Из истории бурятского народа

О первом бурятском военвраче

5 августа 2024

628

Мало кто знает, что первый бурятский военврач, полковник медицинской службы Базар-Садо Ямпилов был выходцем из маленького бурятского улуса Зун-Ульдурга

О первом бурятском военвраче
В XIX веке данное поселение относилось к Хоринской Степной думе Верхнеудинского уезда Забайкальского края. Сродни чуду получение молодым бурятом из глубинки диплома Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга в то время.

Книга «Первый бурятский врач Базар-Садо Ямпилов» издана издательством «Номад» в 2023 году, авторы — кандидат медицинских наук, врач, акушер-гинеколог, председатель научного общества медицины РБ Дашидондок Бальжитович Батоев; доктор медицинских наук, профессор кафедры гуманитарных наук Института социальных наук Первого Московского государственного университета имени И.М. Сеченова здравоохранения РФ Сергей Дашидондокович Батоев. Авторы, впечатленные биографией первого бурятского врача, загорелись желанием глубже изучить тему. И прежде, чем выпустить книгу, им пришлось изучить немало архивных материалов, перерыть огромное количество документальных источников в государственных архивах Кяхты, Улан-Удэ, Иркутска, Читы, Томска, Москвы и Санкт-Петербурга, выезжать в полевые экспедиции в поисках информантов среди жителей и ветеранов здравоохранения Бурятии. Ценны сообщения ветерана войны и труда Героя Социалистического труда Ц.Н. Номтоева и профессора БГУ Б.П. Махатова. Автор книги Д.Б. Батоев пишет:
«В дореволюционный период из среды бурят вышли четыре врача с европейским образованием. Первым врачом стал Базар-Садо Ямпилов, затем Андрей Тимофеевич Трубачеев, Санжимитэб Будажапович Цыбыктаров и Лыксок Жабэ. С 1965 года я начал заниматься исследовательской работой, чтобы рассказать людям об этих врачах. Позже подключились к работе С. Д. Батоев и Д.А. Дугаржапова. Так были выпущены книги о А.Т. Трубачееве, С.Б. Цыбыктарове и Л. Жабэ. А о Базар-Садо Ямпилове, первом бурятском враче XIX века, до сих пор изучаем и собираем материалы».




И вот благодаря неустанным трудам и краеведческой дотошности авторов мы держим в руках эту книгу, рассказывающую о военно-врачебной и государственной деятельности первого бурятского врача Базар-Садо Ямпилова.
Биография Б-С. Ямпилова, соединившая два века, отразившая драматические переломы истории, полна интересными событиями и крутыми поворотами судьбы.

Зун-Ульдурга. Начало старта

Здесь где-то с середины XIX-го века жил в Ульдурге по местным меркам достаточно состоятельный и влиятельный человек, способный помочь Базар-Садо стать тем, кем он стал. Приемный отец будущего врача Ямпил Зодбоев был уважаемым человеком в Хоринской (Онинской) Степной думе (одной из 12 бурятских степных дум), имел голос как предводитель (глава, гулваа) Зун-Кубдутской управы, входящей в число 14 инородческих управ в органе местного самоуправления. В степных думах (1822-1903 гг.) существовала следующая иерархия: тайша, глава управы, зайсан (предводитель отока или улуса) и т.д. Как глава Зун-Кубдутской управы он отвечал за бытовые вопросы 7 поселений как благоустройство улусов, учет живых душ и скота, состояние покосов, пашен, поборы на разные нужды края и государства, сбор налогов, вербовка людей на те, или иные работы и т.д. Например, в июне 1801 г. принял участие в приеме цесаревича Николая, подносил ценные дары в числе представителей 11 хоринских родов; во время строительства Читинского тракта обеспечивал свой участок дороги гужевым транспортом, продуктами и рабочей силой с инструментами.


Галзутская волостная управа 

Ямпил Зодбоев был передовым общественным деятелем, крепким хозяйственником, владел табунами лошадей, стадами крупного и мелкого скота, также и верблюдов, кстати, последних в этих краях. Пользовался большим авторитетом у народа как истинный меценат и просветитель, по воспоминаниям стариков, говорили даже о выдвижении его на пост тайши. В 1900 году выезжал в составе делегации в Санкт-Петербург, и, возвращаясь оттуда, простудился и скончался под Красноярском.

До сих пор люди помнят о его искренней заботе о просвещении своего народа, о том, что уделял много внимания развитию у детей интереса к знаниям. Будучи столь занятым человеком, охотно брался за обучение детворы старомонгольской письменности, горячо убеждал родителей в необходимости дать детям образование. К нему приводили не только местных детей, но и с окрестных улусов.

У него самого были три дочери: Хандажап была одной из первых буряток с высшим образованием, и отец в поездке в Санкт-Петербург взял её в качестве переводчицы, позже она вышла замуж и уехала в Калмыкию; Галсандулма умерла в 17 лет, будучи курсанткой или институткой; Карма, предположительно в 1917 году окончила медицинскую школу РОКК в Троицкосавске, после чего выехала с мужем Цырендоржиевым Цыренжапом, преподавателем из Шэнэстуя, помогать в становлении Монголии как государства. После кончины Ямпила Зодбоева родился в 1902 году совместный сын Гончикжап его второй его жены Дулмажап Цыдыповой и ее нового мужа Мунко, впоследствии ставший ламой и погибший в ссылке под Красноярском.

Нет данных, каким образом Базар-Садо попал в семью Ямпиловых. В то время Ямпил гулва без устали насаждал грамоту среди местного населения, являлся первым учителем известного среди народа Бишыдан багши, прорицательницы и лекаря Дари хээтэй и многих других.

Также были приведены к нему с небольшой разницей во времени двое мальчиков из ближайших улусов, проявивших недюжинное стремление к знаниям, большие способности к учению. Этими мальчиками, усыновленными Ямпилом Зодбоевым, были Базар-Садо (1871 г.р.) и Цыбик (1879 г.р.). Умные, целеустремленные, благородные, получившие прекрасное воспитание юноши всецело оправдали надежды приемного отца, став высокообразованными, известными людьми.


Хувараки Анинского дацана

Цыбика привел к гулве его родной отец, житель улуса Ашанга некто Цыдыпов. Ямпил гулва, увидев у мальчика немалые способности, предложил усыновить его, ибо только так мальчик мог выучиться дальше. Родители с радостью согласились, и перед их сыном открылись широкие перспективы. Цыбик сначала став хувараком Анинского родового дацана, научился читать и писать по-тибетски и «худам бичиг», затем был отправлен на учебу на восточный факультет Санкт-Петербурского университета. По окончании которого был направлен доверенным лицом духовного и государственного лидера Тибета Далай ламы. Впоследствии, ученый-востоковед, талантливый дипломат, обладающий 5 языками, был выдвинут членом парламента Индии на пять лет, заслужил почетное звание лхарамбы.

Вернувшись на родину, Цыбик Ямпилов занимался религиозной деятельностью и по приглашению Агвана Доржиева начал служить в Санкт-Петербургском дацане. Приняв советскую власть, получил почетное задание от правительства Советской России возглавить экспедицию в Тибет и добиться аудиенции Далай-ламы с предложением сотрудничества обеих стран. В делегацию входило шестеро калмыков и бурят, в том числе известный калмык Василий Хомутников, доведший до конца заданное дело. Как начальник экспедиции Цыбик Ямпилов, имеющий большой опыт прохождения по этому маршруту, полному опасностей, не раз спасал отряд от неминуемой гибели. Но, к сожалению, сам он скончался от болезни в апреле 1922 года, немного не доехав до пункта назначения.

А подробности по усыновлению Базар-Садо нигде не упоминаются, но это и не важно. Главное, что он вовремя попал в поле зрения человека, горевшего желанием дать возможность учиться талантливым детям своих сородичей, что актуально и в наше время.

Нужно отдать дань уважения авторам за то, что они не стали довольствоваться родословной, переданной им его родственниками, а стали искать дальше, углублять и расширять. Изучая родословную Ямпиловых в архивах, нашли ведомости сельскохозяйственной и поземельной переписи Верхнеудинского уезда Кубдутской волости 1917 года. Согласно переписи, где указываются хозяйство, имена и фамилии членов семьи: мужа, жены, младших братьев и сестер хозяев, детей, внуков, снох и тд., подтвердились степень их родства, зажиточности, даты рождений. Авторы, в частности, согласно ведомости, также и из других источников, вычисляя и уточняя, перечислили в книге имена почти всех членов семейства Ямпиловых: их детей, внуков, правнуков с указанием их дат рождения, видов деятельности, мест жительства и работы. Не ограничившись перечислением, дали подробные сведения о каждом. То, что среди потомков Ямпиловых оказалось немало врачей, радует, значит, есть продолжатели благородного дела первого бурятского врача.

По пути знаний. Дружба гимназистов

Когда Базар-Садо исполнилось 11 лет, Ямпил гулва решил отправить его в Онинское (Анинское) бурятское училище при Хоринском ведомстве образования для дальнейшего обучения. Базар-Садо за 2,5 года пребывания в этом учебном заведении получил хорошие знания, успел показать свои способности. Далее продолжил учебу в Верхнеудинском уездном училище, где проучился в течение одного года. Затем выехал в Читу, где в 1884 году было Читинская мужская гимназия, открытая по инициативе агинских и хоринских бурят. Также оказывали гимназии посильную помощь баргузинские и селенгинские буряты. То, что здесь могли учиться не только русские, но и «иноверцы», как было принято называть коренных жителей, радовало бурят и давало надежды на будущее. Учащиеся из Верхнеудинского уезда добирались до Читы по Московскому тракту на обозах.


Здание Анинской (Онинской) начальной школы


В это время Базар-Садо впервые познакомился и подружился с Гомбожап Цыбиковым и Михаилом Танским, ставшими впоследствии знаменитостями. Ставший известным врачом, краеведом Михаил Танский писал: «В Читинской гимназии училось человек двадцать бурят, многие жили в пансионате при гимназии. Эту гимназию окончили будущий профессор восточных языков Гомбожап Цыбиков, военный доктор Базар-Садо Ямпилов, окончивший Военно-медицинскую академию».


Гомбожап Цыбиков, Базар-Садо Ямпилов (справа)

Базар-Садо и Гомбожап, были приняты в гимназию в числе первых, показывали блестящие результаты по всем дисциплинам. И Гомбожап, проучившись здесь 9 лет, окончил гимназию с медалью в 20 лет, в 1883 году. А Базар-Садо получил аттестат зрелости в 24 года. Их друг Михаил Танский в 23 года. Эти трое пронесли юношескую дружбу, можно сказать, на долгие годы. Здесь несколько позже них учился сын бурятского казака из Большого Луга, первый профессиональный врач, общественный деятель Кяхтинского района Санжимитып Цыбыктаров.

Базар-Садо Ямпилов получив 3 июня 1894 года аттестат, задумался о дальнейшей учебе в высшем учебном заведении. Выбрать путь врача посоветовал отец Ямпил Зодбоев, и, будучи лично знаком с Петром Бадмаевым, известным общественным деятелем, врачом-тибетологом, лекарем царской семьи, решил переговорить с ним насчет учебы сына. Тот согласился помочь, и Базар-Садо был принят в гимназию, открытую на личные средства Бадмаева. Затем он поступает на медицинский факультет Московского университета, но после первого курса переводится в Юрьевский университет. Но и тут не задержался, после окончания 2-го курса переводится на 3-ий курс Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга. Причина переводов основана на том, что в академии преподавание медицинских наук было поставлено более в широком объеме, нежели в университетах.

Интересно, что в этом деле ходатайствовал наказной атаман Приамурских казачьих войск, обратившись с письменным прошением на имя ректора. В городе на Неве встретились два закадычных друга, красивые, талантливые, европейской выправки и элегантности молодые буряты Базар-Садо Ямпилов и Гомбожап Цыбиков. Оказалось, что Гомбожап тогда учился на восточном факультете Санкт-Петербургского университета. Сначала он поступил на медицинский факультет Томского университета, но его интересовали восточные языки, этнография. При протекции Петра Бадмаева поступил на восточный факультет, а его учебу стали оплачивать агинские буряты, выплачивая ему через сбербанк особую стипендию. Так вышло, что друзья в один год получили дипломы о высшем образовании. Когда Г. Цыбикова отправили от Русского географического общества в Тибет, его друг Базар-Садо собрал ему посылку с лекарствами и травами, чрезвычайно необходимую в дальнем и трудном пути. Так поддерживали друг друга славные сыны бурятского народа.

Врачебная деятельность на родине


После шести лет учебы в 1899 году Базар-Садо Ямпилов получил диплом военного врача. Вернувшись на родину, в Забайкалье, он начал работать городским врачом в Верхнеудинске. С самого начала работы показал себя чутким к чужой беде человеком и отличным доктором, о чем свидетельствовали его пациенты. Когда он с 1909 года проходил службу в первом Верхнеудинском полку, к нему приезжали на лечение буряты из самых дальних улусов. Профессор Б.П. Махатов писал: «Это было давно, в 1907-1909 годах. Мы жили в улусе Хандала Кабанского района. Однажды я играл на улице и сломал левую ключицу. Мы с отцом приехали в Верхнеудинск к врачу Базар-Садо Ямпилову. Он был высокого роста и внешне очень красив. Принял нас очень гостеприимно. Хорошо обследовал и дал соответствующие советы».

В 1901 году его перевели в Читу, где началась военная служба в должности младшего врача Читинского местного лазарета. В Чите была организована военно-фельдшерская школа, а также повивальная школа. Также он преподавал анатомию в Читинской военно-фельдшерской школе, имевшей огромное значение в подготовке средних медицинских кадров Забайкалье. В 1905 году Читинская войсковая фельдшерская и повивальная школы были упразднены. В 1903 году начальником Чикойского лазарета в Троицкосавском уезде (Кяхтинский район) назначается старший врач Константин Кольчевский, а младшим врачом — Базар-Садо Ямпилов. Герой соцтруда, учитель, писатель Цокто Номтоев писал: «Базар-Садо Ямпилов несет воинскую службу в качестве военного врача. Служит в Чите, Троицкосавске, Верхнеудинске. Являясь врачом Верхнеудинского полка, принимает участие в Русско-японской войне в 1904 году. После поражения России он продолжает служить в казачьих войсках Забайкалья».
В 1910 г. он был переведен старшим врачом в Кударинскую войсковую школу в Троицкосавском уезде, где ему было присвоено звание подполковника. В 1912 г. Ямпилов был назначен старшим врачом Первого военного отдела забайкальских казачьих войск в Кяхте, где специализировался по глазным болезням. В больнице на 50 коек вел прием по глазным болезням, где лечил как военных, так и гражданских, и 4 года с блестящими результатами проводил глазные операции. Вскоре коллежский советник Ямпилов становится старшим врачом Первого военного отдела Забайкальских казачьих войск в Троицкосавске. Будучи здесь, принимал активное участие в борьбе против чумы, одним из первых распознав симптомы болезни в больном солдате, немедленно принял меры, предотвратив дальнейшее распространение опасной болезни. В последующие годы в звании полковника медицинской службы Базар-Садо Ямпилов работал в военном госпитале на Верхней Березовке под Верхнеудинском. О дальнейшей деятельности неизвестно, и по предположению автора данной книги, возможно, он погиб в период революционных событий начала XX века.

«Никто не вечен в мире, все уйдут, но вечно имя доброе живёт...»

По словам автора Д. Батоева ульдургинские старики в 1970 году вспоминали, что к Ямпил гулве часто приезжали сын Базар-Садо с женой Марией, немкой по национальности, которые позже взяли на воспитание младшую сестру Карму (Дариму). Кстати, она дала Карме прекрасное воспитание, научила всему. Карма потом удивляла всех своими котлетами и изысканными манерами. В Ульдурге всегда ждали их приезда, особенно всем приятно было увидеть подтянутого, умного и доброжелательного Базар-Садо, который был прост в общении, и, будучи сведущим в любых вопросах, давал хорошие рекомендации и дельные советы по уходу и обработке земли и т.п. Старые люди вспоминали Базар-Садо Ямпилова как отменного лекаря, лечившего и стар, и млад.

В книге упоминаются интересные эпизоды, связанные с их поездкой на малую родину. Например, Цокто Номтоевич рассказал о том, что однажды мальчишки, увидив издалека их рессорную коляску, побежали навстречу, и когда гости остановились у большого дома Ямпил гулвы (с европейской обстановкой), один из них, самый любопытный решил узнать, отчего дрожит коляска при спуске с нее, и нагнувшись близко, получил удар по голове от коляски. У этого мальчика, Дондока Батуева, сохранился шрам на всю жизнь, и он впоследствии стал зятем Ямпиловых, женившись на племяннице Ямпил гулвы, дочери его брата Жана-Манчи (Илья). Наверняка его лечил сам Базар-Садо.
В 2001 году уроженец Ульдурги, известный хирург, кандидат медицинских наук, руководитель отдела Бурятского филиала Института физиологии и патологии дыхания, заслуженный врач РФ Аюр Базарович Раднаев проявил инициативу проведения юбилейных мероприятий по поводу 130-летия со дня рождения своего выдающегося земляка, первого бурятского врача Базар-Садо Ямпилова. Был создан оргкомитет, отвечающий за достойное проведение мероприятия. На стене народного музея Ульдурги установили барельеф Б-С. Ямпилова работы скульптора, народного художника Бурятии Г.Г. Васильева. Была созвана научно-практическая конференция по соответствующей теме, выпущена книга со статьями о Б-С. Ямпилове и других первых медиках-бурятах. Авторами статей выступили А.Б. Раднаев, Д.Б. Батуев и другие.

В 2023 году вышла новая книга о первом бурятском враче XIX века. Врач-гинеколог, по совместительству ученый, краевед, писатель Дашидондок Бальжитович Батуев решил продолжить поиски материала по выявлению подробностей биографии Базар-Садо Ямпилова, для усиления поисковой работы привлек сына Сергея Дашидондоковича Батуева. Где только они не побывали, с кем только не переговорили по данной теме! И отрадно, что их труд увенчался успехом, возможно, они и не остановятся на этом, есть еще белые пятна в биографии, связанные со смутными временами. Пожелаем удачи успешным краеведам, кто ищет, тот всегда найдет!

Другие статьи автора

Буряад-монгол ороной мэдээжэ зон

438

Эрдэмдэ һурагты гэһэн эсэгын захяагаар

Хэжэнгын аймагай Үлзытэ нютагай харгана угай Бодиев Чимитдоржо Цыренович ба Жанчикова Цыренжап Чимитовна хоёрой гэр бүлын найман хүүгэд булта дээдэ һургуулитай байхаһаа гадна эрдэмэй хоёр доктор, нэгэ кандидат урган гараа

Буряад-монгол ороной мэдээжэ зон

600

Высокая награда директора «Буряад ФМ» на Алтаргане-2024

В праздничные дни международного всебурятского фестиваля известный бурятский журналист Жанна Дымчикова получила звание «Передовой работник культуры Монголии» из рук заместителя министра культуры господина Даваасурена.

Буряад-монгол ороной мэдээжэ зон

1067

Буряадай түрүүшын сэрэгэй доктор тухай

Түрүүшын буряад сэрэгэй врач, медицинын албанай полковник (хурандаа) Базар-Сада Ямпилов заха холын Үльдэргэ гэжэ бишыхан тосхонһоо гараһан хүн гэжэ хүн хүсэд мэдээгүйшье бэзэ

Смотрите также

Из истории бурятского народа

1767

Толковый словарь геше Чойдака (1897-1972)

В середине 20-го века крупный буддийский ученый лама, геше лхарамба Чойдак Бадмажапов выпустил «Толковый словарь тибетского языка» («Термины — ясные слова»), что прославило его на весь мир

Из истории бурятского народа

2740

Жизнь посвятили искусству

Рассказ о выпускниках Толтойской средней школы, отмечающей 150-летие своего основания