Литература

Виктор Усович – классик бурятской музыки

12 ноября 2020

1966

Виктор Усович – классик бурятской музыки
Имя ведущего композитора Бурятии, заслуженного деятеля искусств РБ и РФ, профессора ВСГИК Виктора Алексеевича Усовича известно по всей Бурятии, а написанная им прекрасная музыка звучит в театрах, передается по радио и телевидению. Аксакала композиторской деятельности можно назвать Исаем Калашниковым в музыке.



В этом году при финансовой поддержке Министерства культуры Республики Бурятия в рамках реализации Государственной программы Республики Бурятия «Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия» вышла книга «Шэнхинэмэ хүбшэргэйнүүд — Звенящие струны» — сборник произведений для иочина и фортепиано.

Выпуск сборника посвящен 70-летнему юбилею классика бурятской музыки Виктора Усовича и 80-летию Союза композиторов РБ, также предназначен для популяризации традиционного бурятского инструмента — иочин. Струнный ударный инструмент трапециевидной формы, обладая своеобразным звонким звучанием, украшает оркестр бурятских инструментов яркой мелодичностью. Звук извлекается с помощью двух деревянных, чаще, бамбуковых палочек. Иочин распространен среди народов Центральной Азии. В анонсе написано, что в Бурятии сольной популяризацией занимается педагог республиканского колледжа искусств Е.И. Данитова, и данный цикл для иочина был написан композитором еще в 2014 году. Пьесы отличаются жанровым разнообразием. Около 10 лет проработав художественным руководителем детской филармонии, композитор глубоко изучил природу детско-юношеского исполнительства. Об этом говорят его многочисленные произведения для детей, которые он начал писать еще в начале 1980-х годов предыдущего века: пьесы для хура и фортепиано «Маленький смычок» (1983), цикл для чанзы с фортепиано «Шаг за шагом» (1984). Сборник может стать учебно-методическим пособием для преподавателей, учебного репертуара, для учащихся детских школ искусств, а также в качестве материала для исполнительского и методического анализа к курсам «Методическое обеспечение учебного процесса», «Методика преподавания специального инструмента» в средних профессиональных учебных заведениях культуры и искусства.

В сборнике даны следующие произведения В.Усовича с приложением нот:
Девочки танцуют (Басагад хатарна)
Дождливый день (Бороотой үдэр)
Шествие баторов (Баатарнуудай жагсаал)
Рондо
Школьный вальс (Һургуулиин вальс)
Соната № 1 a-moll
Соната № 2 d-moll
Отважные наездницы (Зоригтой моритон).
Пьеса для ансамбля иочинистов
Веселые игры (Хүхюутэй нааданууд).
Клавир для оркестра бурятских народных инструментов
Методические рекомендации по исполнению
представленных произведений
для преподавателей детских школ искусств
Приложение
Веселые игры (Хүхюутэй нааданууд).
Партитура

Людмила Ивановна Абашеева, заслуженный работник культуры РФ и РБ, музыковед, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин колледжа искусств им. П. И. Чайковского, автор статьи о творческом пути Виктора Алексеевича Усовича. Приводятся несколько абзацев из текста:

«Виктор Алексеевич Усович — композитор и общественный деятель Бурятии, пианист, педагог, музыкальный критик, автор многочисленных произведений: опер, симфоний, произведений для симфонического оркестра, кантат, музыки для хора, разнообразных вокальных жанров. Заслуженный деятель искусств Республики Бурятия, Заслуженный деятель искусств РФ; лауреат премии комсомола Бурятии, Государственной премии Республики Бурятия, обладатель ордена Дружбы народов, а также Почетной премии имени Яна Френкеля.

Виктор Алексеевич Усович родился 16 апреля 1950 года в г. Улан-Удэ, в семье рабочего-железнодорожника. Большие музыкальные способности будущего композитора обнаружились уже в раннем детстве. В восемь лет он поступил в класс фортепиано детской музыкальной школы № 1 г. Улан-Удэ. Очень скоро мальчик заинтересовался сочинением музыки и консультировался у композитора и теоретика А.П. Кудрявцева. В 1966 году, окончив музыкальную и восьмилетнюю общеобразовательную школы, Усович поступил в Улан-Удэнское музыкальное училище им. П.И. Чайковского, которое окончил в 1969-м году по классу по фортепиано (класс Г.П. Анисимовой) и по теории музыки в 1970-м году (класс О.И. Куницына). Консультировался по композиции у С.С. Манжигеева.

Виктор Алексеевич в 1970-1975 гг. учился в Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского в г. Свердловске в классе известного композитора, профессора, ректора Б.Д. Гибалина; в 1979 году прошел ассистентуру-стажировку в том же ВУЗе. После успешного завершения он вернулся в Бурятию, где начал работать в Восточно-Сибирском государственном институте культуры. В 1977 году он был принят в члены Союза композиторов СССР, в 1980-1991 годах был уполномоченным Музыкального фонда СССР по Бурятии, в 1984 г. стал членом правления Союза композиторов Бурятии. Преподавал композицию в Улан-Удэнском училище им. П.И. Чайковского, в ДШИ города, с 1999 г. — доцент, с 2005-го — профессор Восточно-Сибирского государственного института культуры, с 1997-го года возглавлял художественное руководство Бурятской филармонии, и до сих пор является организатором детской филармонии Бурятии (с 1992 года).

В его оригинальных музыкальных опусах органично и высокохудожественно претворены черты бурятского фольклора с современными языковыми средствами. Традиционное и новаторское, классическое и экспериментальное находят яркое выражение в его композициях, как малых, так и крупных. Как композитор он сформировался в «атмосфере бурятской пентатонической музыки», — пишет в своем исследовании музыковед О.И. Куницын. Восточное мироощущение чувствуется почти в каждом новом сочинении композитора.

Из беседы с ним выявляется его особый интерес к сфере бурятских национальных традиций, особенностей музыкальной культуры, так что подтверждается большим количеством произведений, таких как «Концерт для чанзы с оркестром», «Фортепианный концерт на темы бурятских народных песен», симфонические поэмы «Бурятия», «Тибет», «Бурятские напевы» и другие, в том числе сборник «Шэнхинэмэ хүбшэргэнүүд», главной задачей которого стало сохранение и развитие национальной музыкальной культуры. Данное издание, которое задумано в виде серии и рассчитано на несколько выпусков, нацелено на пополнение репертуара исполнителей на бурятских народных инструментах в школах искусств и колледже искусств. В сборник вошли произведения для иочина и фортепиано, а также для ансамблей иочинистов.

В послужном списке композитора особое внимание уделяется оперному жанру, где много его смелых решений и открытий: опера-плакат, рок-опера, эстрадная опера, мюзикл, детская сказочная опера. Работая во всех жанрах, Виктор Усович создает множество произведений в области вокальной музыки, сотрудничая с коллективами музыкальных школ, колледжа искусств им. П.И. Чайковского, Восточно-Сибирского государственного института культуры. Ему близка «высокая» поэзия — А. Пушкина, А. Дельвига, А. Блока, В. Маяковского, А. Фета. Н. Некрасова, Ф. Тютчева и других. Особым вниманием композитора пользуется исполненная глубокой философии поэзия Н. Нимбуева, Д. Улзытуева, М. Шиханова, Б. Дугарова и других.

В.А. Усович много лет занимается педагогической деятельностью. Среди его выпускников молодые композиторы Лариса Халтанова, Екатерина Олерская, Елена Симонова, Александр Русанов, Евгений Калугин (ныне работающий в команде Игоря Крутого), Дарья Коркина.

На сегодняшний день Виктор Алексеевич Усович является лидером бурятской композиторской школы, находясь в расцвете таланта и мастерства, в неустанном творческом поиске, полном труда и вдохновения».

С книгой можете ознакомиться здесь: /culture/books/5391/

Литература

1347

«Я очага народного красная искра...»

По итогам конкурса «Уран зохёолой юртэмсэ» присужден грант на издание в 2023 г. поэмы Галины Раднаевой «Гуламтын гал» («Огонь в очаге») и цикла «Аян замай дэбтэрhээ» («Из путевых заметок»)