 2015 году получила престижную литературную премию Андрея Белого и вошла в шорт-лист премии НОС.

И все же, основной площадкой для меня остается театр «Практика». Здесь я чувствую себя комфортно, поскольку в профессии мне важно наличие поля для эксперимента, работы с современными авторами, поэтами и драматургами. Здесь отмечу, что именно драматургия для меня всегда была наиболее интересна. Помню, когда в Иволгинской школе мы начали читать по ролям классику, этот жанр поразил меня своим мощным отличием от всех привычных книг, которые попадали мне в руки до этого момента.

— Вам довелось учиться также и за рубежом. Кажется, в Шотландии...

— Это отдельная история удивительного обучения. Программа Школы театрального лидера — проект Центра имени Всеволода Мейерхольда — явление, отличное от других школ повышения квалификации театральных кадров. Здесь учат стратегическому и социокультурному планированию, рассказывают о методах вовлечения в театр новой аудитории. Завершающим этапом обучения была выездная сессия в Шотландию. Впечатлений от этой поездки, как вы сами понимаете, было огромное множество: лекции мастеров драматического искусства, творческие встречи, интереснейшие театральные постановки со всего мира! Спасибо руководителям этого замечательного проекта: Виктору Рыжакову, Елене Ковальской и Екатерине Гаевой. Это был незабываемый опыт, который я применяю в преподавании. А преподаю я уже более 6 лет. Веду с коллегами театральную студию.

— Почему вы начали путь в кино с документальных фильмов?

— Я бы немного конкретизировал тему — с документальных фильмов о Бурятии. Достаточно часто в своей профессиональной деятельности я уделяю внимание документальности происходящего. А если вспомнить наш разговор о впечатлениях детства, то причины появления идеи снять фильм о своей малой родине становятся вполне объяснимыми.

На самом деле это проект, состоящий из трех документальных лент: о спорте, религии и искусстве. Два фильма уже готовы. Первый — «Танец орла» — фильм-прославление героя, в жанре древнего бурятского эпоса улигер. Это сказание о молодом выдающемся спортсмене-борце, чемпионе мира, неоднократном чемпионе Европы Баире Омоктуеве. Второй фильм — «Земля счастливого учения» — рассказ об истории буддизма и возрождении духовных традиций в республике Бурятия. Еще будучи школьником, я часто бывал в Иволгинском дацан. Он всегда был для меня источником вдохновения и необъяснимого притяжения.

Реализовать этот замысел было бы невозможно без помощи лам дацанов Бурятии, моих родителей и многих неравнодушных и замечательных людей, а особенно без участия моей супруги — Елены Алферовой. Она — настоящий режиссёр-документалист и серьезный профессионал, член Гильдии неигрового кино и телевидения. Елена окончила ВГИК, мастерскую документального и научного фильма. Я многому учусь у нее. В скором времени мы планируем представить зрителям заключительную часть нашей трилогии — фильм о выдающемся мастере скульптуры, основателе первой бурятской профессиональной школы буддийской деревянной скульптуры Санжи-Цыбик Цыбикове. Часть съёмок мы провели за свой счёт и на завершение проекта нужен дополнительный финансовый и документальный материал.

И Баир Омоктуев, и Санжи-Цыбик Цыбиков — уроженцы оронгойских степей. Главные секреты успеха этих людей — воля и сила, а также дух родной земли — республики Бурятия, ее исторические национальные традиции, наследие древних предков и мудрые наставники рядом. Мне все это важно!И очень хочется рассказать миру о моих удивительных земляках!

— Вы еще успеваете преподавать в студии?

— Да, в театральной студии Seasons, вместе с замечательными педагогами Федором Степановым и Лией Возлюбленной. К нам приходят люди, которые жаждут творческого развития и духовного роста. Мы помогаем им познать глубже, заглянуть в суть происходящего здесь и сейчас, обнаружить скрытые смыслы, отринуть штампы и зажимы. Это не просто мастер-класс. Итогом каждого из обучающих сезонов становится настоящий спектакль. Многие из студентов не хотят расставаться с нами и с удовольствием продолжают творческие поиски вместе с нами.

— Почему свой первый художественный фильм вы решили снять именно про Александра Вампилова?

— Это была давняя мечта — снять фильм о последних годах жизни драматурга.Тем более, что именно в этот период он пишет одну из самых неразгаданных и сильных пьес в мире — «Утиная охота»! Я ведь как-то всегда был рядом с Байкалом. И история загадочной гибели Вампилова мне была известна. Я знал о судьбе его отца — учителя и директора школы, расстрелянного по доносу. Непростая судьба писателя и, снова, заметьте, отголоски детских впечатлений сильнейшим образом повлияли на творчество Вампилова. Невозможно полностью вникнуть в смысл его пьес и рассказов, не зная его судьбы. Как появилась пьеса «Старший сын», да и многие другие? О чем они, в чем их боль? Да в том, что Вампилов никогда не видел своего отца. Для него тема обретения дома, безотцовщины и поиска отца всегда оставалась самой главной и пронзительной. Именно эту тему он гениально раскрывает в своих произведениях.

В общем, в какой-то момент я понял, что в некотором роде мои мечты и желания уже переросли в идею большой полнометражной картины. Окончательное же решение было принято на берегу Байкала, в Листвянке, на месте гибели драматурга.

Вот так и получился первый фильм о Вампилове. Это, кстати, прекрасный стимул к тому, чтобы вновь перечитать его пьесы и рассказы. Повод поговорить о том периоде жизни гениального драматурга, да и о том, чем жила тогда страна. Поговорить о постановке «Старшего сына», о желании и попытках «пробиться» с пьесами на московские сцены, о доме его мечты и о той трагической случайности на Байкале...

Я благодарю семью Вампиловых — супругу Александра Вампилова Ольгу Михайловну и его дочь, Елену Александровну — за то, что они одобрили сценарий и разрешили снимать это кино. Благодарю киностудию «Лендок» и всю съёмочную группу. Благодарю Андрея Мерзликина, а также моего друга и сценариста Ольгу Погодину-Кузмину. Мою супругу, Елену Алферову, которая помогала мне на всех этапах съемки. Особая благодарность моим продюсерам — Алексею Тельнову и Евгению Григорьеву.

— Почему на главную роль выбрали именно Андрея Мерзликина?

— Мерзликин — мой единомышленник и наше знакомство стало решающим фактором. Это была и его мечта. Андрей сыграл более чем в ста фильмах, но об этой роли мечтал еще со времён ВГИКа. Как говорил Вампилов: это было стечение обстоятельств.

— Какой реакции вы ожидаете от зрителей после просмотра «Облепихового лета»?

— Честной, откровенной и настоящей. Только так и никак иначе. Однако, к зрителям у меня небольшая, но очень серьезная просьба: обязательно смотрите «Облепиховое лето» в кинотеатре. Только так возможен искренний диалог с искусством кино. 
Автор: Андрей Ян

Другие статьи автора

Гоёл шэмэглэлэй уралиг

292

Даша Намдаков: урлигайнь удха Үхэригһөө

XX ба XI зуунжэлнүүдэй бэлшэр дээрэ Орос гүрэнэй ба бүхэдэлхэйн урлигай юртэмсэдэ томохон одон тодороо. Уран тэнгэриһээ үршөөлтэй Даши Намдаков баримал урлалай үзэгдээгүй, өөрсэ түхэлтэй бүтээлнүүдээрээ харагшадаа гайхуулаа. Буряадай эрхим уран барималшан, зураашан-график, алташа, мүнгэшэ дархан, дизайнер Даша Бальжинимаевич Намдаков Ород Уласай уран зураашадай холбооной гэшүүн, Ород Уласай Холбооной габьяата уран зураашан, РАХ-ын академик гэһэн нэрэ солодо хүртэнхэй.

Буряад-монгол ороной мэдээжэ зон

822

Чойдак гэбшын тайлбари толи тухай (1898-1972)

XX-дохи зуунжэлэй тэнгээр элитэ лама, гэбшэ һаарамба Чойдак Бадмажапов «Түбэд хэлэнэй тайлбари толи» гэһэн гайхамшаг ажал бүтээһэн. «Чойдак гэбшын» гэгдэһэн толи түбэд хэлэ бэшэгэй урда хойно үзэгдөөгүй баян сан элсүүлээ

Смотрите также