Композиторы и дирижеры

Цырендашиев Базыр

Цырендашиев Базыр
  • Заслуженный деятель искусств Бурятской АССР (1973 г.)
  • Член Союза композиторов страны (1979 г.)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1982 г.)
  • Лауреат Государственной премии Бурятской АССР (1987 г.)
  • Кавалер Ордена почета (1996 г.)
«Музыку Базыр Очирович любил с раннего детства. Это увлечение пением сказалось в будущем: песни его всегда написаны вокально, как говорят певцы, хорошо «ложатся на голос». Родился он 10 апреля 1936 г. в поселке Агинское Агинского Бурятского автономного округа. В его семье многие пели — это и мама, и дед, и тётя, трактористка, да и вокруг тоже, ведь тогда других развлечений не было. В те же годы было очень развито устное народное творчество. Каждый взрослый мог часами рассказывать сказки, предания. В детстве он, целые ночи напролёт, слушал своего дядю — яркого рассказчика, младшего брата отца, который днём работал шофёром в колхозе. В годы Великой Отечественной войны его отец ушёл на фронт и не вернулся, погиб в 1943 г., защищая Сталинград, а извещение семья получила лишь в 1947 г. До войны он работал табунщиком на конном заводе, где для Красной Армии выращивали лошадей.

В 1944 г. будущий композитор пошёл в школу и стал одновременно по-настоящему трудиться. Зимой с дядей заготавливал дрова в лесу. А с весны начиналась пахота, боронование, сев. Тепло вспоминает Базыр Очирович о том времени, когда начинался сенокос, где он с упоением слушал бурятские песни, прибаутки. Пели чисто, прекрасно. Петь при народе стал с третьего класса в Агинске. И соло, и дуэтом с Кимом Базарсадаевым, будущим народным артистом СССР и солистом Бурятского академического театра оперы и балета. Принимал активное участие в художественной самодеятельности, ездил с концертами по Агинскому округу. «А мечтал стать офицером, чтоб золотые погоны, ремень, пистолет. Быть военным — это нам казалось увлекательным», — по словам Базыра Очировича. Он просился у дяди на учёбу в Суворовское училище, но не вышло...

Любовь к музыке привела его в Улан-Удэнское музыкальное училище им. П.Чайковского, которое закончил в 1955 г. по классу хорового дирижирования. В училище он попал благодаря педагогам, которые отбирали талантливых детей для учёбы. Это — Полина Ароновна Черняк, сопрано, ленинградка, пережившая блокаду, и Галина Петровна Перминова, пианистка, фронтовичка, у которой он постигал азы фортепианного искусства. Учился в студенческие годы на дирижёрско-хоровом отделении у преподавателя Михаила Ефимовича Эпштейна, тоже ленинградца. В одном из интервью Базыр Очирович вспоминает о тех годах: «Он заставлял ребят посещать Бурятский театр оперы и балета, а после они настолько увлеклись, что все оперные и балетные спектакли знали до тонкости, а каждого актёра — вплоть до того, как он рот открывать будет».

Первые опыты по сочинительству пришлись на студенческие годы. Вот как об этом говорит композитор: «На практике мне дали продирижировать небольшим бурятским хором. Взялся с ним разучивать мужской хор из оперы Д. Аюшеева „Побратимы“. Мне что-то не понравилось — переписал по-своему. Эпштейн не поверил и на одну из репетиций позвал Аюшеева. Тот послушал и сказал: „Не мой хор“. Потребовали ноты. От Эпштейна я получил тогда сильную взбучку: „Сам научись сочинять, тогда и переделывай. Но в чужой вещи ни одной нотки нельзя менять“. Вот эти слова запали в сердце на всю жизнь. С тех пор чужую музыку не трогаю».

Первый успех пришёл к начинающему композитору на родине, когда в 1957 г. состоялся областной фестиваль «Слава труду», на котором его песня «Агинский вальс», известная и ныне, получила признание. В ту пору он преподавал в Агинском педучилище, и тогда окончательно поверил в свои творческие возможности. Кроме этого до 1959 г. он был художественным руководителем Агинского окружного Дома культуры, до отъезда в город Шумерля Чувашской АССР, где проработал художественным руководителем и директором Дома культуры вплоть до 1963 г.

Приехав на родину, с 1963-1968 г. работает методистом Бурятского Дома народного творчества и принимает активное участие в общественой жизни нашей республики и России. Являясь пропагандистом современной музыки, внёс лепту в развитие хорового общества Бурятии, будучи его ответственным секретарём и председателем правления с 1963 по 1972 г. Затем он до середины 70-х годов становится художественным руководителем Бурятской филармонии и ансамбля «Байкал». В это же время, с 1973 по 1976 г., занимается на теоретико-композиторском факультете Новосибирской консерватории им. М. Глинки. Учёба в классе композиции в консерватории, где надо было писать большие пьесы, в том числе и инструментальные, не увело Б. Цырендашиева с его основного творческого пути — работы в песенном жанре, любимом всеми. Затем возглавляет в качестве директора Центральную ДМШ г. Улан-Удэ до 1980 г.

Им написано более 400 песен, произведений для хора, пьес для инструментального ансамбля, фортепианных миниатюр, вокальных циклов о Великой Отечественной войне. Писал он музыку и к драматическим постановкам. Лучшие его музыкальные сочинения приобрели исключительную популярность в республике. Их исполняют солисты Бурятского академического театра оперы и балета, филармонии, театра песни танца «Байкал», поют в самодеятельных коллективах, они вошли в золотой фонд музыкальной культуры Бурятии, известны далеко за её пределами, это значительный вклад в развитие современного песенного жанра.

Анализируя творчество Б. Цырендашиева, известный бурятский музыковед, профессор Олег Куницын говорит, что: «Среди песен первой обычно вспоминается его знаменитая «Селенга» (на ел. Даши Дамбаева). Это песенный образ большого обаяния, мелодический разлив песни одинаково волнует и в отточенном исполнении певца-профессионала, и в неумелой искренности любителя. В мелодии «Селенги» привлекает и ее интонационная свежесть, тонкость национального колорита, гибкое совмещение певучести и декламационной выразительности. Несомненно, что созданная в- 60-е годы, «Селенга» во многом повлияла на развитие лирической песни в наших краях. И во многих песнях последующих лет разных авторов прослушивается то, что Б. Цырендашиев открыл и воплотил в своей неувядаемой «Селенге».

Он же даёт высокую оценку его творчества: «Природа дала Базыру Цырендашиеву редкий дар — способность найти в воображении и занести на нотную бумагу яркую, свежую, запоминающуюся мелодию. Важное качество песенной манеры Базыра Цырендашиева — бурятский национальный колорит. Исток его — бурятская фольклорная песенность, которую, композитор впитал с детства и внимательно изучал всю сознательную жизнь. Стиль его обогатило, по его собственным словам, знание родственных музыкальных культур — монголов, калмыков, татар, чувашей, а также изучение общечеловеческих музыкальных ценностей — от классики до наших дней. Все это помогло композитору обрести свой песенный склад, который воспринимается слушателями как глубоко на¬циональный, но в то же время современный. Песни Б. Цырендашиева — это песни о нас, о наших днях. Очень верно и то, что композитор говорит в музыке на языке, понятном и близком его народу, не сбивается на некий общеэстрадный стиль, не соблазняется легким, но призрачным успехом».

В последние годы палитра средств выразительности композитора обогащается и расширяется, песенные образы становятся все более глубокими психологически. Многие из его песен близки к жанру романса «Утренняя звезда» и «Весна» (обе на сл. Дондока Улзытуева), «Ночное ощущение» (на сл. Николая Рубцова), вокальный цикл на слова бурятских поэтов, посвященный победе нашего народа в Великой Отечественной войне. Несомненно, что главной сферой приложения творческих сил композитора остается песня — в ней его главные художественные достижения.-
Отметим еще одну черту песенного дара Б. Цырендашиева — оставаясь самим собой, он умеет передать особенности манеры поэта, к стихам которого обращается: песенную широту Даши Дамбаева, философско-лирическую глубину Дондока Улзытуева, национальную почвенность Дамбы Жалсараева. Он всегда говорит о многих истоках своей музыки — от бурятской народной песни до мировой классики, о том, что песенный образ возникает в его сознании при чтении стихов: «В какой-то неуловимый момент стихи звучат в голове уже с музыкой». Различные влияния закономерны — в творчестве каждого художника скрещиваются самые различные влияния. А способность из разнородного выбрать, чаще всего интуитивно, элементы, которые сложатся в мелодию, радующую слух своей свежестью, это уже, как говорится, дар Божий, знак большой природной одаренности. Такой дар у Базыра Цырендашиева есть. И дар этот не оскудевает с годами.

Значителен его вклад в становление и развитие Союза композиторов Республики Бурятия, где работает с 1980 по 1983 гг. ответственным секретарём Правления СК Бурятии, а с 1989-1998 годы избирается председателем Правления СК Бурятии. В нашей республике, наверное, не найдётся любителя музыки, который бы не напевал песни известного национального композитора Базыра Очировича Цырендашиева. Его мелодии звучат повсеместно, они стали для нас своего рода звуковым фоном, привычным, но по прежнему волнующим. Природа одарила его редким талантом — умение сочинять яркую, свежую, запоминающую мелодию.

О песнях Б. Цырендашиева сказано и написано много. И, пожалуй, лучше всех, лучше профессиональных музыкальных критиков сказала об этой любви известный журналист Антонина Фадеева: «Мелодия была... прекрасна! Пожалуй, этому привычному слову было не под силу выразить то упоение, которое охватывало меня все сильней и сильней по мере того, как песня набирала высоту. Я не понимала, о чем в ней поется, — она исполнялась на бурятском языке, но это не имело никакого значения. Красота звуков искупала все, задевая в душе очень сокровенное. И как видно, не у меня одной: угасла последняя нота, и зал взорвался восторженными аплодисментами...».

Умер 10 февраля 2022 года в г. Улан-Удэ. 
Автор: Богомолова И.И.