Живопись
Изобразительное искусство Бурятии
13 мая 2014
14376
Глубокие традиции буддийского Востока и влияние европейской, русской, советской культуры нашли свое воплощение в изобразительном искусстве Бурятии.
Фото © Buryad-Mongol Nom
Памятные даты
Союза художников
Бурятии
1933
Создание Союза художников Бурят-Монгольской АССР
1940
I Декада Бурят-Монгольского искусства в Москве
1942
Выставка к 25-летию Великой Октябрьской Социалистической революции
1944
Межобластная выставка художников Сибири и Дальнего Востока, Иркутск
1953
Выставка к 20-летию Союза художников Бурят-Монгольской АССР
1959
II Декада бурятского искусства и литературы в Москве
1963
Выставка к 30-летию Союза художников Бурятской АССР
1964
I зональная выставка в Хабаровске
1967
II зональная выставка во Владивостоке
1969
III зональная выставка в Улан-Удэ
1971
Выставка художников автономных республик РСФСР в Москве
1973
«Художники Бурятии», посвященная 40-летию Союза художников в Свердловске
1974
IV зональная выставка во Владивостоке
1980
V зональная выставка в Чите
1981
«Искусство Бурятии» в Ереване, Баку, Алма-Ате, Ленинграде и Москве
1982
— «Искусство Бурятии» в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже (Франция)
— «Искусство Бурятии» в Чите
1983
— «50 лет Союза художников Бурятской АССР» в Москве
— «Искусство Советской Бурятии» в Улан-Баторе (МНР)
1984
Изобразительное искусство Бурятии» в Дели (Индия)
1985
VI зональная выставка во Владивостоке
1987
Ретроспективная выставка бурятских художников в Новосибирске
1989
II выставка художников автономных республик в Москве
1990
VII зональная выставка в Якутске
1994
«Бурятские художники» в Киеве (Украина)
1996
«Бурятские художники» в Москве
1997
— VIII зональная выставка в Хабаровске
— «Выставка бурятских художников» в Иркутске
2001
«Художники Бурятии» в Улаанбаатаре (Монголия)
2003
— IX зональная выставка в Хабаровске
— 70 лет Союза художников
2006
«Художники Бурятии» в Москве
2008
X зональная выставка в Новосибирске
2011
«Искусство, освященное Байкалом» — совместная выставка с художниками Иркутска и Читы
2011
«Изобразительное искусство Бурятии». Новый Манеж, Москва
В этой связи следует вспомнить живописные полотна Ц. Сампилова, А. Хангалова, Р. Мэрдыгеева, графические зарисовки Г. Эрдэнийна, Б. Будаева, а также произведения художников из буддийских монастырей (дацанов), привлекавшихся к участию на те же выставки.
Бурятский Союз художников
Неслучаен тот факт, что почти сразу же после известного Постановления ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» был сформирован Союз художников Бурят-Монгольской АССР. Толчком к этому событию явилась подготовка к десятилетию образования Бурят-Монгольской АССР (1933).
Для оформления празднества правительство молодой автономной республики привлекло двадцать художников из Иркутска, Москвы, Ленинграда; временно были освобождены от работы в разных учреждениях местные кадры. В совместном творческом общении, проходившем в Краеведческом музее, и зародилась мысль об объединении художников в единую организацию.
В июле 1932 года образовалась группа, взявшая на себя всю подготовительную работу, а в августе того же года СНК БМАССР своим решением создал Союз художников Бурят-Монгольской АССР. Председателем был избран Г. Павлов, ответственным секретарем Р. Мэрдыгеев; в число членов вошли Ц. Сампилов, Б. Будаев, Ф. Балдаев, М. Шестакова, Е. Неволина, А. Окладников, И. Аржиков, Г. Чикотеев, О. Пепуль. Перед членами творческой организации открылся широкий доступ к мировой и русской классике, и первыми студентами Московского художественного вуза стали А. Ажигиров и Д. Тудупов.
Улан-Удэ, 1938 г. В нижнем ряду: Е. Неволин, О. Пепуль, Ц. Сампилон, Р. Мэрдыгеев, А. Окладников, Н. Чикочеев. В верхнем ряду: Л. Шкрапов, А. Аюшинов, Г. Павлов, А. Чимит, П. Головинов, И. Артиков
Содружество творцов
В конце тридцатых годов началась подготовка к проведению Первой декады литературы и искусства Бурят-Монгольской АССР в Москве, тогда по решению Правительства страны в республику прибыли крупные деятели советской культуры, в числе которых были искусствоведы и художники. В творческом содружестве бурятских и московских деятелей культуры были достигнуты замечательные результаты в разных видах и жанрах живописи, графики и декоративного искусства. Особо отмечен танец масок, введенный режиссером Г. Цыденжаповым и поставленный И. Моисеевым: «Органично вплетались в народно-эпическую ткань спектакля декорации Г. Кигеля, построенные по мотивам фольклора (чеканка, резьба по дереву, вышивка по ткани). Очень колоритными, в ярком национальном стиле получились костюмы, выполненные по эскизам художников Г. Павлова и Б. Чернутова».
Народные умельцы обогатили экспозицию нарядно оформленными седлами, ножами и огнивами в серебряной оправе, комплектами женских головных и нагрудных украшений.
Искусствовед В. Чепелев в обстоятельной статье журнала «Искусство» впервые отметил глубокие параллели народного творчества Бурятии не только с буддийским Востоком, но и «со Средиземноморьем, с Эгейским миром». По мнению ученого, бурятский народ — «наследник культуры металла эпохи бронзового века Саян, Прибайкалья и скифских традиций металлообработки, выработал свое эстетически целостное искусство, не отчуждая себя от широких культурных взаимоотношений».
Коллективный выход на этюды. Бурят-Монголия, лето 1949 г.
Военное лихолетье, сплотившее все народы страны Советов, определило тематику и общий эмоциональный настрой искусства на несколько последующих десятилетий, вплоть до второй Декады бурятского искусства и литературы в Москве (1959). Зарождению дружбы между русскими и бурятами посвятили свои полотна А. Тимин и В. Гончар; в разных видах и жанрах выступили художники старшего поколения, а также К. Сергеев, Б. Садыков, Э. Аюшеев, Л. Гергесов, Д. Никоров, М. Воробьев, В. Инкижинов, Ю. Чирков, Д. Алтаев, М. Метелкина. Впервые показали свои работы выпускники художественных вузов страны — А. Сахаровская, А. Хомяков, Г. Баженов и другие.
Новые веяния
Новый этап творческого осмысления действительности наступает в начале 1960-х годов, чему в немалой степени способствовала интенсивная выставочная деятельность Союза художников, как в республике, так и за ее пределами; именно в этот период получили свое подлинное признание произведения двадцатых годов.
В работах новых поколений художников прослеживаются традиции, идущие от зачинателей станковых видов профессионального искусства, а также от буддийского культового искусства.
Одновременно усиливается внимание к современности: в экспозиции российской выставки «Мы строим БАМ» (1979, Улан-Удэ) с художниками союзных республик участвовали местные авторы И. Налабардин, В. Архипов, Л. Лабок, Г. Купцов.
Искусство Бурятии было показано в Москве, Ленинграде, а также в Казахстане, Армении, Азербайджане (1980–1981) и в Париже (1982).
Военная тематика волнует как участников боев Москалева (Героя Советского Союза), так и более молодых: труженикам тыла посвятил несколько полотен В. Грищенко.
Создают обобщенные типы тружеников степей А. Даржаев, С. Ринчинов, Д-Н. Дугаров, творчество которых развернулось динамично и многомерно. Художники обращаются и к темам традиционных праздников; впечатляет декоративной красочностью полотно «Сурхарбан» Г. Баженова.
В пейзажном жанре можно ощутить влияние классической русской и мировой живописи, вместе с тем в них прослеживается тенденция к эпическому образу, к примеру, в картине Эрхито Аюшеева «Просторы Бурятии»; в полотнах М. Оленникова с распевной ритмикой холмистых далей, колоритностью таежных озер; высокогорный рельеф гор с могучими животными-сарлыками запечатлел Т. Рудь.
Мотивы Родины
Величественная и суровая красота Байкала и Саянских гор привлекала художников всех времен, включая Р. Мэрдыгеева, К. Сергеева, Д-Н. Дугарова, А. Казанского, Б. Тайсаева, В. Николюка и других.
Особое место в творчестве бурятских художников фольклорно-эпическая тема, начало которой было положено в канун войны, когда вышло постановление Совнаркома о проведении юбилея героического эпоса в 1942 г.
Художники сразу же приступили к работе и продолжили ее в военные и послевоенные годы, и даже после публикации тома с иллюстрациями Ц. Сампилова, Р. Мэрдыгеева, А. Окладникова, Г. Павлова и Ф. Балдаева. На зональной выставке 1964 г. серия линогравюр «По мотивам эпоса» А. Сахаровской впечатлила особым эмоциональным настроем в изображении воинских шествий и битв, торжественно-праздничных пиров и хороводов в степи, обеспечили заслуженный успех произведению; в середине семидесятых годов внес новую струю в созданию Гэсэриады Д. Пурбуев — выпускник Таллиннской Академии Художеств: наряду с изящными заставками в технике офорта им выполнены портретные изображения персонажей эпоса.
В 1982 году завершилось декоративное оформление нового здания Бурятского театра драмы им. Хоца Намсараева, выполненное живописцами, скульпторами и народными умельцами республики во главе с Д-Н. Дугаровым; для всего коллектива это был своего рода итог изучения национального быта и традиций в контексте многовековой культуры Востока. Автором главной фрески интерьера «На Земле Гэсэра» стала А. Цыбикова. Фольклорно-эпическая тема вдохновляла многих авторов — И. Старикова, Т. Манжеева, Д. Олоева.
Ч. Шенхоров выполнил полностью макет книги с переплетом, фронтисписом с полосными иллюстрациями, с заставками и концовками всех девяти глав — «ветвей эпоса»...
У каждого из художников индивидуальный аспект видения эпического произведения, своя стилистика и вместе с тем органично соответствующая вере народа в «славных богатырей-воителей», в торжество добра над злом в наступление всеобщего блага на Земле.
Нельзя не упомянуть имя одного из старейших мастеров Бурятии Л. Доржиева (1918–2011) — участника республиканских, зональных, российских выставок самодеятельного искусства, а также персональных в Улан-Удэ (1988,1998, 2007), автора многих орнаментальных композиций, а также картин, написанных в национальном стиле «буряад зураг».
Скульптура в Бурятии
Свои особенности имеет скульптура в республике. Конная группа А. Тимина возвышается на фасаде театра оперы и балета, олицетворяющая свободную Бурятию; в традициях русской и европейской школы выполнены произведения Э.Цыденова. Черты традиционного быта и современности, органично сплавленные в целостное единство, составляют образную основу произведений Г. Васильева, И. Гомбоева, Б. Зодбоева, Б. Энкеева, В. Уризченко, М. Эрдынеева. С пластикой малых форм переплетается декоративно-прикладное творчество, в первую очередь керамика А. Хомякова, В. Базарова, Р. Жимбиевой, А. Трубачеевой, а также рельефная чеканка из меди П. Намсараева.
Возрождение художественных традиций буддизма является фоном для морфологической общности этнического стиля, определяющего сегодняшнее состояние декоративно-прикладного творчества, а также появление нового феномена — современной бронзовой скульптуры, представленной именами Г. Зодбоева, Б. Сундупова, Ю. Эрдынеева.
Бурятское ювелирное искусство
Бурятское ювелирное искусство уже не раз угасавшее на протяжении не одного десятилетия минувшего века, вновь и вновь возрождается, как это было в 1970-е годы. Тогда возглавлял Союз художников Д-Н. Дугаров и на одиннадцатом километре от города был создан поселок для проживания и работы народных умельцев со всех районов республики для участия в программе возрождения традиционных промыслов. Произведения Д. Санжиева, А. Чинбата, Э. Манзарова и многих других, экспонировались на всесоюзных и зарубежных выставках.
В настоящее время успешно продолжают работать Б. Жамбалов, З. Жамбалов, Ж. Эрдынеев, В. Русских, Н. Танганов, ряд других художников.
Сценография в Бурятии
Замечательным достижением национальной сценографии являются, кроме упомянутых выше мастеров, театральные работы А. Бритовой, В. Тевелева, Е. Будожаповой, поныне работающие В. Бройко и Б. Доржиев.
Гобеленное ткачество в Бурятии
Уникальным видом декоративного искусства в масштабах страны является гобеленное ткачество республики на основе конского волоса, в современное развитие исконно традиционного материала внесли свой вклад Т. Тимина, С. Ринчинова, Б. Дамбиева, Р. Доржиева, Т. Дашиева, активные участницы выставок в республике и за ее пределами.
Особенности изобразительного искусства Бурятии
Художники Бурятии прошли через все испытания ХХ века и внесли свой вклад в современное искусство на новом этапе. Кроме уже упомянутых следует назвать такие известные имена, как Ю. Мандаганов, О. Козлов, Л. Семенов, С. Ханхаров, Л. Нохоева, А. Дугарова, Ш.-Ж. Раднаев, Б. Лыксоков, Н. Улзытуева, В. Поспелов, М. Ванданов, Л. Воронцова, В. Богомазов. Заявили о себе Ж. Зомонов, Е. Болсобоев, В. Рабжаева, перечислить здесь всех нет возможности.
Фундаментом творчества бурятских художников остается классическая русская и мировая школа. Она не противоречит условной декоративности и статики одних, экспрессивности цвета других, идеопластике третьих. Смыслообразующее ядро культуры определяет общий круг тем и художественных приемов, в которых тесно переплетены традиционные этнические и универсальные ценности.
В целом сегодняшнюю художественную жизнь Бурятии характеризуют открытость, полицентризм, многоуровневость. Неслучайным стало формирование художников универсального типа, какими являются, к примеру, Д. Намдаков, Б. Дашицыренов, З. Доржиев и многие другие.
На каждом этапе развития национальной культуры были достигнуты определенные результаты, многие из которых не потеряли своей актуальности и сегодня. В сплаве разнородных, на первый взгляд, тенденций заключается жизненная сила современного искусства. Самодеятельное творчество, выраставшее из глубин этногенетического сознания, и искусство профессиональное взаимно дополняют и обогащают друг друга, определяют уникальность и неповторимость их устремлений в будущее.
Богатство и разнообразие индивидуальных дарований, внутренняя свобода и высокий профессионализм обеспечивают признание искусства художников Бурятии как самостоятельного целостного явления. ❚