Живопись

Часть великой памяти народа

10 февраля 2020

323

В  Художественном музее имени Ц.Сампилова открылась выставка народного художника Бурятии Ю.А.Чиркова. Также прошла презентация каталога выставки «Время. Портреты. Судьбы.  Юрий Чирков».

Часть великой памяти народа

Юрий Чирков

В каталог вошли те картины художника, которые хранятся в музее им.Ц. Сампилова. Порадовало, что текст каталога представлен на русском, бурятском, английском языках. Составитель Н.Цыренова, фотографии С.Ильина. Каталог издан при финансовой поддержке дочери художника Елены Юрьевны Чирковой.

Юрий Чирков вошел в историю изобразительного искусства Бурятии как живописец, который очень много и плодотворно работал в жанре портрета. Он тяготел к жанру портрета-картины. На выставке была представлена маленькая толика того огромного количества работ, целой галереи портретов, созданных его вдохновенной кистью. Ведь Юрий Чирков, как заметил в своем выступлении заслуженный художник России Лев Лабок, чаще других бурятских мастеров участвовал во всероссийских, всесоюзных выставках, где получал высокую оценку, и потому множество его картин находятся в музеях Хабаровска, Читы, Санкт-Петербурга и Москвы. Сам Лев Александрович, увековечивший неповторимую Ларису Сахьянову в образе красавицы Ангары, с уважением говорил о творчестве Юрия Чиркова. Он высоко оценил портрет народного мастера Сосора Санжиева, единственную работу из Бурятии, отобранную на всесоюзную выставку в Манеже. Эта уникальная работа художника ныне хранится в фондах Министерства культуры России. Еще он рассказал об удивительном случае из жизни мастера. Юрий Александрович после долгого пребывания в Иволгинском дацане создал целую серию работ, большую галерею портретов бурятских лам. Л.А.Лабок вспоминал об изумлении московских зрителей перед большими, 2-3 метровыми картинами Юрия Чиркова из этой серии.




Не зря эта выставка была названа «Время. Портреты. Судьбы». На картине Ю.Чиркова «В степи» камни на переднем плане выполняют главную сюжетообразующую функцию, это символы исторической памяти. Камни, изображенные художником, это священные знаки и символы предков, которые помогают чуткому зрителю обрести сокровенное знание не только о прошлом, но и о дне сегодняшнем:

Жива природа. Жив среди камней
И злак живой и мертвый мой гербарий.
Звено в звено и форма в форму. Мир
Во всей его живой архитектуре. (Н.Заболоцкий. Метаморфозы).

Это философское полотно о необратимом течении времени. Художник дал нам почувствовать не только многозначную символику забвения, потери, смерти, но и оптимистически воспринять неостановимый ход времени. Главный герой картины — природа, с ее созидательной, и в то же время разрушительной силой.




Одна из тех героинь, чей образ был запечатлен мастером, народная артистка России Нина Токуренова, вспомнила о событиях конца 1974 года. Ее пригласили в театр оперы и балета на церемонию награждения лучших мастеров искусства Бурятии. За роль Любови Александровны Бестужевой в поэтической драме Н.Дамдинова «Кольцо декабриста» она была награждена Почетной грамотой. Тогда художник Юрий Чирков и предложил написать ее портрет. Нина Гармаевна вспоминает, что в то время она постоянно была вместе с театром на гастролях, потому работа над портретом была окончена в 1976 году. Художник увидел в ставшей уже известной драматической актрисе тонкую лирическую, музыкальную натуру, изобразил ее с инструментом в руках. И этим художественным решением мастер еще раз подтверждает свое высокое умение показать своеобразие личности своего героя. Впоследствии Нина Токуренова не раз покоряла зрителей своим многогранным талантом в музыкальных, комедийных спектаклях, в своих сольных концертных бенефисных программах «Вас приглашает Нина Токуренова», «Ваше Величество- актриса», где проявляла прекрасные вокальные возможности.



Как удивительно порой жизнь соединяет судьбы людей, подумала я, когда увидела большой, почти в человеческий рост портрет народного поэта Бурятии Цырен-Дулмы Дондоковой и портрет чабанки Зои Жамсарановой. Портрет поэтессы был написан мастером в 1978 году. Еще в 1972 году Ц-Д.Дондокова увековечила в поэме «Манай басаган» («Наша девушка») подвиг простой чабанки Зои, спасшей отару во время страшной пурги. Может быть, Юрий Алексеевич и читал эту поэму в переводе на русский, но удивительно живая, как будто из действительности перенесенная на холст картина чабанского труда напомнила мне строки из поэмы Цырен-Дулмы Дондоковой:

Большая семья — отара
Без Зои как сирота.
Пасти если хочешь стадо —
Иди позади всегда.
Коль служишь работе — надо
Идти впереди труда.
Ягненок — ребенок малый:
Тому подстилку поправь,
Того конфеткой побалуй,
А этого в угол поставь.
Привяжешься к ним душою —
Ничем уж не оторвать!
Своим подопечным Зоя —
И врач, и учитель. И мать. (Перевод Д.Голубкова).



Поэму Ц-Д.Дондоковой отличает отсутствие патетики и риторических фраз, прозаизмы, отменяющие публицистическую пафосность. Так же, как поэт Дондокова, художник Чирков изображает подвиг как повседневный подвижнический труд. Судьба каждого героя с портретов большого мастера Юрия Чиркова — это часть одной великой судьбы, часть великой памяти, часть истории народа.



Автор: Туяна Самбялова, журналист, кандидат филологических наук

Живопись

726

Талант, посвященный духовному возрождению нации

В этом году мы отмечаем 85-летие народного художника Бурятии и России, выдающегося общественного деятеля, одного из лидеров национального движения бурятского народа, первого президента Всебурятской ассоциации развития культуры (ВАРК) Даша-Нимы Дугарова.

Живопись

1367

Художница Александра Дугарова: Культурная среда в нашем городе комфортная, не хватает встряски и вызова

Конец зимы в Художественном музее им. Ц.С. Сампилова ознаменован открытием персональной выставки неординарной художницы Александры Дугаровой. В интервью она рассказала о  призвании художника, эстетике своих работ, арт-рынке, коснулась вопроса о художественной критике, а также поделилась мнением о  культурной среде нашего города.