Прикладное искусство
Вечная загадка не та, у которой вообще нет разгадки
3 июля 2018
4623
В Иволгинском дацане прошла VII Международная конференция «Феномен XII Пандито Хамбо Ламы Даши Доржи Этигэлова»

Стоит напомнить, что Бимба Лама Доржиев, имеющий кармическую связь с Хамбо Ламой Этигэловым, и, благодаря которому состоялось само его возвращение к верующим, с 2011 года начал «транслировать» ежедневные послания Держателя Учения (сакральное имя). Обычный день у Бимба ламы во Дворце Хамбо Ламы Этигэлова по буддийским канонам начинается с восхваления Шалши сахюусана, который охраняет Хамбо ламу. После этого Бимба Лама с ламами-помощниками восхваляет его 12 перерождений. В конце совершается подношение Мандалы Хамбо Ламе Этигэлову, после чего Бимба Лама остается один и входит в глубокую медитацию. В этом состоянии в ярком свете ему приходит Учение Хамбо Ламы Этигэлова. После этого Бимба Лама успевает записать прямое послание Учителя, которое дается на бурятском языке. Записи приносят Хамбо ламе Дамбе Аюшееву, который публикует послание на своей странице в фэйсбуке, комментирует его, чуть позже переводит на русский язык со своим комментарием.
В этом году, кроме буддийского духовенства России и Монголии, участвовали гости из ближнего и дальнего зарубежья, представители разных регионов России. Для участия в конференции прибыли более 120 участников из Внутренней Монголии Китая, где ежедневные послания Хамбо Ламы Этигэлова привлекают большое внимание верующих.
Работа конференции и в этот раз проходила по трём секциям — на русском, бурятском и монгольском языках. В этом году сборники с ежедневными посланиями подготовили Буддийский университет «Даши Чойнхорлин» им. Д.Д. Заяева (на бурятском языке), вице-президент Тибетского Дома в Москве Надежда Беркенгейм и его пресс-секретарь в Сибири Екатерина Косенко (на русском) и заслуженный деятель культуры Республики Бурятия, Отхонбаяр Лама из Гандантэгчэнлин хийд Монголии (одновременно на монгольском вертикальном письме, бурятском и русском языках).
В первую очередь всем хочется узнать, что же передает или о чем хочет предупредить нас Хамбо Лама Этигэлов. В этот раз в сборниках ежедневные послания поделены на темы — их набралось 237. Конечно, у великого практика, сумевшего вознести на новый уровень Учение Будды, немало разъяснений по философским вопросам, подтверждающим, что буддизм — живое учение, которое с приходом Хамбо Ламы Этигэлова еще развивается и совершенствуется дальше.
Каждый найдет то, что ему будет интересно: например, Хамбо Лама об уме, Хамбо Лама о сутре и тантре, Хамбо Лама о бессмертии, рождении и смерти, Хамбо Лама о свободе, Хамбо Лама о пустоте и пустотности, Хамбо Лама о карме, Хамбо Лама о перерожденцах и реинкарнации. Но, кроме глубоких философских изречений, в посланиях можно найти высказывания и о самых простых житейских вопросах: о снах, лени, пьяных и пьянстве, чае и чаепитии, знании, родной земле, советах и т.д.
Послание Хамбо ламы, затрагивающее тему о лени: «Человек, который не сумел заставить молодежь работать, говорит: «Дорога у ленивого плохая». Хамбо Лама Этигэлов подметил: «Хромой старик лучше, чем ленивый юноша». Хотя это учение прошлогоднее, не предсказал ли Этигэлов нынешнюю ситуацию с повышением пенсионного возраста? На самом деле послания Хамбо ламы могут быть пояснением текущего момента или предсказанием будущего, подсказкой правильного направления. Можно вновь и вновь возвращаться к тому, что передает Хамбо Лама Этигэлов, со временем вы сумеете установить с ним особую сокровенную связь, настроиться на одну волну.
Интересны изречения о детях, родственниках, начальниках, ученых, героях и воинах, мужчинах. Есть у него постулаты о невежестве, злобе, страсти, вере, сострадании, доверии, вине, раскаянии и очищении, заслугах и щедрости.
Кроме разъяснений, Хамбо Лама Этигэлов в своих учениях также дает много разной пищи для ума. Например: «Мужчина говорит: «У меня нет причины болеть». Хамбо Лама Этигэлов указал: «Если будешь сообразительным, то, имея неправильные мысли и действуя по-своему, не будешь иметь потерь». Для сохранения здоровья и достижения долголетия стоило бы поискать разгадку этого послания.

Какие уроки мы должны извлечь и какой путь указывает Учитель, говоря о бурятском языке: «Буряад хэлэн тухай дуугархада, аадартай бороо орохо — если говорить о бурятском языке, то пойдет дождь с ливнем». Зная особенности древнего мышления бурятского человека, его связь с природой во всех ее видах и скрытых формах, то, что он считал себя неотъемлемой частью природы, старался жить в гармонии с ней, мы сегодня своим отношением к родному языку заслужили гнев самой природы, которая нас наказывает различными катаклизмами. Из этого, возможно, следует вывод, что именно посредством родного языка можно найти равновесие, баланс даже в природных явлениях.
Подобных загадок в ежедневных посланиях достаточно. Не всегда они понятны обычному человеку и смысл их не сразу раскрывается. Но каждый человек может воспринимать ежедневные духовные послания как обращение к себе, пытаться по силе возможностей своего ума расшифровывать их для своего же собственного блага.

Из глубины ума Хамбо Ламы Этигэлова, постигшего великую реальность всех явлений — теорию пустоты, во второй день конференции родилось следующее учение: Всадник, переходя через гору, говорит: «Всё, что есть, это от желания». Хамбо Лама указал: «В начале нужно, изучая, понять, чтобы впоследствии породить ум Будды».
В свою очередь Хамбо Лама Аюшеев дает такой комментарий: из семи состояний ума — ум, способный изучать и исследовать, считается самым надежным. Поэтому надо думать, анализировать и принимать решение, что, по сути, подобно преодолению горы верхом на коне. Далее он приводит мысли ламы Галшиева про ум: «В дальнейшем, имея хорошее желание, изучая, обретай много нужных знаний, ведь стремление какому-то совершенству далее будет соответствовать причине нужного ума», «Если хочешь познать что-либо, то начинай учиться с молодости, ведь урожай собирают осенью, а землю пашут весной».

В монгольском мире, известно, люди исстари обладали интуитивными знаниями и предчувствием, хорошо развит был интеллектуальный потенциал арга бэлиг народа. Поступающую информацию наши предки умели глубоко анализировать, воспринимали в системности, функциональности и целостности. Хамбо Лама Этигэлов учит нас на этой основе формировать знания и умения, закрепленные где-то глубоко в наших генах.

Из чувства глубочайшего сострадания остается рядом с нами великий Лама. Воспользоваться плодами его благодеяний себе во благо есть возможность у каждого.
Другие статьи автора
Музейнүүд
2061
Цыренжап Сампиловай нэрэмжэтэ Уран һайханай музейн 80 жэлэй ойн баяраар
Буряад араднай хэр угһаа уран һайханай талаар үндэр соёлтой байһаараа мэдээжэ
Нааданууд
2128
Үндэһэн нааданууд. Шагай нааданай хуряангы хэшээлнүүд
Наадан бүхэн һургадаг, хүмүүжүүлдэг үүргэһээ гадуур үндэһэн ёһо заншалаа дамжуулха арга олгодог. Үбгэ эсэгэнэрэйнгээ байгуулһан угсаата соёлоо хүндэтэй дээрэ тогтоон абаагүй хүн ямаршье арадуудай жаяг заршам сэгнэжэ шадахагүй гэдэг гээшэ
Буряад-монгол ороной мэдээжэ зон
2260
Гунга Чимитовай 100 жэлэй ойдо
Буряад арадай элитэ уран зохёолшо, ирагуу найруулагша Гунга Гомбоевич Чимитовай бүхы зохёолнууд буряадай уран зохёолой мүнхэ һарьдагуудай тоодо орохоороол оронхой. Тэрэнэй ном бүхэниинь уһан торгон уран буряад хэлэнэй үндэр жэшээ, алтан жаса
Уралиг
2250
Сэлэнгын хабсагай шулуунда Сагаан үбгэнэй дүрсэ олдобо
Бууралхан Буряадаймнай хангай дайдын таабаринь дундаршагүй, үе-үе болоод лэ байгаалиһаа тодорһон гү, али нэгэ эртэ урдын сагта хүнэй гараар бүтээгдэһэншье түүхэ шажанда хабаатай шухаг зүйлнүүд олдоод лэ байдаг: шулуун дээрэ өөрөө гараһан Аранжин маани, Янжима бурханай дүрсэ, Алтан сэргэ, хабсагай шулуунууд дээрэхи эртэ урдын зурагууд, бэшэгүүд гэхэ мэтэ