БУР

Живопись

Изобразительное искусство Бурятии

13 мая 2014

5152

Глубокие традиции буддийского Востока и влияние европейской, русской, советской культуры нашли свое воплощение в изобразительном искусстве Бурятии.

Изобразительное искусство Бурятии

Фото © Buryad-Mongol Nom

  
 
   

Памятные даты
Союза художников
Бурятии



1933
Создание Союза художников Бурят-Монгольской АССР

1940
I Декада Бурят-Монгольского искусства в Москве

1942
Выставка к 25-летию Великой Октябрьской Социалистической революции

1944
Межобластная выставка художников Сибири и Дальнего Востока, Иркутск

1953
Выставка к 20-летию Союза художников Бурят-Монгольской АССР

1959
II Декада бурятского искусства и литературы в Москве

1963
Выставка к 30-летию Союза художников Бурятской АССР

1964
I зональная выставка в Хабаровске

1967
II зональная выставка во Владивостоке

1969
III зональная выставка в Улан-Удэ

1971
Выставка художников автономных республик РСФСР в Москве

1973
«Художники Бурятии», посвященная 40-летию Союза художников в Свердловске

1974
IV зональная выставка во Владивостоке

1980
V зональная выставка в Чите

1981
«Искусство Бурятии» в Ереване, Баку, Алма-Ате, Ленинграде и Москве

1982
— «Искусство Бурятии» в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже (Франция)
— «Искусство Бурятии» в Чите

1983
— «50 лет Союза художников Бурятской АССР» в Москве
— «Искусство Советской Бурятии» в Улан-Баторе (МНР)

1984
Изобразительное искусство Бурятии» в Дели (Индия)

1985
VI зональная выставка во Владивостоке

1987
Ретроспективная выставка бурятских художников в Новосибирске

1989
II выставка художников автономных республик в Москве

1990
VII зональная выставка в Якутске

1994
«Бурятские художники» в Киеве (Украина)

1996
«Бурятские художники» в Москве

1997
— VIII зональная выставка в Хабаровске
— «Выставка бурятских художников» в Иркутске

2001
«Художники Бурятии» в Улаанбаатаре (Монголия)

2003
— IX зональная выставка в Хабаровске
— 70 лет Союза художников

2006
«Художники Бурятии» в Москве

2008
X зональная выставка в Новосибирске

2011
«Искусство, освященное Байкалом» — совместная выставка с художниками Иркутска и Читы

2011
«Изобразительное искусство Бурятии». Новый Манеж, Москва


Начало ХХ столетия характеризовались столкновением противоборствующих сил, что естественно отразилось на разных сферах жизни общества. Уже первые выставки, организованные Бурятским Ученым комитетом (Буручкомом, 1922), вызвали непосредственный интерес у специалистов и широкого зрительского круга. Об этом свидетельствуют злободневные отклики в прессе (Верхнеудинск, Новосибирск, Москва), а также резонанс, отозвавшийся спустя несколько десятилетий у художников не только Сибири, но и всей обширнейшей территории страны.
В этой связи следует вспомнить живописные полотна Ц. Сампилова, А. Хангалова, Р. Мэрдыгеева, графические зарисовки Г. Эрдэнийна, Б. Будаева, а также произведения художников из буддийских монастырей (дацанов), привлекавшихся к участию на те же выставки.

Бурятский Союз художников

Неслучаен тот факт, что почти сразу же после известного Постановления ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» был сформирован Союз художников Бурят-Монгольской АССР. Толчком к этому событию явилась подготовка к десятилетию образования Бурят-Монгольской АССР (1933).
Для оформления празднества правительство молодой автономной республики привлекло двадцать художников из Иркутска, Москвы, Ленинграда; временно были освобождены от работы в разных учреждениях местные кадры. В совместном творческом общении, проходившем в Краеведческом музее, и зародилась мысль об объединении художников в единую организацию.
В июле 1932 года образовалась группа, взявшая на себя всю подготовительную работу, а в августе того же года СНК БМАССР своим решением создал Союз художников Бурят-Монгольской АССР. Председателем был избран Г. Павлов, ответственным секретарем Р. Мэрдыгеев; в число членов вошли Ц. Сампилов, Б. Будаев, Ф. Балдаев, М. Шестакова, Е. Неволина, А. Окладников, И. Аржиков, Г. Чикотеев, О. Пепуль. Перед членами творческой организации открылся широкий доступ к мировой и русской классике, и первыми студентами Московского художественного вуза стали А. Ажигиров и Д. Тудупов.



Улан-Удэ, 1938 г. В нижнем ряду: Е. Неволин, О. Пепуль, Ц. Сампилон, Р. Мэрдыгеев, А. Окладников, Н. Чикочеев. В верхнем ряду: Л. Шкрапов, А. Аюшинов, Г. Павлов, А. Чимит, П. Головинов, И. Артиков



Содружество творцов

В конце тридцатых годов началась подготовка к проведению Первой декады литературы и искусства Бурят-Монгольской АССР в Москве, тогда по решению Правительства страны в республику прибыли крупные деятели советской культуры, в числе которых были искусствоведы и художники. В творческом содружестве бурятских и московских деятелей культуры были достигнуты замечательные результаты в разных видах и жанрах живописи, графики и декоративного искусства. Особо отмечен танец масок, введенный режиссером Г. Цыденжаповым и поставленный И. Моисеевым: «Органично вплетались в народно-эпическую ткань спектакля декорации Г. Кигеля, построенные по мотивам фольклора (чеканка, резьба по дереву, вышивка по ткани). Очень колоритными, в ярком национальном стиле получились костюмы, выполненные по эскизам художников Г. Павлова и Б. Чернутова».
Народные умельцы обогатили экспозицию нарядно оформленными седлами, ножами и огнивами в серебряной оправе, комплектами женских головных и нагрудных украшений.
Искусствовед В. Чепелев в обстоятельной статье журнала «Искусство» впервые отметил глубокие параллели народного творчества Бурятии не только с буддийским Востоком, но и «со Средиземноморьем, с Эгейским миром». По мнению ученого, бурятский народ — «наследник культуры металла эпохи бронзового века Саян, Прибайкалья и скифских традиций металлообработки, выработал свое эстетически целостное искусство, не отчуждая себя от широких культурных взаимоотношений».


Коллективный выход на этюды. Бурят-Монголия, лето 1949 г.


Военное лихолетье, сплотившее все народы страны Советов, определило тематику и общий эмоциональный настрой искусства на несколько последующих десятилетий, вплоть до второй Декады бурятского искусства и литературы в Москве (1959). Зарождению дружбы между русскими и бурятами посвятили свои полотна А. Тимин и В. Гончар; в разных видах и жанрах выступили художники старшего поколения, а также К. Сергеев, Б. Садыков, Э. Аюшеев, Л. Гергесов, Д. Никоров, М. Воробьев, В. Инкижинов, Ю. Чирков, Д. Алтаев, М. Метелкина. Впервые показали свои работы выпускники художественных вузов страны — А. Сахаровская, А. Хомяков, Г. Баженов и другие.


Новые веяния

Новый этап творческого осмысления действительности наступает в начале 1960-х годов, чему в немалой степени способствовала интенсивная выставочная деятельность Союза художников, как в республике, так и за ее пределами; именно в этот период получили свое подлинное признание произведения двадцатых годов.
В работах новых поколений художников прослеживаются традиции, идущие от зачинателей станковых видов профессионального искусства, а также от буддийского культового искусства.
Одновременно усиливается внимание к современности: в экспозиции российской выставки «Мы строим БАМ» (1979, Улан-Удэ) с художниками союзных республик участвовали местные авторы И. Налабардин, В. Архипов, Л. Лабок, Г. Купцов.
Искусство Бурятии было показано в Москве, Ленинграде, а также в Казахстане, Армении, Азербайджане (1980–1981) и в Париже (1982).
Военная тематика волнует как участников боев Москалева (Героя Советского Союза), так и более молодых: труженикам тыла посвятил несколько полотен В. Грищенко.
Создают обобщенные типы тружеников степей А. Даржаев, С. Ринчинов, Д-Н. Дугаров, творчество которых развернулось динамично и многомерно. Художники обращаются и к темам традиционных праздников; впечатляет декоративной красочностью полотно «Сурхарбан» Г. Баженова.
В пейзажном жанре можно ощутить влияние классической русской и мировой живописи, вместе с тем в них прослеживается тенденция к эпическому образу, к примеру, в картине Эрхито Аюшеева «Просторы Бурятии»; в полотнах М. Оленникова с распевной ритмикой холмистых далей, колоритностью таежных озер; высокогорный рельеф гор с могучими животными-сарлыками запечатлел Т. Рудь.





Мотивы Родины

Величественная и суровая красота Байкала и Саянских гор привлекала художников всех времен, включая Р. Мэрдыгеева, К. Сергеева, Д-Н. Дугарова, А. Казанского, Б. Тайсаева, В. Николюка и других.
Особое место в творчестве бурятских художников фольклорно-эпическая тема, начало которой было положено в канун войны, когда вышло постановление Совнаркома о проведении юбилея героического эпоса в 1942 г.
Художники сразу же приступили к работе и продолжили ее в военные и послевоенные годы, и даже после публикации тома с иллюстрациями Ц. Сампилова, Р. Мэрдыгеева, А. Окладникова, Г. Павлова и Ф. Балдаева. На зональной выставке 1964 г. серия линогравюр «По мотивам эпоса» А. Сахаровской впечатлила особым эмоциональным настроем в изображении воинских шествий и битв, торжественно-праздничных пиров и хороводов в степи, обеспечили заслуженный успех произведению; в середине семидесятых годов внес новую струю в созданию Гэсэриады Д. Пурбуев — выпускник Таллиннской Академии Художеств: наряду с изящными заставками в технике офорта им выполнены портретные изображения персонажей эпоса.
В 1982 году завершилось декоративное оформление нового здания Бурятского театра драмы им. Хоца Намсараева, выполненное живописцами, скульпторами и народными умельцами республики во главе с Д-Н. Дугаровым; для всего коллектива это был своего рода итог изучения национального быта и традиций в контексте многовековой культуры Востока. Автором главной фрески интерьера «На Земле Гэсэра» стала А. Цыбикова. Фольклорно-эпическая тема вдохновляла многих авторов — И. Старикова, Т. Манжеева, Д. Олоева.
Ч. Шенхоров выполнил полностью макет книги с переплетом, фронтисписом с полосными иллюстрациями, с заставками и концовками всех девяти глав — «ветвей эпоса»...
У каждого из художников индивидуальный аспект видения эпического произведения, своя стилистика и вместе с тем органично соответствующая вере народа в «славных богатырей-воителей», в торжество добра над злом в наступление всеобщего блага на Земле.
Нельзя не упомянуть имя одного из старейших мастеров Бурятии Л. Доржиева (1918–2011) — участника республиканских, зональных, российских выставок самодеятельного искусства, а также персональных в Улан-Удэ (1988,1998, 2007), автора многих орнаментальных композиций, а также картин, написанных в национальном стиле «буряад зураг».


Скульптура в Бурятии

Свои особенности имеет скульптура в республике. Конная группа А. Тимина возвышается на фасаде театра оперы и балета, олицетворяющая свободную Бурятию; в традициях русской и европейской школы выполнены произведения Э.Цыденова. Черты традиционного быта и современности, органично сплавленные в целостное единство, составляют образную основу произведений Г. Васильева, И. Гомбоева, Б. Зодбоева, Б. Энкеева, В. Уризченко, М. Эрдынеева. С пластикой малых форм переплетается декоративно-прикладное творчество, в первую очередь керамика А. Хомякова, В. Базарова, Р. Жимбиевой, А. Трубачеевой, а также рельефная чеканка из меди П. Намсараева.
Возрождение художественных традиций буддизма является фоном для морфологической общности этнического стиля, определяющего сегодняшнее состояние декоративно-прикладного творчества, а также появление нового феномена — современной бронзовой скульптуры, представленной именами Г. Зодбоева, Б. Сундупова, Ю. Эрдынеева.


Бурятское ювелирное искусство

Бурятское ювелирное искусство уже не раз угасавшее на протяжении не одного десятилетия минувшего века, вновь и вновь возрождается, как это было в 1970-е годы. Тогда возглавлял Союз художников Д-Н. Дугаров и на одиннадцатом километре от города был создан поселок для проживания и работы народных умельцев со всех районов республики для участия в программе возрождения традиционных промыслов. Произведения Д. Санжиева, А. Чинбата, Э. Манзарова и многих других, экспонировались на всесоюзных и зарубежных выставках.
В настоящее время успешно продолжают работать Б. Жамбалов, З. Жамбалов, Ж. Эрдынеев, В. Русских, Н. Танганов, ряд других художников.


Сценография в Бурятии

Замечательным достижением национальной сценографии являются, кроме упомянутых выше мастеров, театральные работы А. Бритовой, В. Тевелева, Е. Будожаповой, поныне работающие В. Бройко и Б. Доржиев.


Гобеленное ткачество в Бурятии

Уникальным видом декоративного искусства в масштабах страны является гобеленное ткачество республики на основе конского волоса, в современное развитие исконно традиционного материала внесли свой вклад Т. Тимина, С. Ринчинова, Б. Дамбиева, Р. Доржиева, Т. Дашиева, активные участницы выставок в республике и за ее пределами.


Особенности изобразительного искусства Бурятии

Художники Бурятии прошли через все испытания ХХ века и внесли свой вклад в современное искусство на новом этапе. Кроме уже упомянутых следует назвать такие известные имена, как Ю. Мандаганов, О. Козлов, Л. Семенов, С. Ханхаров, Л. Нохоева, А. Дугарова, Ш.-Ж. Раднаев, Б. Лыксоков, Н. Улзытуева, В. Поспелов, М. Ванданов, Л. Воронцова, В. Богомазов. Заявили о себе Ж. Зомонов, Е. Болсобоев, В. Рабжаева, перечислить здесь всех нет возможности.
Фундаментом творчества бурятских художников остается классическая русская и мировая школа. Она не противоречит условной декоративности и статики одних, экспрессивности цвета других, идеопластике третьих. Смыслообразующее ядро культуры определяет общий круг тем и художественных приемов, в которых тесно переплетены традиционные этнические и универсальные ценности.
В целом сегодняшнюю художественную жизнь Бурятии характеризуют открытость, полицентризм, многоуровневость. Неслучайным стало формирование художников универсального типа, какими являются, к примеру, Д. Намдаков, Б. Дашицыренов, З. Доржиев и многие другие.
На каждом этапе развития национальной культуры были достигнуты определенные результаты, многие из которых не потеряли своей актуальности и сегодня. В сплаве разнородных, на первый взгляд, тенденций заключается жизненная сила современного искусства. Самодеятельное творчество, выраставшее из глубин этногенетического сознания, и искусство профессиональное взаимно дополняют и обогащают друг друга, определяют уникальность и неповторимость их устремлений в будущее.
Богатство и разнообразие индивидуальных дарований, внутренняя свобода и высокий профессионализм обеспечивают признание искусства художников Бурятии как самостоятельного целостного явления. 


Автор: И.И. Соктоева

Живопись

109

Художница Александра Дугарова: Культурная среда в нашем городе комфортная, не хватает встряски и вызова

Конец зимы в Художественном музее им. Ц.С. Сампилова ознаменован открытием персональной выставки неординарной художницы Александры Дугаровой. В интервью она рассказала о  призвании художника, эстетике своих работ, арт-рынке, коснулась вопроса о художественной критике, а также поделилась мнением о  культурной среде нашего города.