Живопись

Восхождение к вершинам

2 апреля 2021

228

Исполнилось 85 лет со дня рождения народного художника Бурятии и Российской Федерации, члена-корреспондента Российской Академии художеств, лауреата Государственных премий Республики Бурятия Солбона Раднаевича Ринчинова

Восхождение к вершинам
О трудном детстве в далеком баргузинском селе Хилгана, совпавшем с военным лихолетьем, о нелегких шагах становления человека и творца, он мог бы рассказать словами героя замечательного произведения народного поэта Бурятии Николая Дамдинова «Песнь степей»:

...В юрте меня родили.
Пеленали в шкуру баранью.
Кожа баранья —
первых одежд моих матерьял.
В пустые глазницы голода
смотрел я мальчишечьей ранью,
А близких людей —
разве мало я близких людей потерял?
Вот я и думаю,
оглядевшись за далью лет,
Что смогу кое-что рассказать,
и это не будет забыто.
(Перевод Ю.Левитанского)



Солбон Ринчинов 


Закончив в Улан-Удэ бурятскую школу-интернат, Солбон Ринчинов выбирает путь художника. Эта страсть к искусству и привела его на берега Невы. В 1966 г. он закончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной (факультет «Интерьер и оборудование», на отделении текстиля у профессора С.М.Бунциса). Так началось его профессиональное становление.

Здесь судьба свела двух неординарных личностей, он встретил Светлану Петровну, будущую супругу, тогда студентку вокального отделения Консерватории им.Римского-Корсакова. Девушка стала посещать занятия С.М.Бунциса, и ей захотелось поработать в жанре гобелена. В итоге С.П.Ринчинова стала основоположницей этого направления в искусстве Бурятии, она получила два патента на использование конского волоса при изготовлении гобеленов. Ныне народный художник России, награжденная Золотой медалью А.С.Пушкина, доцент, профессор Восточно-Сибирского института культуры С.П.Ринчинова учит этому искусству новые поколения студентов.



Вернувшись на родину, Солбон Ринчинов преподает в Республиканском училище культуры и искусств. Картины, гобелены, граффито, созданные им в 1960-1970-е гг., говорят о большом самобытном таланте автора: гобелены «Песня Карагачей» (1965), «Осенний мотив» (1966), «Песнь Бурятии» (1966), «Моя Бурятия» (1968), «Степь цветет» (1969); картины «Чабаны» (1968), «Семья. Тоонто» (1971), «Портрет Сиходана» (1979), работа из байкальского камня «Мать-Земля» (1968) и др.

В 1971 г. Солбон Ринчинов был принят в Союз художников СССР. Взята еще одна вершина. Но законы творчества требуют непрерывного движения, развития, поисков новых идей, новых образов. И рождаются новые полотна, портреты, пейзажи.

Эпический язык полотен Солбона Ринчинова отражает крупные, судьбоносные перемены в жизни бурятского народа. Например, его масштабное полотно «Делегация хори-бурят на приеме у Петра Первого».

В 2011 г. в Национальном музее РБ прошла юбилейная межрегиональная выставка «Искусство, освященное Байкалом», устроенная в честь 350-летия вхождения Бурятии в состав Российского государства. Это было очень значимое культурное событие, ведь экспозиции такого масштаба и высокого общественного статуса не проводились в республике более сорока лет.




Живописные полотна С.Р.Ринчинова «В родных кочевьях» и «Делегация хори-бурят на приеме у Петра Первого» стали центром всей экспозиции благодаря монументальности стиля, реалистической манере письма, высокому эпическому духу произведений. Это на одном полюсе его творчества.

На другом полюсе — поэтический язык его картин стал способом лирико-психологического раскрытия образов современных героев. Особенно примечательна картина «Булжамуур» («Жаворонок»). Недавно на открытии выставки, посвященной 85-летию художника, Светлана Петровна Ринчинова рассказала журналистам, что на этой картине изображен их старший сын. Мы же видим юношу, который заслушался пением жаворонка. А маленькая степная птица, упоенная запахом луговых цветов и лучами солнца, поет и радуется жизни. А душа юноши так же трепещет, как и жаворонок. И нам кажется, что эта человеческая душа будет неустанно взлетать ввысь, чтобы воспевать небеса и благодатную землю.

В картинах Солбона Ринчинова эта тема солнечного света и жизнеутверждения будет всегда. Перед нами тип художника, поистине земного, полного жизненных сил, бойца и созидателя. Это отметил известный писатель, критик, общественный деятель Вадим Дементьев в своем выступлении на выездном заседании секретариата правления Союза писателей РСФСР в Улан-Удэ, состоявшегося в конце июля 1978 г.: " В чем-то поэзия Николая Дамдинова напоминает живопись бурятского художника Солбона Ринчинова: по своей красочной выразительности, по остроте восприятия мира, по творческому отношению к натуре, к форме ее подачи. Гобелены, полотна Ринчинова насыщены светом, воздухом бурятской степи. Они почти всегда изображают день, солнечные будни. И смотрятся — как праздник" (Вадим Дементьев. Певец восхода — В кн. Уверенной поступью. 1980. С.187).



Сам художник видимо, тоже чувствовал духовное родство с творчеством Н.Дамдинова, он создал портрет поэта, высоко оцененный ученым-искусствоведом С.М.Червонной (Москва): «...глубоко и точно раскрыто не только индивидуальное своеобразие модели, но и то состояние высшего духовного напряжения, мобилизованной воли, сконцентрированной мысли, которое связано с процессом творчества, с чудом творческого вдохновения».

Солбон Ринчинов продолжал активно изучать и работать в этноисторическом, этнографическом и мифологическом жанрах, отражая при этом в своих произведениях любимые с детства места, культурные традиции, легенды и предания Баргузинской долины. Им создана живописная серия «Баргуджин Токум», где Солбон Раднаевич предстал перед нами как мудрый летописец, певец родного края: «Гроза над Хунтэем», «Лето красное», «Священный Байкал», «Гроза над Баргузинским острогом (Бродяга). Посвящается 360-летию Баргузина» и др.




В 2011 г., в честь его 75-летия, впервые была организована Республиканская детская художественная выставка-конкурс, что стало всенародным признанием творческого и общественного авторитета народного художника.

Основоположник художественного отделения в Колледже искусств им. Чайковского в Улан-Удэ, С.Р.Ринчинов воспитал многих художников. Его сын Амгалан Ринчинов пошел по стопам родителей, закончил Московский Художественный институт им. В.И.Сурикова, участник республиканских, межзональных, всероссийских выставок, член Союза художников России.



В 2014 г. не стало Солбона Раднаевича Ринчинова. Но остались его полотна в Художественном музее им.Ц.Сампилова, в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), в музеях Читы, Улан-Удэ, в фондах Министерства культуры России, в киностудии «Мосфильм», в частных коллекциях Германии, Франции. А в памяти народной он навек остался певцом яркой и праздничной земли, с густыми лугами, чистыми реками, с бездонным Байкалом. Певцом земли и людей, несущих свет добра, искренности, человеколюбия.
Автор: Туяна Самбялова, журналист, кандидат филологических наук

Живопись

605

Часть великой памяти народа

В  Художественном музее имени Ц.Сампилова открылась выставка народного художника Бурятии Ю.А.Чиркова. Также прошла презентация каталога выставки «Время. Портреты. Судьбы.  Юрий Чирков».

Живопись

994

Талант, посвященный духовному возрождению нации

В этом году мы отмечаем 85-летие народного художника Бурятии и России, выдающегося общественного деятеля, одного из лидеров национального движения бурятского народа, первого президента Всебурятской ассоциации развития культуры (ВАРК) Даша-Нимы Дугарова.