Театральное искусство Бурятии

Баир Жамбалов: танец как объяснение в любви

20 февраля 2021

1719

Одним из талантливых и обладающих яркой индивидуальностью солистов Бурятского балета является народный артист Республики Бурятия Баир Жамбалов.

 Баир Жамбалов: танец как объяснение в любви
Романтическая внешность, отточенная техника исполнения, вдумчивое прочтение сценических образов позволяют Баиру Жамбалову занимать особую нишу в Бурятском балете. Его танец обладает интеллигентностью и выразительной пластикой тела. Легкость и чистота исполнения, аристократичность движений, ощущение невесомого парения танцовщика в воздухе, достигаемое техникой легкого прыжка и мягкого приземления, делают его танец настоящим искусством.

Баир Жамбалов родился в 1986 году в Джидинском районе республики Бурятия в селе Дырестуй. Благодаря своей тете в 1996 году после окончания начальной школы он поступил в Бурятское государственное хореографическое училище. Это событие предрешило судьбу будущего танцовщика, и с этого момента балет стал неотъемлемой частью его жизни. 


Альберт в балете "Жизель"

Обучение в хореографическом училище, специфика которого включает в себя специально-профессиональные, общеобразовательные дисциплины, а также обучение музыкальной грамоте, готовило ребят к самостоятельности, ответственному отношению к своей будущей профессии, укрепляло силу воли, так необходимую в приобретении профессии артиста балета. Природные физические способности позволили Баиру учиться легко и с увлечением, особенно по специальным дисциплинам. Он удивлял педагогов училища своей работоспособностью, невероятной энергетикой и целеустремленностью.
Не секрет, что за успехами талантливых танцовщиков стоит не только их собственный труд, но и труд их педагогов и репетиторов в школе, а затем и в театре. Вспоминая своих наставников в училище, Баир с большой теплотой отзывается о своем первом педагоге классического танца Кожемяченко Елене Германовне (Гермаденовне): «Она окружила нас материнской любовью, опекала и поддерживала во всех наших начинаниях, она сплотила наш маленький коллектив, в котором чувствовалась поддержка друг друга. Её забота помогла нам легко пережить разлуку с родными, так как мы жили в интернате. И самое главное Елена Германовна прививала нам любовь к профессии и нацеливала на сознательную учебу».

На третьем и четвертом годах обучения в училище в классе, где обучался Баир Жамбалов, классический танец преподавал народный артист РФ Муруев Юрий Фролович. Будучи превосходным танцовщиком, за свою сценическую деятельность Юрий Фролович исполнил на сцене Бурятского театра оперы и балета множество главных партий почти во всех классических и современных балетных спектаклях. На уроках классического танца он заряжал ребят своей энергетикой, азартно и плодотворно проводил уроки, давая им почувствовать силу, выносливость и красоту мужского танца. Юрий Фролович и Татьяна Михайловна Муруевы, работая в тандеме, и дополняя друг друга, совместно проводили репетиции на занятиях по учебной практике, вдохновляя весь класс к работе без каких-либо поблажек.

На пятом году обучения класс взял молодой начинающий педагог Дамбаев Баярто Цырендоржиевич, ныне заслуженный артист РФ, лауреат Государственной премии РБ, художественный руководитель балетной труппы БГАТОиБ им. Г.Ц Цыдынжапова. Совмещая свою педагогическую деятельность с работой артиста балета в театре, Б.Ц.Дамбаев столкнулся с определенными трудностями в работе с классом, связанными не только со сложностью учебной программы, требовавшей жесткой дисциплины, но и с психологическими особенностями ребят, вступившими в подростковый возраст. Тем не менее, педагог сумел установить контакт с учениками, найдя с ними полное взаимопонимание, что в итоге привело к высоким результатам. В 2004 году Баир Жамбалов успешно окончил Бурятское государственное хореографическое училище (ныне Бурятский Республиканский хореографический колледж им. Л.П.Сахъяновой и П.Т.Абашеева).

Одним из главных предметов в обучении и становлении будущих артистов балета всегда была и остается сценическая практика. Чем больше учащиеся выходят на сцену и предстают перед публикой, тем более положительный результат это дает. Артисты балета, работая в профессиональных коллективах, исполняют подчас очень сложную и разнообразную хореографию балетных спектаклей, где им необходимо понимать и отражать в своем исполнении серьезную музыкальную и драматическую основу хореографических образов. Поэтому главная задача хореографического колледжа Бурятии, имеющего в своем репертуаре множество концертных номеров и полноценные спектакли, — это полноценная профессиональная подготовка своих воспитанников к работе в театре. Начиная с младших классов обучения, помимо изучения специальных дисциплин, учащиеся балетной школы приобретают сценический опыт, развивая и увеличивая его по мере взросления.

Первые навыки сценических выступлений, начиная со второго года обучения, Баир Жамбалов приобретал на ежегодных отчетных концертах, которые проходили в большом балетном зале хореографического училища и на сцене оперного театра. Как и многие учащиеся младших классов, Баир был занят во всех детских танцах, которые были включены в сценическую практику. Педагоги, видя способности и профессиональную перспективу начинающего артиста, готовили с ним все более сложные партии, развивая тем самым его одаренность. Так в средних классах Баир исполнял соло Груши в детском красочном балете «Чиполлино» А.Хачатуряна в хореографии Генриха Майорова, а в классическом блеске «Спящей красавицы» П.Чайковского в хореографии Мариуса Петипа им были подготовлены партии Волка и Синей птицы. В выпускном классе в этом же балете Баир Жамбалов станцевал уже ведущую партию принца Дезире, относящуюся к разряду высокопрофессиональных хореографических образов. На выпускном вечере Баир солировал в роли Ромео в балете «Монтекки и Капулетти» П.И.Чайковского, в хореографии Юрия Пузакова. А в концертной программе он убедительно и с апломбом исполнил мужскую партию в Pas de deux из балета «Корсар» Р.Дриго в хореографии М.Петипа, А.Чекрыгина. 


Жамбалов Баир

Обучаясь в старших классах Баир Жамбалов вместе со своими однокурсниками начал проходить производственную практику в Бурятском Государственном академическом театра оперы и балета, выступая в балетных спектаклях и активно осваивая репертуар. Не смотря на то, что Баир Жамбалов был еще студентом училища, педагоги-репетиторы театра подготовили с ним первое сольное выступление в качестве артиста балета, после чего юный танцовщик дебютировал в Pas de trois из I картины балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского, исполнив его вместе с ведущими солистками балета. Вплоть до окончания училища Баир Жамбалов участвовал во всех балетных постановках и выезжал с труппой театра на гастроли. 

Окончив хореографическое училище, Баир Жамбалов решил выехать за пределы республики и попробовать свои силы в других театрах. Он работал в таких балетных труппах как «Имперский русский балет» Майи Плисецкой и «Корона Русского балета» в Москве, театр Константина Тачкина в Санкт-Петербурге. За два года работы в столичных коллективах Баир значительно обогатил свой сценический опыт, исполняя как массовые танцы в балетных спектаклях, так и ряд ведущих партий, таких как Принц Зигфрид, Ротбарт, Шут, Pas de trois из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского, Принц в сказке «Принц и Золушка» из балета «Спящая красавица» и др.

В 2005 году Баир возвращается на родину в качестве ведущего солиста бурятской балетной труппы. Результаты творческого труда, дали импульс продвижения к новым профессиональным высотам. Под руководством художественного руководителя балета народной артистки РСФСР, лауреата Государственной премии РБ, в недалеком прошлом ведущей солистки балета Екатерины Балдановны Самбуевой, Баир Жамбалов активно включается в работу и вливается в репертуар театра.

Внимание и доверие со стороны руководства, несомненный талант, трудолюбие и любовь к профессии помогли артисту уже через год дебютировать в партии Ромео в спектакле «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева в хореографии Шамиля Терегулова. Уже соприкоснувшись с образом шекспировского героя в выпускном спектакле хореографического училища, в театре Баир Жамбалов прорисовал его полнее и ярче. Образ Ромео, обогащенный поэтичностью и актерским вдохновением, удивительно гармонично вписался в амплуа Баира Жамбалова. Его нежно влюбленный Ромео в эмоционально наполненном танце раскрывал романтическую непокорность своей души, находящейся в предчувствии неизбежной трагедии.

Театровед А.Беркович писал о Баире Жамбалове: «Легкость и благородство танца в сочетании с драматическим талантом позволяют нам говорить о созданном им образе Ромео как о большой сценической удаче». В дальнейшем в этом же балете артист проявил свои недюжинные технические возможности и великолепный актерский дар в партии Меркуцио. Его Меркуцио светился добрым юмором и озорством, а сцену гибели он проводил с пониманием глубины и силы характера своего персонажа. 

В 2006 году, который был объявлен годом Культуры, спектакль «Ромео и Джульетта» с участием Баира Жамбалова был удостоен дипломом «Самый популярный спектакль года». В Москве партия Ромео в исполнении артиста была отмечена на Всероссийском конкурсе «Молодые дарования России», и он стал лауреатом в номинации «Академическое хореографическое искусство». В 2010 году он получил Диплом Специального приза народного артиста России Петра Абашеева, на V международном конкурсе сольного национального танца стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Венок дружбы» в городе Улан-Удэ.


Партия Золотого быка из "Аиды" 

Не прерывая сценическую деятельность артиста балета, Баир Жамбалов продолжал свое образование на профессиональном поприще. В 2009 году он окончил Восточно-Сибирскую государственную академию культуры и искусств города Улан-Удэ и получил квалификацию педагог-хореограф по специальности «Педагогика балета». В 2015 году Баир Жамбалов получает второе высшее образование и диплом магистра по специальности «Балетная педагогика», окончив Академию Русского балета им. А.Я.Вагановой в Санкт-Петербурге. Молодой энергичный солист балета учился заочно и работал в театре, не переставая повышать профессиональный уровень и пополнять свой исполнительский репертуар. 

Все шестнадцать театральных сезонов, которые Баир Жамбалов работает в Бурятском театре оперы и балета, он реализует свой артистический талант практически во всех репертуарных произведениях и творческих проектах театра, активно участвует в различных концертных программах, выезжает с гастролями балетной труппы по стране и за рубеж (Украина, Белоруссия, Китай, Монголия, Хорватия, Испания, Новая Зеландия, США и др).

Каждую свою партию артист из раза в раз обогащает новыми красками, передавая многогранность чувств и эмоций своих героев. Лирический герой с героическим уклоном, он раскрывает балетные образы объемно и глубоко, вкладывая в них свою индивидуальность и личный опыт. Делясь собственными мыслями и душевными порывами, Жамбалов доносит до зрителя всю палитру переживаний и сложность внутреннего мира, исполняемых им героев. 

В балете «Франческа да Римини» на музыку П.И.Чайковского в хореографии Георгия Ковтуна, Баир Жамбалов продемонстрировал выразительную пластику современного неоклассического направления и замечательное актерское воплощение влюбленного, но безвольного Паоло. За исполнение этой партии он был удостоен Почетной грамотой и премией Министерства культуры Республики Бурятия в номинации «Лучшая мужская роль в балетном спектакле».

Интересным опытом создания ярких образов для Баира Жамбалова стала роль японского юноши-поэта по имени Юки в одноименном спектакле на музыку современных композиторов. Балет «Юки», поставленный в 2009 году балетмейстером Анастасией Кадрулевой, был интересен сложным и необычным для классических танцовщиков хореографическим языком. Решенный в современной пластической манере, он представлял собой сплав неоклассики, модерна, элементов акробатики и японского танца Буто. «Своим танцем Жамбалов сумел выразить стремление героя к совершенству, красоте, идеалу, передать состояние души молодого поэта, <...> его герой представал перед зрителем то лиричным и мечтательным, то полным тоски и отчаяния» [1] — писала об артисте Рада Хосомоева. 

В этом же балете у Баира Жамбалова была еще одна небольшая медитативная партия Рыбы-Луны, где танцовщик нарочито замедленной поступью в полной тишине проходил сквозь сцену, тем самым, словно бы затормаживая и останавливая ход времени. Эта наполненная глубоким смыслом пауза в действии спектакля невольно наводила на мысль о тщетности погони человека за эфемерными благами и о смысле вечности в нашем непостоянном и быстро меняющемся мире.

Автор балета Анастасия Кадрулева так отзывалась об исполнителе: «Баир — пытливый и интересующийся своей профессией с различных ракурсов артист. Благодаря своей старательности он быстро и качественно добивается успехов не только в классическом танце, но и в новых для него направлениях. Это глубокий, с великим даром отдачи танцовщик. В небольшой, но довольно непростой по исполнению партии Рыбы-Луны, Баир с легкостью и изяществом справился с поставленной перед ним артистической задачей» [2]. 

В 2016 году Баир Жамбалов был отмечен театральным сообществом республики Бурятия за блестящее исполнение традиционно классической хореографии в одноактном дивертисментном балете «Пахита» Л. Минкуса в номинации «Лучшая мужская партия». 

За свой артистический путь Баир Жамбалов исполнил множество партий, благодаря которым совершенствовалось его профессиональное мастерство. Артист испробовал себя в совершенно разных балетных амплуа. Умение перевоплощаться на сцене, вникать в самую суть балетных образов помогает Баиру Жамбалову создавать в не только характеры влюбленных принцев. Не смотря на типаж романтического героя, он глубоко и убедительно предстает и в образах балетных злодеев. В одном и том же спектакле он может создавать совершенно контрастные и противоположные актерскому насыщению партии. 

Так в балете «Лебединое озеро» П.Чайковского Баир Жамбалов с кристальной чистотой классического танцовщика исполняет роль Зигфрида, живо передавая волнующие порывы и переживания молодого принца. А в другой раз в этом же спектакле артист предстает в демоническом образе злого гения Ротбарта, где совершенно по-иному выстраивает пластику движений гордой хищной птицы, которая широким размахом рук-крыльев, зловещими взлетами и стелящейся подходкой внушает благоговейный ужас своим недругам. 

Еще одной сценической удачей Баира Жамбалова можно назвать созданный им образ Черного Вихря в национальном балете «Красавица Ангара» Л.Книппера, Б.Ямпилова. Танцовщик привносит в роль «абсолютного злодея» человеческие черты. Его Черный Вихрь руководствуется не природной жестокостью, а яростным бессилием перед нахлынувшей на него всепоглощающей страстью и вожделением. Через весь спектакль Баир Жамбалов проводит содержательную линию мучительной одержимости героя прекрасной дочерью Байкала. А его упрямая жажда мести исходит из вполне объяснимых чувств отверженного жениха. Вопреки заложенной в сюжете отрицательности героя, в исполнении Баира Жамбалова он не вызывает негативного восприятия. Напротив, способность артиста понять и донести до зрителя причину отталкивающего поведения этого персонажа, вызывает сочувствие к его душевным мучениям. 

В одной из своих любимых балетных партий, партии Альберта из балета «Жизель» А.Адана, Баир Жамбалов глубоко раскрывает образ утонченного аристократа. В первом акте пренебрегающий сословными условностями и забавы ради облачившийся в крестьянскую одежду Альберт Жамбалова легко увлекается этой игрой. Неприхотливые пассажи в дуэтных перекличках с Жизелью, не серьезное объяснение в любви, гадание на ромашках, трепетный и наивный взгляд влюбленных глаз его партнерши забавляют героя, который и не подозревает о зарождающемся в нем настоящем глубоком чувстве. При этом в облике молодого графа чувствуется добросердечие и искренность. Сам того не желая, он становиться причиной гибели влюбленной в него простодушной девушки. Не готовый к трагической развязке первого действия герой Жамбалова в полном отчаянии убегает со сцены. 


Черный вихрь из балета "Красавица Ангара"

Во втором акте балета Альберт Жамбалова предстает в совершенно ином виде. Отрешенный от внешнего мира, погруженный в свою горечь он несет цветы на могилу той, которая зародила в его сердце истинное чувство. Окрыленный встречей с призрачной Жизелью-виллисой он наполняет их дуэтную лирику нежностью и бесконечной любовью, а свой танец возвышенными полетами и стремительными парящими над сценой диагональными пересечениями. Он не желает мириться с потерей Жизели, силой своей любви спасшей его от смертельного кружения беспощадных виллис. В финале спектакля, когда Альберт Жамбалова несет на руках уже навсегда покидающую его возлюбленную, он словно, наконец, смиряется с ее уходом, сохраняя в душе прекрасное и полностью преобразившее его чувство. 

«Ваш молодой танцовщик (Баир Жамбалов), который сегодня танцевал Альберта, просто молодец! Прежде всего, я имею в виду его артистическую оснащённость. Он очень хорошо донёс неоднозначный характер героя. И поэтому второй акт по драматургии просто великолепен!» [2] — отзывалась о танцовщике московский театральный критик Е.Дюкина.

Помимо вышеописанных партий в артистическом списке Баира Жамбалова представлена целая галерея разнообразных балетных образов, таких как изысканный принц Коклюш («Щелкунчик» П.Чайковского), пылкий и бравурный Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса), жестокий военачальник Нурали («Бахчисарайский фонтан» Б.Асафьева), неунывающий Франц («Коппелия» Л.Делиба); отважный Синдбад-мореход («Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова); романтичный Маэстро («Король вальса» И.Штрауса), страстный Пан («Вальпургиевая ночь» Ш.Гуно); безудержный Половец («Князь Игорь» А. Бородина); маскарадный Бригелло («Арлекинада» Г. Доницетти); сказочные Огонь и Время («В поисках Синей птицы» П.Турсунова); Соло в одноактных неоклассических балетах «In Tandem» С. Райха, «Souvenir du Bach» и «Dzambuling»; веселый Сатир («Проделки Сатира»), бог ветра Вайю («Талисман» Р. Дриго) и другие. 

Также в репертуаре Жамбалова числится множество концертных номеров: классические Pas de deux Мидоры и раба («Корсар» А. Адана), Дианы и Актеона («Эсмеральда» Ц. Пуни);; Сильфиды и Джеймса («Сильфида» Г. Левенсхольда); принцессы Авроры и принца Дезире («Спящая Красавица» П. Чайковского); хореографическая миниатюра «Видение Розы» (музыка Карл Мария фон Вебер); современная композиция «Хочешь» (музыка Земфиры, хореография П. Базарон) и др.

Первой партнершей в артистической карьере Баира Жамбалова стала народная артистка РБ Вероника Миронова, к тому времени уже опытная балерина. «Так сложилось в моей творческой деятельности, что свои первые партии в балетах „Ромео и Джульетта“ и „Жизель“ я станцевал с Вероникой, удивительно, между нами всегда существовала внутренняя связь, мы чувствовали друг друга на тонком уровне, мне танцевать с ней было одно удовольствие» — отзывался о своей партнерше Баир Жамбалов. Вероника Миронова стала для начинающего артиста своего рода проводником в мир сценического балета, она помогала обрести ему опыт и мастерство не только в артистическом плане, но и в технике исполнения дуэтов, что является неотъемлемой частью профессионального оснащения солиста балета. 

В дальнейшем Баир Жамбалов танцевал также танцевал в дуэтах с нар.арт. РБ Л. Балдановой., засл.арт. РБ А.Цыбеной., Е.Гармаевой., засл.арт РБ Е.Хишектуевой, Айко Дой и с др. «Каждая из моих сценических партнерш меня чему-то научила, наверное, каждая что-то взяла и от меня. И каждую я любил все два часа, которые были отведены мне с ней на сцене. Я всегда относился очень искренне к этому моменту соприкосновения на сцене, дарованному мне судьбой».

В 2013 году Баир Жамбалов получил звание «Заслуженный артист Республики Бурятия». Через шесть лет творческого и личного роста, в 2019 году он был заслуженно удостоен почетного звания «Народный артист Республики Бурятия». В этом статусе в феврале 2020 года он в числе других артистов балета Бурятии принял участие в фестивале Российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучший балетный спектакль». Балетная труппа БГАТОиБ представляла в Москве на сцене театра «Геликон-опера» балет «Талисман» на музыку Р.Дриго в постановке Александра Мишутина, который возродил старинный императорский балет Мариуса Петипа, вызвавший неподдельный интерес у московской публики. 

Перед выходом на сцену, будь это спектакль или концертный номер, каждое движение и каждый танцевальный жест исполнителя отрабатывается на бесчисленных репетициях в балетном зале под руководством педагогов-репетиторов. С Баиром Жамбаловым работали такие мастера танца как Б.Н.Васильев, Е.Б.Самбуева, Ю.Ф Муруев, Б.Ц.Дамбаев, М.Ивата, которые всегда ставили танцовщику высокие артистические планки и помогали добиваться выдающихся результатов. 

Сам Баир Жамбалов так говорит о своем творчестве: «Я не люблю играть на сцене, не люблю просто проживать роль, я хочу, чтобы все шло изнутри. Есть очень точное высказывание у Достоевского: „Танец — это ведь почти объяснение в любви“. А раз так, то он должен быть искренним». И действительно, не прячась под маской наигранности, и не копируя других исполнителей, Баир Жамбалов танцует всегда правдиво и честно, отдавая каждой партии частицу своей души, перевоплощаясь то в романтичного влюбленного, то в отважного рыцаря, то в игривого сатира, а то и в сурового властителя. Выходя на сцену, Баир Жамбалов с первой же секунды овладевает неподдельным вниманием публики и не отпускает его до конца спектакля. Именно это качество танцовщика позволяет находиться ему в числе лучших балетных исполнителей бурятской сцены, способных делиться своей любовью к искусству балета со своим зрителем.

Список литературы:
1. Хосомоева Р. Принц бурятской сцены. Улан-Удэ : Бурятия, 2009 г. — [Электронный ресурс]: http://www.dancerussia.ru/publication/138.html (дата обращения: 15.08.2020)
2. Жамбалов Баир — Soyol.ru — Культура и искусство Бурятии [Электронный ресурс]: /personas/artists-and-musicians/218/ (дата обращения: 10.08 2020)

Театральное искусство Бурятии

894

Из Петербурга в Сибирь

О премьере оперетты И. Кальмана «Мистер Икс» в Бурятском театре оперы и балета (2023 год)

Театральное искусство Бурятии

1097

В Заиграево состоялось мероприятие, посвящённое вековому юбилею народного артиста Бурятии Цыден-Еши Бадмаева

Вечер памяти, посвященный 100-летию со дня рождения народного артиста Бурятской АССР Цыден-Еши Бадмаева прошел в Заиграевской межпоселенческой центральной библиотеке, сообщает газета «Бурятия»