БУР

Литература

Бурятский Да Винчи

1 февраля 2017

795

Галдан Ленхобоев – эрудированный исследователь, этнограф, археолог. В республике Галдана Ленхобоева называли бурятским Далем: оказывается, он записал в улусах больше тысячи народных пословиц, поговорок, загадок.

Бурятский Да Винчи

Галдан Ленхобоевич Ленхобоевродился в 1907 году в улусе Олзон (другое название Верхний и Нижний Оронгой, ныне территория сельского поселения «Гильбиринское» с центром с. Хурамша
Иволгинского района) в семье бедного крестьянина-скотовода. 


Что
такое чудо и как часто оно случается в вашей жизни? Чудо — это что-то невозможное, которое все-таки происходит. Этот человек творил чудеса — подтверждают и сегодня многие. Но не каждый способен поверить в то, что у одного человека может быть столько разных талантов. Рабочий-модельщик, заслуженный рационализатор РСФСР, краевед, археолог, действительный член Географического общества СССР, поэт, фольклорист, член Союза художников СССР, и, наконец, известный лекарь-тибетолог — все это один человек, имя которому Галдан Ленхобоевич Ленхобоев (1907-1991). Потому справедливо назвать его бурятским Леонардо да Винчи.

Подтверждение уникальности и свидетельства о захватывающе интересной жизни и деятельности этой замечательной личности — в этих двух книгах: «Галдан Ленхобоев: благословенная судьба», вышедшей в издательском проекте «Буряад-Монгол ном» в 2014 году и «Ленхобын Галдан: Ашатын hайхан заяан» с его трудами на бурятском языке, увидевшей свет в 2015 году.





Ленхобоев один из немногих, кто ясно осознавал, что то, чем он будет заниматься в жизни, будет востребовано в будущем. Эти книги — доказательство того, что Ленхобоев стал настоящим передатчиком знаний бурятских лекарей, оронгойских дарханов-мастеров и безвестных сказителей, которые сохранили в своем устном изложении историю и родословную жителей своей знаменитой родины. Он сумел оставить будущим поколениям бурят бесценный словарь бурятских слов, обозначающих, например, названия окружающего мира, животных, зверей, птиц, насекомых, растений, родственные отношения, человеческие звуки, поведение, характер, физиономию, названия разных частей тела человека и т.д. — именно то, что сейчас и требуется вспомнить и закрепить.

Ленхобоев вырос в атмосфере арга бэлиг, в среде великой школы оронгойских мастеров, с детства его окружали дарханы, немногословные учителя, воспитывавшие азам мастерства своим примером — созданные их руками изделия говорят сами за себя. Ленхобоев жил рядом с Хамба Ламой Этигэловым и Санжи-Цыбиком Цыбиковым — великими подвижниками в своих деяниях. С возвращением Хамбо ламы Этигэлова связано и обращение нынешнего поколения к имени Галдана Ленхобоева.

До революции у бурят довольно обычным делом было изучение в домашних условиях тибетского и старомонгольского языков. Разносторонний талант Ленхобоева — не только результат его неиссякаемого желания учиться, он естественно вобрал в себя особенности мышления и поведения человека в монгольском мире, его связь с географическими, природно-климатическими, геополитическими, историко-культурными условиями существования. Люди считали себя неотъемлемой частью природы и старались жить в согласии с ней. И надо понимать, что знание трав и методов народной медицины было естественным состоянием для людей того времени, которые соприкасались с этим с самого детства.

Творческое наследие Галдана Ленхобоева невероятно актуально сегодня, когда особенно нужны примеры высочайшего жизненного пути.

Эти книги для тех, кто любит и гордится историей и сынами бурят-монгольского народа.


ИСТОКИ

Галдан Ленхобоевич Ленхобоев родился в 1907 году в улусе Олзон (другое название Верхний и Нижний Оронгой, ныне территория сельского поселения «Гильбиринское» с центром с. Хурамша Иволгинского района) в семье бедного крестьянина-скотовода. Олзонцы в старину считались людьми острыми на язык. Про них говорили: «Оронго (река) дээрэhээ манан хөөрэдэг, Олзон дээрэhээ үгэ гарадаг».

Оттуда с Олзона пошла слава знаменитых оронгойских мастеров, выстроивших больше половины всех дацанов в этнической Бурятии, причем они же выполняли все внешнее и внутреннее их убранство и часть предметов культа. В улусах Верхний и Нижний Оронгой, Гильбира, Харгана исстари жили кузнецы, плотники, столяры, кровельщики, токари и резчики.

Из такой среды вышел человек, который оставил нам, сегодняшним бурятам, возрождающим язык, традиции, историю своего народа, щедрое наследство для возрождения былой славы своего народа.

Как многим детям того времени учиться в школе Галдану Ленхобоеву не пришлось: не было поблизости начальной школы, не говоря уже о восьмилетней или средней школе. Любознательный семилетний мальчик стал учиться грамоте на старомонгольском языке под руководством матери и деда, владевших этой грамотой. Научившись свободно читать и писать, он тянулся дальше к знаниям. Видя это, его дядя, лама-врач тибетской медицины, стал учить Галдана монголо-тибетской литературе, истории, философии, астрологии, восточной медицине и языкам: монгольскому, тибетскому, маньчжурскому, индийскому, древнеуйгурскому.

Его мама, Ленхобын Мижит (земляки ее звали Ухёонэй), по тем временам была образованной женщиной, знала старомонгольскую грамоту, помогала сыну пройти домашнее обучение. Она воспитала троих сыновей, старшим из которых был Галдан. Младший из сыновей не вернулся с войны. Эта женщина знала и мужские ремесла, в том числе строительное. В отсутствие мужчин во время войны исполняла «Мориной соло» — восхваление коня на скачках. Ленхобын Мижит знала все 16 томов священной книги «Юм». В 1930-х годах она тайком добиралась из Олзона до разгромленного и заброшенного Янгажинского дацана, чтобы собирать уцелевшие листы священных буддийских книг, которые были выброшены из храма на произвол судьбы, прятала их в укромных местах, делая в земле тайники.




Эти собранные Ленхобын Ухёонэй буддийские книги — по описи больше ста томов — в 2000-е годы переданы дочерью Сэржэмой Галдановной и внуком Галданом в Музей истории Бурятии им. Хангалова.

НЕТ ФАНТАЗИИ ПРЕДЕЛА

Сегодня, изучая жизнь и деятельность Галдана Ленхобоева, поражаешься тому, каким организованным человеком был он. Кроме всего, чем он занимался в свободное время, вся его жизнь была связана с заводом «Электромашина» — первенцем индустрии Бурятии заводом «Механлит». 37 лет он трудился на заводе рабочим-модельщиком.

«Повсюду шла его громкая слава как одного из лучших производственников, первоклассного рабочего-стахановца, искусного мастера на все руки — скульптора и литейщика, столяра, кузнеца и слесаря, человека с подлинно золотыми руками и умной, светлой головой — инициатора различных технических новшеств, смелого рационализатора», — писал о нем академик А.П. Окладников.

«Столько добродетелей, что отступать, казалось, было некуда: он новатор производства, вечно что-то изобретает и совершенствует, воспитал плеяду молодых рабочих, пять созывов подряд его избирают депутатом городского Совета. Я увидел его первый раз у станка в спецовке. Он располагал к себе смущенной улыбкой, сдержанными движениями и тем скрытым волнением, с которым он показал мне папку со своей рукописью истории завода. С давних пор ведет он летопись, но трогает в ней не столько мог человек, по-настоящему влюбленный в завод, не пожалевший для поисков ни сил, ни времени», — писал о нем известный журналист Леонид Шинкарев.


Галдан Ленхобоев по праву носил почетное звание «Заслуженный рационализатор РСФСР» — на его счету было около 200 рационализаторских предложений. На заводе он выполнял ежедневно норму на 150-200 процентов. У него нет инженерного диплома, но покажите ему любой чертёж, и он прочтёт его с такой же лёгкостью, как опытный музыкант читает ноты с листа, — как-то сказал о нём один из рабочих, другой добавил, что нет такого станка на заводе, в котором Галдан Ленхобоевич не разбирался бы как спец. Модельщик высочайшей квалификации, он стоял у истоков рождавшихся в умах конструкторов, инженеров идей, воплощал их в моделях часто меняющейся номенклатуры изделий.




Галдан Ленхобоев не раз избрался депутатом Улан-Удэнского городского Совета депутатов. Он был активным членом жилищно-бытовой комиссии горсовета и часто посещал дома избирателей, среди горожан было немало людей, благодарных депутату, который добился улучшения жилищных условий. На своем избирательном округе Галдан Ленхобоевич долго и упорно хлопотал о строительстве купального бассейна на речке Березовка, и, в конце концов, бассейн был построен. Знали, как он беспокоился о строительстве моста на этой речке. Много времени и душевных сил отдавал депутат общественным делам на своем заводе, как член общества рационализаторов, НТО и завкома профсоюза.




Написанная им, истинным патриотом завода, свидетелем и участником его истории, летопись родного предприятия — «История завода «Электромашина» — не раз публиковалась на страницах газет и журналов.

Галдан Ленхобоев награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За трудовое отличие», «За доблестный труд в ознаменовании 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».

К НАУКЕ ЖИВОЙ ИНТЕРЕС

Человек от природы любознательный Галдан Ленхобоев интересовался археологией и много времени проводил в горах в поисках петроглифов и других артефактов древней истории Бурятии. Отличный знаток природы Бурятии, знаток обычаев родного народа Галдан Ленхобоев стал незаменимым спутником и помощником известного советского археолога, академика А.П. Окладникова в его экспедициях по республике. Около двадцати лет он ходил по таежным дебрям вместе с академиком А.П. Окладниковым, не только был его проводником — сам помогал расшифровывать древние наскальные рисунки.








В свое время Галдан Ленхобоев написал реферат об истории поливных пашен на территории республики. Эта работа вызвала интерес в Бурятском комплексном научно-исследовательском институте Сибирского отделения Академии и наук СССР. Широкую и запущенную оросительную сеть прошлых веков, он считал, что можно рационально использовать и сейчас при поливном земледелии.

Галдан Ленхобоев — эрудированный исследователь, этнограф, археолог. В республике Галдана Ленхобоева называли бурятским Далем: оказывается, он записал в улусах больше тысячи народных пословиц, поговорок, загадок.


После выхода на пенсию Галдана Ленхобоева пригласили в Бурятский институт общественных наук работать над переводами тибетских медицинских трактатов. Эту сторону его деятельности высоко оценил президент Академии наук СССР Г.И. Марчук. Но для самого Мастера были не менее ценны, чем оценка президента Академии, сотни благодарностей от тех, кого он избавил от недугов.

НА ГРАНИ ЧУДА

В книге «Галдан Ленхобоев: благословенная судьба» и «Ленхобын Галдан: Ашатын hайхан заяан» в первую очередь вошли его труды по тибетской медицине, в свое время изданные в виде препринтов при поддержке академика Г.И. Марчука, в то время председателя СО АН СССР: «О теплых и холодных свойствах пищевых продуктов и лекарственных средств», «Причины внутренних болезней», «Некоторые сведения о пульсовой диагностике». В этой работе ему помогал Н.Ц. Жамбалдагбаев, кандидат философских наук, старший научный сотрудник ИЦиГ СО РАН (Институт цитологии и генетики), которого можно назвать его последователем.

Почему столь неподдельный и действенный интерес в свое время проявляло руководство СО АН СССР к его деятельности — у Галдана Ленхобоева в первую очередь были впечатляющие, иногда на грани чуда, успехи в лечении заболеваний, в том числе болезней, не всегда поддающихся лечению современными методами. Не меньше интереса и даже восхищения вызывало виртуозное владение Галданом Ленхобоевичем искусством пульсовой диагностики, которое и лежало в основе его успехов в лечении заболеваний. В частности, он мог, исходя из показаний пульса, выявить не только текущую патологию, но и те болезни, которыми больной болел раньше и, более того, указать при их наличии на предпосылки возникновения некоторых тяжелых заболеваний, включая онкологические, примерно за год до их явного проявления.

Современный читатель может пересмотреть свое отношение к жизни, переосмыслить многие вещи и явления, сделать выводы для себя. Для здоровья человека важен баланс жизненных энергий — мы сегодня как будто забыли элементарные вещи, навыки в поведении, которые хорошо знали наши предшественники, — элементарно, как одеваться и питаться. Уделяя особое внимание системе питания, Ленхобоев дает классификацию холодных и теплых свойств тех или иных продуктов — если сегодня брать это во внимание, мы можем избежать многих проблем со своим здоровьем.

Примеров чудесного исцеления его методами лечения много. И сегодня живы люди, которые были пациентами Галдана Ленхобоева. Их воспоминания, отзывы о нем как о лекаре читатели найдут в книге. Казалось бы, в то время не было ни интернета, ни сотовой связи, но молва о бурятском лекаре доходила до Москвы и Ленинграда, до Владивостока и Кавказа, до Якутии и Новосибирска.

Например, Цыбденова Туяна Васильевна, которая в детстве жила рядом с Галданом Ленхобоевичем, ныне заведующая отделением врачей семейной практики городской поликлиники № 1 г. Улан-Удэ, вспоминает, что в 1978 году к Ленхобоеву приезжали четыре грузина из Сухуми: «Они ночевали у нас дома, у каждого было раковое заболевание разной этиологии. Галдан Ленхобоевич дал им лекарства. В 1982 году по их следам в Улан-Удэ приехал еще один грузин, чтобы получить лекарства от бурятского целителя для своего брата, у которого обнаружили рак мочевого пузыря. Он разыскал нас, хотя мы уже переехали в другое место. Нам было очень радостно услышать, что те четверо смогли одолеть смертельные болезни, пропив лекарства Галдана Ленхобоевича и строго следуя его рекомендациям».

Лечение по методике Галдана Ленхобоева существенно помогло многим жителям новосибирского Академгородка. У одной из его больных был диагноз — рассеянный склероз, из-за которого она падала в обморок. Галдан Ленхобоевич определил, что у нее болезнь печени, которая привела к нарушению гормонального равновесия и в результате к онкологии в матке. Процессы разложения новообразований приводили к замусориванию крови, и как результат — обмороки. В результате лечения его порошками женщина выздоровела.

Таких случаев было много. Бурятский лекарь лечил легендарного маршала Георгия Жукова, ректора МГУ, директора Большого театра Бориса Покровского, космонавтов, кого-то из династии Дуровых, к нему приезжали на лечение Мстислав Ростропович и Галина Вишневская.





В Москве с середины 1960-х годов и до кончины Галдана Ленхобоевича в 1984 году существовала неформальная община «галдановцев» — это были его пациенты или родственники пациентов, которые были обязаны спасением от смерти или просто выздоровлением, они делились друг с другом известием, когда лекарь приедет, с кем можно заказать свои лекарства.

Несмотря на то, что в то время открыто обучать кого-то тому, чем сам занимался, было бы делом опаснейшим. Время от времени даже лечить ему запрещалось под угрозой ареста, его могли обвинить в организации недозволенного промысла. Только можно предполагать, что только высокое покровительство, будь то Хамбо ламы Этигэлова, с которым явно прослеживается кармическая связь, или же высоких должностных лиц из органов власти государства, Ленхобоеву помогли избежать печальной участи.

Немало и тех, кто считает Галдана Ленхобоевича своим учителем. В книге есть воспоминания Ольги Буровой, нашей землячки, нутрициолога, ныне работающей в HHP- HolisticHealthPractitioner, Nutritionist, Dallas, Texas, USA. Она считает Галдана Ленхобоевича Ленхобоева — человеком, оказавшим самое большое влияние на всю ее жизнь. Он не только спас ее маму от смерти, но и зажег в маленькой девочке огромный интерес к изучению тибетской медицины, что и стало фундаментом того, чему она посвятила всю свою деятельность, — помогать людям быть здоровыми и счастливыми.

Писатель и журналист Борис Камов, писавший о тибетской медицине и Галдане Ленхобоеве еще при его жизни, тоже является народным целителем, «вобравшим что-то из опыта Галдана Ленхобоевича», разработавшим оригинальные методы безлекарственного излечения ряда хронических заболеваний у детей и взрослых.
Не будет вымыслом и то, что люди, кому посчастливилось встретиться с Ленхобоевым, находили не только чудесное спасение, но и что-то еще очень важное для себя из вековой мудрости народа.

ГДЕ КАЖДЫЙ ВЕТЕРОК ИЗ ДРЕВНИХ ПЕСЕН СОТКАН

Так воспевал родные края земляк Галдана Ленхобоева народный поэт Бурятии Алексей Бадаев. «В Бурятии среди коренного населения было много народных умельцев — чеканщиков, литейщиков, резчиков по дереву и металлу, иконописцев, плотников, столяров, мебельщиков и т.д. В каждом улусе были свои мастера в том или ином ремесле, но Верхний и Нижний Оронгой славились в Бурятии тем, что почти все их население занималось различными видами ремесел», — так начинается совместный труд Галдана Ленхобоева и доктора исторических наук Ксении Герасимовой «Материалы о народных умельцах Оронгоя».

Здесь было много талантливых чеканщиков, резчиков, иконописцев, скульпторов, строителей, мебельщиков, лучников и т.д. 80-90 процентов мужского населения улусов Харгана и Верхний Оронгой, 30-40 процентов в Нижнем Оронгое и Гильбире занимались ремеслом, сочетая его с ведением сельского хозяйства, скотоводства и земледелия.

Имея за плечами поколения народных умельцев, пронесших через века любовь к искусству, Галдан Ленхобоев с детства впитывал красоту окружающей природы, восхищался плодами созидательного труда своих земляков. Постепенно и сам приобщился к творчеству.




Памятен Галдан Ленхобоев для тысяч любителей прекрасного своими изделиями прикладного искусства. В фондах Национального музея РБ хранятся работы Галдана Ленхобоева по дереву. Самобытное искусство этого автора демонстрировалось на выставках в Москве, Ленинграде, Париже, украшает витрины музеев во многих городах России.

Известны его работы по дереву — вазы с бурятским орнаментом, инкрустацией из рога, поделки из причудливых корней багульника, сибирского персика, ильма, березы. Мастер создавал свои произведения и из камня, сохранились его бурятские шахматы с резными фигурками из агальматолита и другие изделия. Человек с острым взглядом он умел увидеть красоту в самом обыденном, что его окружало, найти и подобрать непритязательный корень или дерево, чтобы они зажили в его искусных руках новой чудесной жизнью, радовали людей. Мастерство Ленхобоева-резчика питалось искусством многих поколений его земляков, которые своими руками могли изготовить добротную и красивую домашнюю утварь, вооружения охотника и снаряжения коня, луки и стрелы, резать матрицы и печатать книги.









Галдан Ленхобоев по праву был принят в члены Союза художников СССР, участвовал в выставках, конференциях и съездах творческого союза.

Интеллектуальный потенциал бурятского народа закладывался с давних времен. И память наших предков была феноменальной, ведь письменных записей тогда было мало, учения и предания передавались в основном из уст в уста. Благодаря Галдану Ленхобоеву мы сегодня можем узнать древние сказания предков. Ленхобоев был проводником экспедиций академика А.П. Окладникова, он поведал ученому все, что вобрала в себя его цепкая, пытливая память, он водил его по историческим местам, где были наскальные рисунки, стойбища кочевников, городища, могильники...

В книгу «Галдан Ленхобоев: благословенная судьба» вошли такие его труды как «Материалы о народных умельцах Оронгоя» и «Узлы, швы и плетение у бурят». Мастера издавна имели свои индивидуальные профессиональные секреты, которые передавали сыновьям или своим ученикам. Сегодня благодаря энтузиазму и подвижническому труду Галдана Ленхобоева до нас дошли старинные рецепты составления красок и изготовления клея для иконописи, профессиональные секреты мастеров столярных, малярных работ, изготовителей древних луков и стрел. Может, сегодня нет необходимости заниматься этим — составлять краску, добывая минералы и камни, растирая, перемешивая их, получать необходимый цвет — но в этом исконном ремесле также кроется интеллект бурятского народа, в том числе и художественный.

Авторы статьи «Узлы, швы и плетение у бурят» Г. Ленхобоев и Е. Хамзина ставили перед собой скромную задачу познакомить читателя с частью узлов, швов и плетений, которыми пользуются буряты. Сделать это тем более необходимо, считали они, потому что многие из них исчезают в настоящее время безвозвратно. Прошло много лет и с того времени, когда этот материал был опубликован ранее, и сегодня это драгоценный труд соединяет поколения наших современников с их далекими предшественниками.

Также другой труд Галдана Ленхобоева «Сэлэнгын түрэ хуримай түүхэһээ» о свадебных обрядах селенгинских бурят отражает образ жизни народа, его обычаи, верования, труд, быт, жилище и потому представляет уникальную кладезь для изучения. Описываемые в ней обряды развернуты как живая картина жизни народа. Приводимые автором диалоги, песни, благопожелания как готовый сценарий большого праздника.

Ряд работ автора посвящён богатству родного края и сохранению его для будущих поколений. Галдан Ленхобоев оставил также немало поэтических произведений, собранных и созданных им загадок, пословиц и поговорок на бурятском языке, словарь «Үсөөн хэрэглэгдэхэ үгын толи».

Для тех, кто интересуется обычаями и традициями бурятского народа, книги «Галдан Ленхобоев: благословенная судьба» и «Лёнхобын Галдан: Ашатын hайхан заяан» с его трудами уникальны. Жизнь и деятельность Галдана Ленхобоева — яркий пример высочайшего служения своему народу.
Автор: Серафима Очирова

Литература

1756

Алексей Гатапов: «Я думал, что смогу написать о Чингисхане лучше…»

Автор романа «Тэмуджин», писатель и историк, один из тех, кто вновь сосредоточил свое внимание на личности Чингисхана, интерес к эпохе которого не проходит все последние десятилетия, в беседе с Дилярой Батудаевой.