Музыка

Мелодия длиной в жизнь

19 марта 2021

678

«Сэлэнгэ», «Ага нютагни», «Замай дуун», «Уулзатараа, нютагни», «Туруушын дуран», "Дуран тухай«...Это лишь самые известные из 400 песен, музыку к которым написал Базыр Цырендашиев. Его творения уходили в народ с первого исполнения, настолько яркими и в то же время легко запоминающимися были мелодии.

Мелодия длиной в жизнь
В 2021 году известный композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР и Бурятской АССР, Лауреат Государственной премии Бурятской АССР Базыр Очирович Цырендашиев отмечает свое 85-летие. 






Чтобы напомнить какой выдающийся вклад он внес в музыкальную, культурную и общественную жизнь Бурятии, министерство культуры республики готовит ряд юбилейных мероприятий, посвященных 85-летию композитора. 

Мечтал стать офицером

Детские годы Базыра Очировича выпали на годы Великой Отечественной войны. На ней погиб отец, защищая Сталинград. Как все дети военных лет, маленький Базыр совмещал школу и работу. Зимой с дядей заготавливал дрова в лесу, весной работал на полях. В третьем классе начал петь соло, а дуэтом с будущим народным артистом Кимом Базарсадаевым. 

— Природа дала Базыру Цырендашиеву редкий дар — способность найти в воображении и занести на нотную бумагу яркую, свежую, запоминающуюся мелодию. Важное качество песенной манеры Базыра Цырендашиева — бурятский национальный колорит. Исток его — бурятская фольклорная песенность, которую, композитор впитал с детства и внимательно изучал всю сознательную жизнь — писал о нем известный бурятский музыковед, профессор Олег Куницын.

И хотя школьником Базыр активно участвовал в художественной самодеятельности, он мечтал, как многие мальчики тех лет стать военным.

— Мечтал стать офицером, чтоб золотые погоны, ремень, пистолет. Быть военным — это нам казалось увлекательным — вспоминал Базыр Очирович как просился у дяди в Суворовское училище.

Не сомневаемся, что и в армии судьба привела бы талантливого юношу к музыке. Как привела его в Улан-Удэнское музыкальное училище. 







Сам научись сочинять

В него он попал благодаря педагогам, которые отбирали талантливых детей для учёбы. Преподавали им приехавшие ленинградцы, пережившие блокаду: Полина Ароновна Черняк, сопрано, и Галина Петровна Перминова, пианистка. Базыр учился на дирижёрско-хоровом отделении у Михаила Ефимовича Эпштейна, тоже ленинградца. 

— Он заставлял ребят посещать Бурятский театр оперы и балета, а после они настолько увлеклись, что все оперные и балетные спектакли знали до тонкости, а каждого актёра — вплоть до того, как он рот открывать будет — вспоминал студенчество Базыр Очирович.

Именно тогда он получил жесткий урок от учителя, когда на практике дали продирижировать небольшим бурятским хором. Студент Базыр Цырендашиев взялся разучивать мужской хор из оперы Д. Аюшеева «Побратимы». 

— Мне что-то не понравилось — переписал по-своему. Эпштейн не поверил и на одну из репетиций позвал Аюшеева. Тот послушал и сказал: «Не мой хор». Потребовали ноты. От Эпштейна я получил тогда сильную взбучку: «Сам научись сочинять, тогда и переделывай. Но в чужой вещи ни одной нотки нельзя менять». Вот эти слова запали в сердце на всю жизнь. С тех пор чужую музыку не трогаю" — признавался композитор. 

Он закончил училище в 1955 году по классу хорового дирижирования. И уже через два года к нему пришел первый успех. На родине Базыра Очировича в 1957 году прошел областной фестиваль «Слава труду». Там песня «Агинский вальс» молодого преподавателя Агинского педучилища Базыра Цырендашиева получила первое признание. До 1959 года он был художественным руководителем Агинского окружного Дома культуры.

Затем уехал в город Шумерля Чувашской АССР, где проработал художественным руководителем и директором Дома культуры до 1963 года.

— Стиль его обогатило, по его собственным словам, знание родственных музыкальных культур — монголов, калмыков, татар, чувашей, а также изучение общечеловеческих музыкальных ценностей — от классики до наших дней. Все это помогло композитору обрести свой песенный склад, который воспринимается слушателями как глубоко национальный, но в то же время современный — считал Куницын. 



Возвращение в Бурятию

Вернувшись в Улан-Удэ, Базыр Очирович пять лет до 1968 года работал методистом Бурятского Дома народного творчества. При этом успевал вести активную общественную жизнь ответственным секретарём и председателем правления хорового общества Бурятии с 1963 по 1972 годы. Затем до середины 70-х годов становится художественным руководителем Бурятской филармонии и ансамбля «Байкал». Тогда же, с 1973 по 1976 годы занимался на теоретико-композиторском факультете Новосибирской консерватории, где надо было писать большие пьесы, в том числе и инструментальные. Потом до 1980 года возглавлял Центральную ДМШ Улан-Удэ. И все эти годы повсюду звучали его песни. Их исполняли не только профессиональные артисты, но и самодеятельные коллективы. Самая известная из песен Базыра Цырендашиева «Селенга» написана на стихи Даши Дамбаева.

— Это песенный образ большого обаяния, мелодический разлив песни одинаково волнует и в отточенном исполнении певца-профессионала, и в неумелой искренности любителя. В мелодии «Селенги» привлекает и ее интонационная свежесть, тонкость национального колорита, гибкое совмещение певучести и декламационной выразительности. Несомненно, что созданная в- 60-е годы, «Селенга» во многом повлияла на развитие лирической песни в наших краях. И во многих песнях последующих лет разных авторов прослушивается то, что Б. Цырендашиев открыл и воплотил в своей неувядаемой «Селенге» — писал музыковед Олег Куницын. 

А ведь кроме более 400 песен, Базыр Очирович написал множество произведений для хора, пьес для инструментального ансамбля и фортепианных миниатюр. Многие из его песен близки к жанру романса. Например, «Утренняя звезда» и «Весна» на слова Дондока Улзытуева и «Ночное ощущение» на слова Николая Рубцова. Композитор написал и вокальный цикл на слова бурятских поэтов, посвященный победе в Великой Отечественной войне. Писал он музыку и к драматическим постановкам. Все они вошли в золотой фонд музыкальной культуры Бурятии.

— Песни Б. Цырендашиева — это песни о нас, о наших днях. Очень верно и то, что композитор говорит в музыке на языке, понятном и близком его народу, не сбивается на некий общеэстрадный стиль, не соблазняется легким, но призрачным успехом — писал профессор Куницын.

В Союзе композиторов Бурятии Базыр Очирович работал с 1980 по 1983 годы ответственным секретарём Правления СК Бурятии. А с 1989-1998 годы избирался председателем Правления СК Бурятии. 

— В какой-то неуловимый момент стихи звучат в голове уже с музыкой — рассказывал сам композитор как песенный образ возникает в его сознании при чтении стихов.







Концерты и выставки

Выставка «Мелодия длиною в жизнь» к 85- летию со дня рождения Базыра Очировича Цырендашиева будет работать в национальной библиотеке с 1 по 10 апреля. Концерт, посвященный его творчеству планируется провести в мае 2021 года в Бурятском театре оперы и балета. Так же к маю готовит презентацию документального фильма «Дуунайнь хэшэг дундаршагуй» республиканский колледж искусств. Он же проведет тематические мероприятия в течение всего 2021 года, как и детские школы искусств в районах Бурятии. 
Онлайн-концерт, посвященный творчеству композиторов Бурятии, колледж искусств готовит на май-июнь 2021 года.

Подробнее о Базыре Очировиче /personas/composers-and-conductors/3824/ В 2021 году известный композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР и Бурятской АССР, Лауреат Государственной премии Бурятской АССР Базыр Очирович Цырендашиев отмечает свое 85-летие. 
Автор: Туяна Зондуева

Музыка

596

Опыт возрождения бурятских традиционных музыкальных инструментов сууха хуура и суура

Доржиева Виндарья Ринчин-Нимбуевна — известный общественный деятель, автор и организатор проекта «Возрождение утраченных бурятским народом старинных музыкальных инструментов»

Музыка

1043

Кому петь Кончака?

Было время, когда стены нашего оперного театра сотрясались от могучих басов Лхасарана Линховоина, Бадмы Балдакова, Кима Базарсадаева.

Музыка

1085

Билигма Ринчинова - рожденная петь

11 и 12 мая в театре оперы и балета состоялась премьера оперы Джузеппе Верди «Риголетто». Главную партию Джильды исполнила солистка театра Билигма Ринчинова.