Живопись
Восхождение к вершинам
2 апреля 2021
3637
Исполнилось 85 лет со дня рождения народного художника Бурятии и Российской Федерации, члена-корреспондента Российской Академии художеств, лауреата Государственных премий Республики Бурятия Солбона Раднаевича Ринчинова
...В юрте меня родили.
Пеленали в шкуру баранью.
Кожа баранья —
первых одежд моих матерьял.
В пустые глазницы голода
смотрел я мальчишечьей ранью,
А близких людей —
разве мало я близких людей потерял?
Вот я и думаю,
оглядевшись за далью лет,
Что смогу кое-что рассказать,
и это не будет забыто.
(Перевод Ю.Левитанского)
Солбон Ринчинов
Закончив в Улан-Удэ бурятскую школу-интернат, Солбон Ринчинов выбирает путь художника. Эта страсть к искусству и привела его на берега Невы. В 1966 г. он закончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной (факультет «Интерьер и оборудование», на отделении текстиля у профессора С.М.Бунциса). Так началось его профессиональное становление.
Здесь судьба свела двух неординарных личностей, он встретил Светлану Петровну, будущую супругу, тогда студентку вокального отделения Консерватории им.Римского-Корсакова. Девушка стала посещать занятия С.М.Бунциса, и ей захотелось поработать в жанре гобелена. В итоге С.П.Ринчинова стала основоположницей этого направления в искусстве Бурятии, она получила два патента на использование конского волоса при изготовлении гобеленов. Ныне народный художник России, награжденная Золотой медалью А.С.Пушкина, доцент, профессор Восточно-Сибирского института культуры С.П.Ринчинова учит этому искусству новые поколения студентов.
Вернувшись на родину, Солбон Ринчинов преподает в Республиканском училище культуры и искусств. Картины, гобелены, граффито, созданные им в 1960-1970-е гг., говорят о большом самобытном таланте автора: гобелены «Песня Карагачей» (1965), «Осенний мотив» (1966), «Песнь Бурятии» (1966), «Моя Бурятия» (1968), «Степь цветет» (1969); картины «Чабаны» (1968), «Семья. Тоонто» (1971), «Портрет Сиходана» (1979), работа из байкальского камня «Мать-Земля» (1968) и др.
В 1971 г. Солбон Ринчинов был принят в Союз художников СССР. Взята еще одна вершина. Но законы творчества требуют непрерывного движения, развития, поисков новых идей, новых образов. И рождаются новые полотна, портреты, пейзажи.
Эпический язык полотен Солбона Ринчинова отражает крупные, судьбоносные перемены в жизни бурятского народа. Например, его масштабное полотно «Делегация хори-бурят на приеме у Петра Первого».
В 2011 г. в Национальном музее РБ прошла юбилейная межрегиональная выставка «Искусство, освященное Байкалом», устроенная в честь 350-летия вхождения Бурятии в состав Российского государства. Это было очень значимое культурное событие, ведь экспозиции такого масштаба и высокого общественного статуса не проводились в республике более сорока лет.
Живописные полотна С.Р.Ринчинова «В родных кочевьях» и «Делегация хори-бурят на приеме у Петра Первого» стали центром всей экспозиции благодаря монументальности стиля, реалистической манере письма, высокому эпическому духу произведений. Это на одном полюсе его творчества.
На другом полюсе — поэтический язык его картин стал способом лирико-психологического раскрытия образов современных героев. Особенно примечательна картина «Булжамуур» («Жаворонок»). Недавно на открытии выставки, посвященной 85-летию художника, Светлана Петровна Ринчинова рассказала журналистам, что на этой картине изображен их старший сын. Мы же видим юношу, который заслушался пением жаворонка. А маленькая степная птица, упоенная запахом луговых цветов и лучами солнца, поет и радуется жизни. А душа юноши так же трепещет, как и жаворонок. И нам кажется, что эта человеческая душа будет неустанно взлетать ввысь, чтобы воспевать небеса и благодатную землю.
В картинах Солбона Ринчинова эта тема солнечного света и жизнеутверждения будет всегда. Перед нами тип художника, поистине земного, полного жизненных сил, бойца и созидателя. Это отметил известный писатель, критик, общественный деятель Вадим Дементьев в своем выступлении на выездном заседании секретариата правления Союза писателей РСФСР в Улан-Удэ, состоявшегося в конце июля 1978 г.: " В чем-то поэзия Николая Дамдинова напоминает живопись бурятского художника Солбона Ринчинова: по своей красочной выразительности, по остроте восприятия мира, по творческому отношению к натуре, к форме ее подачи. Гобелены, полотна Ринчинова насыщены светом, воздухом бурятской степи. Они почти всегда изображают день, солнечные будни. И смотрятся — как праздник" (Вадим Дементьев. Певец восхода — В кн. Уверенной поступью. 1980. С.187).
Сам художник видимо, тоже чувствовал духовное родство с творчеством Н.Дамдинова, он создал портрет поэта, высоко оцененный ученым-искусствоведом С.М.Червонной (Москва): «...глубоко и точно раскрыто не только индивидуальное своеобразие модели, но и то состояние высшего духовного напряжения, мобилизованной воли, сконцентрированной мысли, которое связано с процессом творчества, с чудом творческого вдохновения».
Солбон Ринчинов продолжал активно изучать и работать в этноисторическом, этнографическом и мифологическом жанрах, отражая при этом в своих произведениях любимые с детства места, культурные традиции, легенды и предания Баргузинской долины. Им создана живописная серия «Баргуджин Токум», где Солбон Раднаевич предстал перед нами как мудрый летописец, певец родного края: «Гроза над Хунтэем», «Лето красное», «Священный Байкал», «Гроза над Баргузинским острогом (Бродяга). Посвящается 360-летию Баргузина» и др.
В 2011 г., в честь его 75-летия, впервые была организована Республиканская детская художественная выставка-конкурс, что стало всенародным признанием творческого и общественного авторитета народного художника.
Основоположник художественного отделения в Колледже искусств им. Чайковского в Улан-Удэ, С.Р.Ринчинов воспитал многих художников. Его сын Амгалан Ринчинов пошел по стопам родителей, закончил Московский Художественный институт им. В.И.Сурикова, участник республиканских, межзональных, всероссийских выставок, член Союза художников России.
В 2014 г. не стало Солбона Раднаевича Ринчинова. Но остались его полотна в Художественном музее им.Ц.Сампилова, в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), в музеях Читы, Улан-Удэ, в фондах Министерства культуры России, в киностудии «Мосфильм», в частных коллекциях Германии, Франции. А в памяти народной он навек остался певцом яркой и праздничной земли, с густыми лугами, чистыми реками, с бездонным Байкалом. Певцом земли и людей, несущих свет добра, искренности, человеколюбия.
Другие статьи автора
Буряад-монгол ороной мэдээжэ зон
127
Драмын зүжэгшэн, дуушан Чимит Дондоков
Дүрбэн тэгшэ бэлигтэн хуби заяанай харгын бэлшэртэ тогтон торонгүй, алишье замаарнь төөрингүй дабхиха табисууртай
Уралиг
318
Отошо бурханай субарга
Буряад зоной дайдаар һанагдаагүй ямаршье газарта дун сагаан субарганууд ялбайжа, будын шажан энэ дайдаар дэлгэрэнхэй гэжэ харуулдаг.
Гоёл шэмэглэлэй уралиг
320
Үльдэргын дунда һургуулиин 100 жэлэй түүхэһээ
Зуун жэлэй туршада гэгээрэлэй туяа түхөөн байһан Үльдэргын юрэнхы һуралсалай дунда һургуули намтараар баян юм
Буряад-монгол ороной мэдээжэ зон
605
Баледтэ зорюулһан бэлиг талаан
Буряадай оперо болон баледэй ордондо тоглогдодог зүжэгүүдтэ 20 гаран жэлэй туршада бэлиг түгэлдэр залуу зүжэгшэн хатаржа, үргэн олон харагшадаа баясуулжа байдаг. Энэмнай хэн бэ гэбэл, Буряад Уласай арадай артист (2019); Буряад Уласай габьяата артист (2013); Гүрэнэй шангай лауреад (2012) ба тоогүй олон мүрысөөнүүдэй дипломант, лауреад Баяр Жамбалов беэрээ