Прикладное искусство

Известный мастер и энтузиаст искусства буддийской танка — о своих учителях и выборе Бурятии

8 октября 2020

2221

Почему успешный молодой художник с академическим профессиональным образованием и украинско-белорусскими корнями выбрал в свое время именно Бурятию и буддийскую живопись? Как учение Будды связано с семейным счастьем каждого человека?

Известный мастер и энтузиаст искусства буддийской танка — о своих учителях и выборе Бурятии
Николай Дудко получил образование в Библиотеке Тибетских Рукописей и Архивов (LTWA) в г. Дхарамсала (Индия), где учился у персонального художника Его Святейшества Далай ламы XIV преподобного Сангей Еше. Член Союза художников России. Танка Николая Дудко находятся во многих дацанах Бурятии, Монголии и Тибета, а также в музеях и частных коллекциях разных стран мира.

ЖИЗНЬ — ЭТО НАШИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

— Николай, вы — известный человек, знаменитый художник, объездили полмира со своими выставками. Иными словами, сделали блестящую профессиональную карьеру. Связано ли это с вашим детством, каким оно было?

— Я вырос в хорошей семье. Отец — военный, и я жил в самых разных уголках страны, а родился в Германии. В школу пошел в Кяхте, в Улан-Удэ поступил в педучилище № 1 на художественно-графическое отделение. Помню себя с 4 лет, и я всегда рисовал. Родители всячески поддерживали, мне в этом смысле повезло. Впечатления — их у меня очень много. Жизнь, собственно, и складывается из них. Человек вправе использовать это или нет. Я стараюсь использовать.

Это был конец 70-х. Родители каждый выходной выезжали за город, и не куда-нибудь, а в Иволгинский дацан, что может показаться странным, если знать, что отец из Украины, а мать — из Белоруссии. Устраивались там неподалеку, мама готовила пикник. Вид дацана, запах травы, стрекотание кузнечиков... Там же я увидел шри-ланкийских лам — глубокой осенью, по снегу они шли в сандалиях на босу ногу, полуголые, просто в накидках! Все вместе — это самое яркое впечатление детства. Это меня не отпускало и в Киеве, куда мы переехали с родителями, и я поступил в Киевский художественный институт. Иду по Киеву, вечер, тихо, и это дзынь-дзынь — звон колокольчиков на углах крыши дацана — я это слышу! Не выдержал, в 1986-м вернулся сюда. Бросил все, хотя там у меня уже студентом состоялось три выставки.

— А что запомнилось в юности? Поиск себя и способов самовыражения — на такие вещи иногда уходит вся жизнь. А вы определились довольно быстро, нет?

— Я учился в педучилище, и нам нужны были натурщики. Очень запомнилась старушка-бурятка — маленькая, сухонькая, божий одуванчик. Так получилось, что часто именно я сопровождал ее, бывал в квартирке на Элеваторе. Вроде ничего особенного — старушка с четками, сидит себе, чего-то бормочет. Я был юный, многого не понимал. И вот мы сдали зачет, я вручаю ей конверт с заработанными ею деньгами. Она взяла его с благодарностью, и... с улыбкой протягивает обратно со словами «пусть будет тебе удача»! Я отказался твердо, ведь знал, как сверхскромно она живет. Но мои друзья-буряты говорят мне, мол, бери, так надо. Впервые в жизни я почувствовал в душе такой трепет, и что-то случилось в тот момент. Возможно, это и было поворотом в моей жизни. Кстати, ее портрет удивительным образом сохранился у меня до сих пор.


СУТЬ БОГАТСТВА — ЩЕДРОСТЬ

— История с уходом из дома не вписывается в вашу благополучную биографию. Что это было? На что же вы жили? Стереотип о художнике, который «был талантлив, но жил и умер в нищете», вас не пугал и, в итоге, не задел? 

— Да, я ушел из дома в 16 лет, еще учась в педучилище. Но не в смысле бродить, пить и прочее. На что я жил? Этот вопрос, честно, как-то ускользает из моей жизни все время — а тогда об этом я не думал и вовсе, просто хотел рисовать. Тогда строился Молодёжный театр на Димитрова, и вот там я устроился жить и работать. Родители жили здесь, я — там, телефонов не было. Мне хотелось творить! Мои кумиры — Врубель, Микеланджело, Дюрер, Дали.

Когда я вернулся сюда в 86-м, жил опять-таки в Молодёжном театре, и порой не было двух копеек на трамвай... Но как-то же не умер? Кстати, именно тогда я нарисовал две картины, которые много лет спустя купил японский коллекционер — в Бурятии он купил только их, хотя я не был членом Союза художников. Но случилось это намного позже, а тогда — да, действительно, денег не было от слова вообще.

Но их никогда я и не ставил на первый план. В деньгах ничего плохого нет — плохое наше отношение к ним. Если мы сильно привязаны и устремлены к ним, то деньги не придут. Ведь если мы хотим поймать птицу или рыбу и будем кричать: «Иди сюда, эй!», то мы распугаем их и ничего не поймаем. Деньги — не материальная вещь, а более энергетическая. Если эту самую энергию направить на работу, саморазвитие, тогда деньги сами придут. И еще важно помнить: богатство — это щедрость, умение отдавать. Скупой никогда не разбогатеет.

— Интересная мысль. Но ведь вам все равно приходилось официально работать? Маркетинг в искусстве — необходимая вещь? Организовать издание книг, выставки в лучших залах страны и мира — ведь не просто?

— Я всегда работаю, и официально тоже. В армии по ночам рисовал портреты сослуживцев. В Молодёжном театре работал художником. Когда вернулся из Индии, пригласили в ВАРК преподавать буддийскую живопись танка. Одна из учениц работает со мной и сегодня. Затем 6 лет преподавал во ВСГАКИ, написал пятилетнюю программу, но практически всех моих студентов задавили платой за обучение, окончила только одна, работает в Ангарске — единственная в России с официальным дипломом художника буддийской танка.

Маркетинг необходим и в искусстве. Силу рекламы и интернета бессмысленно отрицать. Все делаю сам: от организации выставок до верстки книг и сайта. Научился. Я не против, чтобы занимались специалисты, но тут главное — донести суть. А лучше, чем я сам, это пока никто не делает. Прихожу с утра в мастерскую и работаю с картинами, а по вечерам делаю дизайн сайта, книг — у меня по-прежнему 27 часов в сутках.

«ВОЗВРАЩАЙСЯ, ОТКУДА ПРИЕХАЛ»


— Про 27 часов в сутки — не легенда, ведь вы получили диплом художника танка от личного художника Далай ламы в Дхармасале за два неполных года вместо пяти лет обучения? Ваш учитель называл вас «бурят Ник» — это символично, не находите?

— Наш учитель, художник Далай ламы, часто уходил к нему по вызову. После одного из таких визитов он и сказал: «Бурят, зайди ко мне». Я не сразу понял, что это меня позвали, тогда я вообще мало что понимал там — только приехал. Так и повелось — бурят Ник. По канонам, там учатся 5 лет, из них 3 года занимаешься только рисунком карандашом. Это линии, кругляшки, прямоугольники. Когда прошла первая неделя рисования, меня, профессионального художника, в дрожь бросило! А надо рисовать, пока не скажет: хорошо, давай следующий. Это величайшее ученичество, мне стал понятен вкус и смысл этого рисования. Я рисовал ночами, по количеству рисунков и выходило, что в моих сутках — 27 часов.

— Вы активно делаете выставки по всему миру, издаете книги и богатую полиграфию на тематику буддийской танка. Кажется, что так можно и устать?

— И снова — впечатления! Я использую все новые и старые впечатления. Помню о своих учителях и их наставлениях. Своего первого духовного наставника ламу Дармадодди, а также основного духовного учителя Чогьяла Намкая Норбу. Именно Дармадодди в 1986 году дал посвящение и сказал: «Ты будешь легко рисовать танка». А Ген Сангей Еше, личный художник Далай ламы, вручая мне диплом художника танка, сказал: «Возвращайся туда, откуда приехал, и будь там полезен».

Я и стараюсь — распространяю всеми способами то, чему учили меня самого. Танка — уникальное искусство, визуальная сторона учения Будды, его иллюстрация. И я должен подтягивать знания людей, для чего объясняю суть каждой танка.

Кстати, рад сообщить, что в конце октября выйдет новый альбом — в нем собраны танка, нарисованные мной с 1996 по 2020 год. Издание в прекрасном полиграфическом исполнении, с предисловием Его Святейшества Далай ламы.

— В семье разделяют ваши взгляды и увлечение?

— Моя супруга по образованию критик театра и кино, мы с ней на одной волне вот уже больше 30 лет. Она и создает фон и основу всего, что я делаю. В буддизме женщина — это энергия, а мужчина — метод, сила. Умная женщина правильно направляет мужчину, умный мужчина правильно понимает это направление. Тогда есть гармония и эволюция — мы меняем себя сами, правильно понимая измерение партнера.

Дети не пошли в искусство, дочь стала стоматологом, сын — юрист, внуку три года, и пока непонятно, какие у него таланты. Я за то, чтобы никого ни к чему не принуждать. Сам делай, что нравится, и подумай, как помочь себе, чтобы быть счастливым. Ведь если я счастлив, то смогу помочь еще кому-то, поделившись с ним.

Другие статьи автора

Гоёл шэмэглэлэй уралиг

335

Даша Намдаков: урлигайнь удха Үхэригһөө

XX ба XI зуунжэлнүүдэй бэлшэр дээрэ Орос гүрэнэй ба бүхэдэлхэйн урлигай юртэмсэдэ томохон одон тодороо. Уран тэнгэриһээ үршөөлтэй Даши Намдаков баримал урлалай үзэгдээгүй, өөрсэ түхэлтэй бүтээлнүүдээрээ харагшадаа гайхуулаа. Буряадай эрхим уран барималшан, зураашан-график, алташа, мүнгэшэ дархан, дизайнер Даша Бальжинимаевич Намдаков Ород Уласай уран зураашадай холбооной гэшүүн, Ород Уласай Холбооной габьяата уран зураашан, РАХ-ын академик гэһэн нэрэ солодо хүртэнхэй.

Буряад-монгол ороной мэдээжэ зон

880

Чойдак гэбшын тайлбари толи тухай (1898-1972)

XX-дохи зуунжэлэй тэнгээр элитэ лама, гэбшэ һаарамба Чойдак Бадмажапов «Түбэд хэлэнэй тайлбари толи» гэһэн гайхамшаг ажал бүтээһэн. «Чойдак гэбшын» гэгдэһэн толи түбэд хэлэ бэшэгэй урда хойно үзэгдөөгүй баян сан элсүүлээ

Смотрите также

Прикладное искусство

3189

Легендарный директор СПТУ-33

Уроженец Курумканского района, заслуженный деятель профтехобразования БурАССР Гарма Шагдурович Доржиев был именно таким руководителем — человеком незаурядных способностей, с душой, наполненной беспредельной любовью к людям, родной земле, к делу, которому посвятил тридцать с лишним лет своей жизни.

Прикладное искусство

3762

Тайное станет явным?

С 6 по 19 июля у жителей Бурятии и паломников из других регионов будет редкая и драгоценная возможность получить Дуйнхор Ван - Посвящение Калачакры.