Музыка

Опыт возрождения бурятских традиционных музыкальных инструментов сууха хуура и суура

28 марта 2022

463

Доржиева Виндарья Ринчин-Нимбуевна — известный общественный деятель, автор и организатор проекта «Возрождение утраченных бурятским народом старинных музыкальных инструментов»

Опыт возрождения бурятских традиционных музыкальных инструментов сууха хуура и суура
Статья посвящена исчезающим старинным бурятским музыкальным инструментам — сууха хууру и сууру. Инструменты сохранились исключительно в фондах музеев, нет мастеров, владеющих технологией их изготовления, и музыкантов-исполнителей. Бурятскими композиторами создаются музыкальные произведения исключительно для совершенствованной модели бурятского хуура, лимбы и монгольского морин- хуура. В работе описан процесс реализации проекта «Возрождение утраченных бурятским народом старинных музыкальных инструментов». В настоящее время восстановлены музыкальные инструменты в аутентичном виде, подготовлены их технические паспорта и методические рекомендации по изготовлению, идет процесс обучения игре на этих инструментах, созданы музыкальные произведения, проводятся конкурсы, фестивали исполнителей и композиторов. Результаты реализации проекта показали возрастающую востребованность этих инструментов и при этом высокую стоимость их изготовления. Необходима организация мастерской по изготовлению, ремонту и совершенствованию бурятских народных инструментов.


Доржиева Виндарья Ринчин-Нимбуевна

Буряты — один из народов монголоязычной группы — с древнейших времен располагали богатой, только им присущей духовной культурой. Она являлась результатом их длительного развития, имела характерные национальные ценности и особенности. В музыкальном творчестве народ выражал свои чувства, мысли, представления об окружающем мире. Инструментальное музицирование имело большое значение для всех сторон жизни бурятского народа, поскольку «музыкальные инструменты являются памятниками культуры, важными, а порой и единственными, источниками информации об исторической судьбе народа, формировании и эволюции его художественного мышления» [2, с. 5].

К таким инструментам относятся утраченные аутентичные бурятские музыкальные инструменты сууха хуур и суур. Они появились в процессе исто рического развития народа на основе его уклада жизни, хозяйственной деятельности и религиозных верований. Сегодня эти инструменты переживают второе рождение благодаря событиям, происходящим на протяжении послед- них нескольких лет в культурной жизни Бурятии.


Сууха хуур


Сууха хуур —старинный исконно бурятский, единственный в мире однострунный смычковый инструмент, изготовленный из мочевого пузыря быка. Инструмент «изготовлялся из подручных средств: из дощечек собирался корпус, к нему приделывался гриф, на корпус надевался сырой бычий мочевой пузырь, после чего инструмент просушивался. Струной служил пучок конских волос. Смычком служил согнутый деревянный прут, внешне напоминающий детский лук с натянутой тетивой из конского волоса» [2, с. 16]. Как правило, корпус сууха хуура изготавливался из лиственницы или березы [8], цвет конского волоса, использованного для струн и смычка, должен был быть обязательно белым [2; 6; 10]. Натяжение струны «регулировалось исполнителем — хууристом во время игры пальцами правой руки» [2, с. 16].


Суур


Другим аутентичным музыкальным инструментом этнических предков бурятского народа является духовой инструмент суур, имеющий шесть отверстий и относящийся к роду продольной свистковой флейты сигарообразной формы [2, 5]. Слово суур (бурят.) — дудка, стебель трубчатых растений [4, с. 411] — «свидетельствует о том, что данный инструмент в древности и позже изготовлялся из стебля трубчатых, зонтичных растений. По-видимому, прообразом этого инструмента был охотничий манок соор (иначе ором) [8, с. 10]. Позже суур начали изготавливать из твердых пород деревьев (кедр, лиственница) методом продольного раскола вдоль волокон. В каждой из половин выдалбливалось углубление соответствующих размеров, затем половины склеивались и скреплялись, а целому придавалась форма, сужающаяся к вдувному отверстию [6, 14].


С музыкантом Б.Баттувшином


Впервые звуки сууха хуура прозвучали в Бурятии в 2005 г. на сольном концерте заслуженного, а ныне народного артиста Республики Бурятия Балданцэрэн Баттувшина. На незнакомом нам инструменте виртуозно играл Гуен Балданцэрэн, заслуженный работник культуры Монголии (Монголой соелой тэргууний ажилтан), отец Баттувшина. Позднее выяснилось, что это «сууха хуур» — старинный бурятский однострунный смычковый инструмент, забытый и почти утраченный в Бурятии. Появившаяся в СМИ некоторое время спустя статья Н. Бадуевой «Хуры и чанзы могут уйти в небытие?» о современной ситуации с бурятскими народными инструментами, о проблемах их сохранения, отсутствия мастеров, о невосстановленной после пожара мастерской по их изготовлению пробудила интерес к данной проблеме [1].

Встречи с учеными Д. С. Дугаровым, В. В. Китовым, Л. Д. Дашиевой, знакомство с их исследованиями, а также трудами Ю. А. Банеева, А. Г. Демина и др. позволили разработать проект «Возрождение утраченных бурятским народом старинных музыкальных инструментов», впоследствии одобренный и поддержанный Министерством культуры Республики Бурятии.

Целями проекта являются:
- обучение молодого поколения музыкантов игре на старинных бурятских инструментах — сууха хууре и сууре;
- обучение мастерству изготовления исконно бурятских народных музыкальных инструментов;
- создание мастерской по ремонту и изготовлению традиционных бурятских народных музыкальных инструментов.

Проект стартовал в сентябре 2009 г. в Колледже искусств им. П. И. Чайковского (директор — Л. А. Алтаева, Б. Б. Турбянов, заместитель директора — О. Д. Аюшеева; далее — Колледж искусств). Совместно с Б. Баттувшином были проведены встречи и презентации сууха хуура во всех специализированных учебных заведениях г. Улан-Удэ. Каждое учебное заведение получило в подарок сууха хуур, изготовленный Г. Балданцэрэном. В октябре 2009 г. на международном фестивале «Голос кочевников» ведущий Назим Надиров и этногруппа под руководством Б. Баттувшина впервые официально представили широкой публике сууха хуур. В следующем году презентации инструментов сууха хуур и суур состоялись в рамках II Всероссийского фестиваля- конкурса оркестров и ансамблей национальных инструментов народов России «Многоликая Россия», V Международного фестиваля традиционной музыки «Звуки Евразии».

Первым результатом данного проекта стало обучение студентов игре на аутентичных бурятских инструментах сууха хууре и сууре. Это стало возможным благодаря поддержке и усилиям преподавателей Колледжа искусств.

Работа по проекту началась с поиска и знакомства с мастерами по изготовлению бурятских народных инструментов. К большому сожалению, на начало работы над проектом был только один мастер — Очиржап Доржиевич Жамбалов — представитель династии выдающихся бурятских мастеров музыкальных инструментов. Очиржап Доржиевич пользуется уникальным набором специальных инструментов своего дяди Б. Д. Дугарова, бурятского музыкального мастера, перешедших к нему по наследству. Эту династию талантливых людей в народе именуют «Урдо-Агинскими Страдивари» [10]. Сегодня он ремонтирует бурятские народные инструменты, иногда принимает заказы на изготовление чанз. Как оказалось, О. Д. Жамбалов в детстве слышал, как его дядя играл на однострунном хууре, но никогда не изготавливал сууха хуур [16]. В декабре 2009 г. состоялась встреча мастеров-дарханов двух братских народов — О. Д. Жамбалова и Г. Балданцэрэна. Г. Балданцэрэн рассказал о своем первом знакомстве с сууха хууром в Булган аймаке Монголии, о своем учителе — бабушке Норжиме, уроженке Закаменского района Бурятии, оказавшейся в годы революции за пределами Родины. Она пела и аккомпанировала себе игрой на этом инструменте. Монгольский мастер передал О. Д. Жамбалову технику изготовления старинного бурятского хуура.


 Бато- Мунко Сенгижапович Дашиев


Другим мастером-изготовителем восточно-бурятского суура стал Бато- Мунко Сенгижапович Дашиев. На момент нашего знакомства он был уже в преклонном возрасте и не занимался изготовлением музыкальных инструментов, но великодушно разрешил использовать его суур, чудом сохранившийся в хорошем состоянии и не потерявший свою первозданную тембровую окраску, в качестве образца для восстановления этого интереснейшего музыкального инструмента бурят. Для изготовления подобного суура с таким же красивым самобытным тембровым звучанием мы обратились за помощью к О. Д. Жамбалову. Работа над восстановлением суура продолжается в мастерской О. Д. Жамбалова и по сей день.

В январе 2010 г. в проект включился Лицей традиционных искусств народов Забайкалья № 38 (директор лицея — А. А. Куприянов, заместитель директора — Т. Ф. Доржиева, преподаватель специальных дисциплин — Б. Р. Бодиев; далее — Колледж № 38). Преподавателем-мастером был принят О. Д. Жамбалов. В марте 2010 г. участниками проекта стали сотрудники Республиканского центра народного творчества во главе с президентом Н. Г. Донсороновой и директором С. Д. Доржиевым.

В рамках данного проекта Колледж № 38 выиграл грант Президента РФ (24.03.2011) на создание студии для подготовки мастеров по изготовлению аутентичных музыкальных инструментов. После получения гранта была осуществлена учебно-ознакомительная командировка в мастерскую П. Байгалжав в г. Улан-Батор. В настоящее время совместно с организаторами проекта и профессором Д. С. Дугаровым в Колледже № 38 разработаны технические паспорта бурятских смычковых однострунных музыкальных инструментов сууха хуур, ямаан хуур и методические рекомендации по их изготовлению. Выпускники колледжа становятся дипломированными мастерами по изготовлению старинных музыкальных инструментов (в дипломе указывается специализация).

25 февраля 2011 г. инициаторы проекта организовали I фестиваль «Хуурын наадан», вызвавший большой интерес у публики. В 2012 г. прошел уже Межрегиональный фестиваль-конкурс «Хуурайм наадан», где лучшим музыкантом, играющим на сууха хууре, была признана Арюна Гадьянова, обладателем премии «Надежда» стал юный Тимур Найданов. В 2013 г. в рамках проекта «Возрождение утраченных бурятским народом старинных музыкальных инструментов» прошел следующий Межрегиональный фестиваль- конкурс «Хуурайм наадан». В номинации «Лучший музыкант, играющий на сууха хууре» победили Дахалэ Жамбалов (среди профессионалов) и Александр Рампилов (среди народных исполнителей). В последующем фестивали- конкурсы «Хуурайм наадан» было решено проводить раз в два года.



6 июля 2016 г. Бурятская государственная филармония (художественный руководитель Н. Уланова) открыла VII Международный музыкальный фестиваль «Голос кочевников» концертом-подношением аутентичных бурятских народных инструментов «Аглаг дайдым аялга», посвященным 80-летнему юбилею его святейшества Далай-ламы XIV. Программа данного концерта готовилась совместно с известным в Бурятии музыкантом Дмитрием Аюровым. Буддийская традиционная сангха России и Министерство культуры Республики Бурятия включили в программу III Фестиваля духовной и материальной культуры «Подношение Десяти Драгоценностей», посвященного Пандито Хамбо-ламе ХII Даша-Доржи Этигэлову, музыкальный конкурс традиционных бурятских инструментов сууха хуур и суур среди музыкантов-исполнителей и композиторов. Первый конкурс успешно прошел 20 мая 2016 г.

Проведение конкурсов показало все возрастающий интерес к уникальным аутентичным инструментам, постепенное расширение «географии» участников, но, с другой стороны, полное отсутствие музыкальных произведений для этих инструментов, написанных бурятскими композиторами. Поэтому впервые в рамках проекта специально для старинных бурятских народных инструментов композитором Пурбо Дамирановым были написаны музыкальные произведения «Сууха хуурай гуниг» для сууха хуура и бурятской диатонической ятаги, «Түрхэлэйм жороо» для суура и ансамбля морин-хууристов. В первый раз Г. Балданцэрэн, монгольский музыкант, мастер и композитор, написал детское произведение «Хөөрхэн жаахан инзуухан» для сууха хууров и йочина. Премьеры этих трех произведений прозвучали на конкурсах- фестивалях «Хуурайм наадан». Свое очередное музыкальное произведение для сууха хуура и ятаги «Сууха хууртаа зорюулнаб» Г. Балданцэрэн подарил Колледжу искусств. Галмандах Баттулга, композитор, музыкальный руководитель и дирижер Бурятского национального театра песни и танца «Байкал» (далее — театр «Байкал»), написал произведение «Анда нүхэдэй магтаал» для суура, лимбы, сууха хуура и оркестра бурятских народных инструментов. Также необходимо отметить произведения «Уулзалга» для фортепьяно, сууха хуура и альта, «Сэдьхэлэй урасхал» для сууха хуура и фортепьяно, «Нюта гайм аялга» для суура и фортепьяно юного композитора Лудупа Очирова.

Впервые вышли в печать произведения П. Дамиранова для старинных инструментов сууха хуур и суур в репертуарном сборнике «Мелодии великой степи» [5].В кинофильмах «Улыбка Будды», «Отхончик» режиссера Б. Дышенова, «Первый нукер Чингисхана» режиссеров Э. Жалцанова, С. Жамбалова звучат традиционные музыкальные инструменты сууха хуур и суур. Возрожденные инструменты зазвучали в концертных и театрализованных проектах «Дух предков», «Баргуджин тукум» и др. театра «Байкал», в спектакле- инсталляции «Шоно-Батор» режиссера О. Юмова. Сегодня к открытию XII Международного всебурятского фестиваля «Алтаргана-2016» мы закончили съемки и монтаж клипов музыкальных произведений «Түрхэлэйм жо роо» П. Дамиранова и «Анда нүхэдэй магтаал» Г. Баттулги. По приглашению съемки и монтаж клипов осуществил монгольский режиссер и оператор Гүрсэд Пүрэвдорж.

На «Радио России» к 350-летию добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства тема возрождения аутентичных музыкальных инструментов сууха хуур и суур вошла в большую отчетную радиопередачу.

В настоящее время авторами и организаторами проекта по возрождению бурятских музыкальных инструментов сделано немало. Благодаря их усилиям, поддержке Министерства культуры Республики Бурятия, Республиканского центра народного творчества, Колледжа искусств, Колледжа № 38, а теперь и Буддийской традиционной сангхи России сохранились музыкальные инструменты в аутентичном виде, подготовлены технические паспорта инструментов и методические рекомендации по их изготовлению, идет процесс обучения игре на этих инструментах, созданы музыкальные произведения, проводятся конкурсы, фестивали исполнителей и композиторов, появились мастера, делающие первые шаги в освоении ремесла изготовления национальных музыкальных инструментов.

Вместе с тем существуют и некоторые проблемы, связанные с осуществлением проекта. Уникальность аутентичных народных инструментов заключается в натуральных материалах, из которых они изготавливаются. Это же является и их слабой стороной: они остро реагируют на климатические условия. В связи с этим необходимы экспериментальные исследования по совершенствованию этих инструментов, при этом должна сохраниться особая тембровая окраска, подчеркивающая самобытный бурятский напев, бурятскую мелодию.

Благодаря гранту Президента РФ в Колледже № 38 появилась учебная мастерская, главной задачей которой стало получение студентами первоначальных азов мастерства изготовления аутентичных бурятских инструментов. Однако у данного образовательного учреждения нет возможностей производить инструменты для реализации музыкантам-исполнителям или музыкантам-любителям, обучающимся игре на сууха хууре и сууре.

В связи с проведением фестивалей, конкурсов исполнителей на бурятских народных инструментах возрос интерес к обучению детей игре на них, соответственно, возникла потребность в самих инструментах. Поскольку в нашей республике их не производят, они импортируются из Монголии. Вполне логично, что в соседней стране изготавливают исключительно монгольские на- родные инструменты и, соответственно, к нам в республику привозят монгольские морин-хууры, шанзы и т. д. Сегодня «мы наблюдаем процесс освоения привнесенных извне эстетических ценностей материальной и духовной культуры других народов» [2, с. 5]. Хотя обученных мастеров по изготовлению музыкальных инструментов в настоящее время немного, их усилия можно объединить в планируемой мастерской Колледжа искусств. Приобретение оборудования, поиск и покупка сырья, оплата работы мастеров и иные виды расходов по содержанию мастерской можно было бы финансировать на паритетной основе государственно-частного партнерства. Мастерская могла бы производить как современные бурятские хууры, чанзы, так и аутентичные инструменты.



Как отмечалось выше, ранее музыкальные инструменты изготавливались из подручных средств самим музыкантом-исполнителем. В настоящее время музыкант-исполнитель не производит инструмент, а покупает у мастеров. Поскольку количество инструментов, произведенных мастерами, ограничено, цена отдельного инструмента очень высока. Так как сууха хуур и суур для музыканта-исполнителя бывают вторым, нередко и третьим инструментом, то их покупка по предлагаемой мастером цене, к сожалению, затруднительна. Разработка, организация и личное финансирование проекта на всех этапах было продиктовано убеждением в необходимости возрождения сууха хуура и суура для современного и будущих поколений, сохранения национальных самобытных традиций бурятского народа.

Литература
1. Бадуева Н. Хуры и чанзы могут уйти в небытие? [Электронный ресурс]. URL: http://www.infpol.ru/news/society/80493-khury-i-chanzy-mogut-uyti- v-nebytie .
2. Банеев Ю. А. Современные бурятские народные музыкальные инструменты: учеб. пособие. Улан-Удэ: ИПК ВСГИК, 1993. 72 с.
3. Берлинский П. М. Монгольский певец и музыкант Ульдзуй-Лубсан- хурчи. М.: Музгиз, 1933. 28 с. : ил.
4. Бурят-монгольско-русский словарь = Бурят-монгол-ород словарь: ок. 25000 слов с прилож. крат. грамматич. справочника по бурят-монг. яз. / сост. К. М. Черемисов; ред. Ц. Б. Цыдендамбаев. М.: Госиздат иностранных и национальных словарей, 1951. 852 с.
5. Дамиранов П. Н. Мелодии великой степи: произведения для суура и ансамбля морин-хууристов, сууха хуура и диатонической ятаги: учеб.-метод. пособие. Улан-Удэ: [б. и.], 2013. 15 с.
6. Дашиева Л. Д. Традиционная музыкальная культура бурят: учеб.- метод. пособие / М-во культуры РБ, Респ. учеб.-метод. центр. Улан-Удэ: Республиканская типография, 2005. 187 с.: ил.
7. Демин А. Г. Музыкальный инструментарий монголов в эпоху великой империи (XIII–XIV вв.): учеб. пособие / М-во культуры Рос. Федерации; Вост.-Сиб. гос. акад. культуры и искусств. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2000. 45 с.
8. Дугаров Д. С. О традиционных народных инструментах бурят // Традиции и современность в народной музыке Евразии: материалы науч. конф. междунар. фестиваля «Звуки инструментов Евразии» (28 марта — 2 апреля 2006 г.). Улан-Удэ, 2006. С. 9–18.
9. Кибирова С. Лютни Центральной Азии в инструментарии монголов, бурят и уйгур // Монголия. СПб.: Фарн, 1994. С. 80–85.
10. Китов В. В. Оркестр бурятских народных инструментов: история оркестрового исполнительства на бурятских народных инструментах: учеб. пособие / под общ. ред. О. И. Куницына. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2001. 311 с.: ил., нот., табл.
11. Музыкальные инструменты: энциклопедия / А. С. Алпатова и др.; науч.-энцикл. ред.: М. В. Есипова, О. В. Фраенова, Ю. И. Неклюдов; Гос. цен- тральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки. М.: Дека-ВС, 2008. 786 с. : ил., ноты, портр., табл., факс.
12. Смирнов Б. Ф. Монгольская народная музыка. М.: Сов. композитор, 1971. 365 с.: ил., нот.
13. Лувсанноровын Эрдэнэчимэг. Хуурын татлага / Удиртал, ... хэвлэлд... Улаанбаатар: Соел урлаг судлалын хурээлэн, 1994. 64 с.
14. Интервью с Б-М. С. Дашиевым
15. Интервью с Д. С. Дугаровым.
16. Интервью с О. Д. Жамбаловым.


AN EXPERIMENT IN RESTORING THE TRADITIONAL BURYAT MUSICAL INSTRUMENTS SUUKHA KHUUR AND SUUR


Vindarya R.-N. Dorzhieva
the project «Revival of the lost ancient Buryat musical instruments» 81, Gagarin St., Ulan-Ude, 670024 Russia


The article focuses on the near-lost ancient Buryat musical instruments — the suukha khuur and the suur. The instruments have been preserved only in museums. There are no crafts- men who would know how to make them, nor any performing musicians. Buryat compos- ers have created pieces exclusively for a perfected version of the Buryat khuur, the limba and the Mongolian morin khuur. The article describes the implementation of the Restora- tion Project for Lost Ancient Buryat Musical Instruments. As a result, these instruments have been restored in their authentic form, supplemented with technical documentation and recommendations on their making. Playing techniques are taught and musical pieces writ- ten. There are competitions and festivals for musicians and composers. The outcome of the project has demonstrated an increasing demand for these instruments but also the high cost of their creation. It is necessary to set up a workshop for the production, restoration and improvement of the Buryat folk instruments.
Keywords: Vindarya Dorzhieva; Baldantseren Battuvshin; Restoration Project for Lost Ancient Buryat Musical Instruments; Buryat Ministry of Culture; College of Traditional Arts of the Peoples of Transbaikalia no. 38; Guen Baldantseren; Dashinima Dugarov; Ochirzhap Zhambalov; suukha khuur; suur; Khuuraym Naadan Festival.

Статья вышла в рамках сборника статей международной научно-практической конференции  Россия и монгольский мир: вектор на сближение (Егуновские чтения — VII) в рамках XII Международного всебурятского фестиваля «Алтаргана» (29.06.2016 – 30.06.2016, Улан-Удэ) в 2017 г.
Автор: Доржиева Виндарья Ринчин-Нимбуевна, использованы фото из интернета

Музыка

626

Мелодия длиной в жизнь

«Сэлэнгэ», «Ага нютагни», «Замай дуун», «Уулзатараа, нютагни», «Туруушын дуран», "Дуран тухай«...Это лишь самые известные из 400 песен, музыку к которым написал Базыр Цырендашиев. Его творения уходили в народ с первого исполнения, настолько яркими и в то же время легко запоминающимися были мелодии.

Музыка

996

Кому петь Кончака?

Было время, когда стены нашего оперного театра сотрясались от могучих басов Лхасарана Линховоина, Бадмы Балдакова, Кима Базарсадаева.

Музыка

1025

Билигма Ринчинова - рожденная петь

11 и 12 мая в театре оперы и балета состоялась премьера оперы Джузеппе Верди «Риголетто». Главную партию Джильды исполнила солистка театра Билигма Ринчинова.