Литература

Степь и люди с орлиной волей

28 ноября 2018

235

Как было отмечено бурятскими исследователями, современной литературой востребованы образы животных и птиц: «...это образы, обремененные человеческой рефлексией, поэтому они являются попыткой уйти от человеческой субъективности; это моделирование „иного“ взгляда на мир. Одним словом, такая образность, на первый взгляд, далекая от человека, имеет целью диагностировать мир человека» (Цыренова М.Ц., Дампилова Л.С., 1999, с.134).

Поэма Г.Раднаевой «Орел» («Бүргэд») обращена к родной бурятской земле-степи, которая воспринимается автором как нечто огромное, живое, одухотворенное. Поэтому, чтобы окинуть ее взглядом, необходима высота полета орла. Отсюда главный образ поэмы.

Считается, что шаманская поэзия — дар этой священной птицы божественного происхождения (Урбанаева И.С. Бурятский миф о Первом Шамане как часть центральноазиатского учения о Тэнгри. — 1997,с.133-142). Но в поэме образ Орла весь из мира земного:

Тиихэдэ
Шэнээ тамираа туршажа бүргэд,
Шармайжа,
шубуудай буһалгаа татаагүй.
Шадалгүйдэ
жадата һабараа гаргаагүй.
Тиимэһээл
Бүргэдэй дэбеэе һажаажа бажуулдадаг
Бүхэшүүлэй
барилдааншье хамаатай байгаагүйл.
Бүргэдэй һүлдые тахижа дуудадаг
Бөөгэй
Хэнгэрэгшье зүрхынь уяруулаагүйл.

(Раднаева, 1996, с.80)

Но Орел,
желая испытать свою силу воли,
среди пернатых не поднял бунт.
И хотя он не знал, куда девать силу,
Он свои когти
не показывал слабым.
Потому
борцы, хоть и подражали Орлу —
его тогда не умиляли нисколько.
И бубен шамана, почитавший дух Орла,
Его не волновал.

Орел одержим жаждой познания самой большой и вечной загадки — человека, он наблюдает за ним. И эта его объективная позиция стороннего наблюдателя передана в повествовательной манере: «Орел не знал ни муки, ни блаженства...тянула его жизнь. Словно водоворот».
Не раз за свою долгую жизнь Орел видел в степи несовершенство людей, их алчность, вероломство, трусость. А вспоминает Орел мужчину и женщину, поразивших его своей силой и отвагой. Это были Бальжан-хатан и Бабжа Барас-батор, отдавшие жизнь за родную степь.
Оригинальность художественного воплощения поэтом этой исторической темы в том, что героическое время баторов оценивается повествователем как время, полное дисгармонии и несовершенства:

Люди, как роса, падали с седла,
Все их скромные желания безжалостно
Были растоптаны бегом времени.

Наряду с повествователем в поэме присутствует лирическая героиня, она и Орел — дети степи. В поэме образ Орла, вечной птицы, свидетеля трагических событий степи, является символом «былинной старины». Диалог с Орлом заставляет героиню по-новому осмыслить свою жизнь. Орел, будучи материализацией духа степи, проникает в душу героини и находит в ней живой отклик.

Поэт повествует, что и Орел чудесным образом преображается:

...бесцельно блуждающая, нахохлившаяся тень Орла
стала неузнаваемо сильной, могучей.

Орла посетило озарение, благодаря чему его горечь сомнения от непознанности мира и человека смягчилась пониманием того, что мир прекрасен. Его диалог с героиней — это таинство сопереживания, чувство единомыслия. Героине удается увидеть и пережить древнюю историю родной степи.

Вся образная символика поэмы выводит к главному символу Родины, родной земли. Именно ее защищают и к ней возвращаются легендарные Бальжин —хатан и Бабжа Барас-батор. Степь помнит этих людей с орлиной волей — с сильным и гордым, благородным орлиным сердцем.

Так отвлеченный образ памяти, смыкаясь с образом-символом, рождает образно-символическую идею поэмы.
Народный поэт Бурятии Галина Раднаева, опираясь на оригинальный условный сюжет, творчески использовала в качестве источника вечные образы бурятских легенд. Условность сюжета, благодаря таланту поэта, не ограничила эпическую возможность героини стать героем нового мифа или эпоса. Она наделила свою героиню особым даром, уникальной способностью услышать заветные истины, приблизиться к легендарным представителям истории народа. И это произведение о странствии человеческой души по лабиринтам памяти можно назвать философско-притчевой поэмой.
Автор: Туяна Самбялова, журналист, кандидат филологических наук

Литература

209

Поэт из Бурятии побывал на Дагестанской книжной ярмарке

Событие, которое впечатлило и вдохновило поэта и драматурга Александра Лыгденова на размышления о родном языке — это Дагестанская книжная ярмарка Тарки-Тау и антитеррористический книжный форум-фестиваль «Литература против террора», мероприятия прошли с 19 по 21 сентября 2019 года.

Литература

197

Сотворение мира: новый миф от Галины Раднаевой

Поэзия Галины Раднаевой полна символов душевных странствий человека в лабиринтах памяти и воображения. Ее мироощущение настолько причудливо, что можно сказать: оно напоминает хранилище памяти об иных мирах и связи времен, образах общей (коллективной) человеческой памяти, и оно мифологично.