Прикладное искусство

Смерть по-бурятски: особенности бурятского национального погребения

31 мая 2019

16237

В жизни человека есть два самых важных события — это рождение и смерть. Если есть рождение, есть и смерть. Как говорят на похоронах: «Все там будем». А потому это дело житейское, людей нужно достойно проводить в последний путь, и для этого есть сфера услуг: похоронные бригады, духовые оркестры, салоны, поминальные залы и крематории.

История и традиции

Погребальная обрядность основывается у бурят на тэнгрианских, буддийских, православных и советских традициях и различается в зависимости от конфессии, социально¬го статуса покойника и географии.

В прошлом у бурят практически не было как надмогильных памятников, так и самих могил. Во-первых, нельзя было нарушать целостность земли — копать ямы, а во-вторых, полгода она была проморожена. И поэтому тела просто оставляли на земле, прикрыв ветками и деревьями, или под каменной кладкой. Сооружали и мунхан — бревенчатый сруб над покойным. Воздушному или небесному погребению подвергали грудных детей. Их оставляли между ветвями на дереве, чтобы их невинные души улетели в небеса. Была и есть кремация, то есть сожжение.

В настоящее время повсеместно хоронят в могилах, но сохранились воздушное захоронение для младенцев, и кремация для шаманов, лам и старейшин. Последние обычно перед смертью указывают на способ и место своего захоронения. Покойного хорошо закладывают дровами, чтобы при горении сухожилия не подняли тело. Дольше всего не сгорает печень, а прах оставляют на кострище или подвешивают в мешочке на дерево.

Могильные плиты в Жалгае

В Аларском районе Иркутской области около сёл Жалгай, Аларь, Куркат, Киркей и Зоны сохранились каменные могильные плиты. Они стоят в вертикальном положении, и на них отчетливо видны слова на старомонгольском, тибетском и русском языках. В надписях по-русски можно разобрать даты смерти покойных, имена и фамилии. Со старомонгольского перевела Эржен Тумахани:

«Пусть найдёт хорошее перерождение и избавится от страданий умерший (такой-то) в 1903 году». Это вполне соотносится с основной целью буддийской погребальной обрядности: хорошему перерождению усопшего.

Цыбен Жамцарано в своих «Путевых записках» (1903-1907) прямо указал об изготовлении надгробных памятников ламами Аларского дацана: «В свободные часы ламы занимаются выделыванием и вырезанием надгробных памятников из камня...». География этих плит так-же указывает на зону влияния дацана, все они расположены поблизости от него.

Но почему ламы и производительный труд? Кроме могильных плит, аларские монахи «...делают мебель для себя и дацана, мельницы для мани и т.п. Особенно искусен в ремёслах сам настоятель Гармаев. Он, между прочим, фотографирует и имеет фотоаппарат. Для меня он снял фотографию с Бадмасамбавы». Жамцарано пишет далее и о разведении ламами собственного сада, огорода и пасеки. В этом плане Аларский дацан был уникальным передовым форпостом буддизма на самом западе этнической Бурятии.

Даже в поздний советский период аларцы ездили после похорон в Иволгинский дацан заказывать молебен по усопшим и поминают их на 49-й день. В то же время сохранили традицию кремации шаманов, а многие посещают кладбища в Родительский день.


Фото Светланы Целовальниковой

Православный исход

В Бичурском районе Бурятии около села Дабатуй есть кладбище православных бурят. Надгробия в виде чугунных плит и памятников с крестами датируются концом XIX — началом XX веков и принадлежат в основном членам одного рода Степановых.

Самая ранняя принадлежит жене Федота Степанова. Дословно: «Здесь покоится раба Божия инородческая жена Федота Емельяновича Степанова из буряток, выкрещеная Федосья Арьяновна. Жившая от роду 97 лет. Волею Божьею умерла в 1891 г. Тезоименование его празднуется 29 мая». Основателем рода был, скорее всего, отец её мужа Федота — Емельян Степанов, пришедший в лоно православной церкви в конце или в середине XVIII века. Сама Федосья, видимо, была крещена уже в замужестве, т.к. её отчество — Арьяновна. Отца звали бурятским именем Арья.


Фото Александра Махачкеева


Рядом с ней могилы сына, невестки и других родственников. Её сын, крещёный инородец Хоринского ведомства Барун-Хоцайского рода Шибертуйского родового управления Иван Федотович Степанов, умер 3 октября 1897 г. в возрасте 75 лет. Рядом похоронены его жена Мария Потаповна Степановаи сын Иннокентий: «Здесь покоится раб Божий инородец Хоринского ведомства Барун-Хоцайского рода Шибертуйского родового Управления Иннокентий Иванович Степанов. Живший от роду 45 лет волею Божьею умер 8-го октября 1902 г. Тезоименитство его празднуется 26 ноября». Род Степановых живёт и здравствует поныне, и в нём есть буряты, русские, монголы, австралийцы и англичане.

Такие же плиты и памятники на могилах православных бурят сохранились и на других старинных кладбищах Бичуры, Мухоршибири, Заиграево, Хоринска и Кяхты. В основном, карымских. В Унэгэтэе до сих пор у карымов и семейских есть свои отдельные кладбища.
На православном кладбище Хасурты в Хоринском районе сохранилась чугунная могильная плита с надписью: «Раб божий инородец Вахрушев Пётр Андриянович, умер 7 сентября 1876 г. После себя оставил поколение в 42 человека».


Фото Александра Махачкеева

Сады и рощи вместо кладбищ

В наше время проводы в мир иной приобретают иногда совершенно неожиданный характер. Так, бурят криминальных авторитетов хоронят по воровским традициям. Братва несёт гроб на поднятых руках, устанавливает пышные памятники и устраивает поминки.
Но главный тренд — это экология. В США и Швеции разрешили превращать человеческие останки в плодородный компост, а в Великобритании допускается захоронение без гроба и в гробу из биоразлагаемых материалов. Теперь вместо могилы в память умершего сажают деревья и на смену обычным кладбищам поднимаются сады и рощи
.

Другие статьи автора

Нааданууд

1544

Үндэһэн нааданууд. Шагай нааданай хуряангы хэшээлнүүд

Наадан бүхэн һургадаг, хүмүүжүүлдэг үүргэһээ гадуур үндэһэн ёһо заншалаа дамжуулха арга олгодог. Үбгэ эсэгэнэрэйнгээ байгуулһан угсаата соёлоо хүндэтэй дээрэ тогтоон абаагүй хүн ямаршье арадуудай жаяг заршам сэгнэжэ шадахагүй гэдэг гээшэ

Буряад-монгол ороной мэдээжэ зон

1647

Гунга Чимитовай 100 жэлэй ойдо

Буряад арадай элитэ уран зохёолшо, ирагуу найруулагша Гунга Гомбоевич Чимитовай бүхы зохёолнууд буряадай уран зохёолой мүнхэ һарьдагуудай тоодо орохоороол оронхой. Тэрэнэй ном бүхэниинь уһан торгон уран буряад хэлэнэй үндэр жэшээ, алтан жаса

Уралиг

1736

Сэлэнгын хабсагай шулуунда Сагаан үбгэнэй дүрсэ олдобо

Бууралхан Буряадаймнай хангай дайдын таабаринь дундаршагүй, үе-үе болоод лэ байгаалиһаа тодорһон гү, али нэгэ эртэ урдын сагта хүнэй гараар бүтээгдэһэншье түүхэ шажанда хабаатай шухаг зүйлнүүд олдоод лэ байдаг: шулуун дээрэ өөрөө гараһан Аранжин маани, Янжима бурханай дүрсэ, Алтан сэргэ, хабсагай шулуунууд дээрэхи эртэ урдын зурагууд, бэшэгүүд гэхэ мэтэ

Смотрите также

Прикладное искусство

3947

Известный мастер и энтузиаст искусства буддийской танка — о своих учителях и выборе Бурятии

Почему успешный молодой художник с академическим профессиональным образованием и украинско-белорусскими корнями выбрал в свое время именно Бурятию и буддийскую живопись? Как учение Будды связано с семейным счастьем каждого человека?

Прикладное искусство

5108

Легендарный директор СПТУ-33

Уроженец Курумканского района, заслуженный деятель профтехобразования БурАССР Гарма Шагдурович Доржиев был именно таким руководителем — человеком незаурядных способностей, с душой, наполненной беспредельной любовью к людям, родной земле, к делу, которому посвятил тридцать с лишним лет своей жизни.

Прикладное искусство

5484

Тайное станет явным?

С 6 по 19 июля у жителей Бурятии и паломников из других регионов будет редкая и драгоценная возможность получить Дуйнхор Ван - Посвящение Калачакры.