Художники и скульпторы

Нохоров Раднажап

  • Лауреат государственной премии Российской Федерации
  • Член Союза художников России
Родом народный мастер из села Санага Закаменского района Бурятии, известного в республике центра традиционного ремесла златокузнецов. Его отец Дампил, чеканщик в девятом поколении, всю свою жизнь занимался ремеслом предков и передал свои знания и опыт старшим сыновьям, у которых впоследствии учился Радна. 

Прослужив с 1942 по 1946 год на Восточном фронте, Радна Нохоров вернулся в родное село и работал в колхозе. Но память сакрального ремесла на генном уровне требовала творческого выражения, и он начал серьезно заниматься художественной обработкой металла. Впервые его работы были представлены широкому зрителю на выставке в рамках II Декады бурятского искусства и литературы в Москве в 1959 году. Уже в этих своих первых работах он заявил о себе, как о зрелом мастере, который освоил различные методы и приемы техники исполнения ювелирных изделий, а также проявил фантазию и выдумку в применении традиционных композиций в современных украшениях. Расцвет творчества Радны Дампиловича Нохорова наступил в 1970-1980-х годах. Он создал великолепные произведения ювелирного искусства, которые находятся в музеях Улан-Удэ и в частных коллекциях. Люди с гордостью носят украшения знаменитого мастера, потому что они вне моды и времени, они всегда ценны как живая национальная традиция. Свои знания, опыт, секреты мастерства он передавал своим ученикам, которые, в свою очередь щедро делятся полученными знаниями со своими учениками. В передаче рукотворного умения и заключается душа традиции, которая видоизменяясь со временем, сохраняет национальные архетипы, ярко выразившиеся в творчестве Радны Дампиловича Нохорова.

В марте 2015 года в Художественном музее имени Ц.С. Сампилова прошла персональная выставка Радны Дампиловича Нохорова под поэтичным названием «Серебряная песня Санаги». Выставка была посвящена 90-летию со дня рождения художника и стала первой персональной (посмертной) выставкой художника. На ней выставили уникальные работы отца и брата Радны Дампиловича, произведения самого мастера-чеканщика, а также серебряные предметы его учеников: знаменитой в Бурятии и за ее пределами ювелира В.Ц.Бадмаевой и учащихся Иволгинского колледжа традиционных искусств народов Забайкалья. Шлейф представленных в экспозиции изделий ювелирного искусства красноречиво продемонстрировал бытование в Бурятии непрерывной живой традиции передачи мастерства чеканщика от отца к сыну, от учителя к ученику.

http://minkultrb.ru/afisha/detail.php?SECTION_ID=98&ELEMENT_ID=8437

Родословная династии серебряных дел мастеров — Нохоровых
http://selorodnoe.ru/tree/show/id3631601/
21 марта 2012
Санага
История знает такие случаи, когда в тех или иных регионах, повинуясь, скорее всего, мистическим законам, в тот или иной период времени появляются строго очерченные локальные территории, центры, где ремесло, которому посвятил себя человек, служит мерилом умения и таланта не только его одного, а целых родов и поколений. С течением времени среди одинаково умелых творцов неизбежно выделяются ведущие мастера, в совершенстве владеющие тайнами ремесла. Один из таких центров это село Санага Закаменского района.

Мой рассказ — о династии санагинских чеканщиков, знаменитых серебряных дел мастеров Нохоровых, моих предков и их потомков из рода шошоолог.
Призывание рода шошоолог 
Буха ноён баабайтай,
Будан хатан эжытэй,
Хонгирад хонгоодор үндэһэтэй,
Хун шубуун гарбалтай,
Хуһан модон сэргэтэй
Хурмаста Хаан тэнгэриин
Ерэн юһэн шошоологууд.
Родословное древо
Буха ноён
Хаан Нагадай
Сагаан Лонхо
Дэгдэхэй Мэргэн
Хэнзэхэн
Боһог
Һаарал
Бадантай
Онгорёон и Абхай
После подписания Буринского договора 1727 года, установившего границу между Российской империей и Китайской империей Цин, для охраны русско-китайской границы из Тунки в Санагу переселились Онгорёон и Абхай.
Онгореон 7 хүбүүтэй
Хазан
Мосхоосхо 3 хүбүүтэй
Манат, Матуу, Агзан
Шойдоб
Абараан
Мухар
Лубсанжаб
Даши-Доржо, Ринчин, Зэгбэ
Сын Даши-Доржо — Занди, его дочь — Снежана

Жил в начале XIX века (1810-е годы) в Санагинской долине мастер иконописец по имени Шойдоб. В народе его звали Зурааша (художник). Рисовал он на грунтованном холсте, бумаге изображения (танки) буддийских божеств, при их исполнении не допускались отступления от канонов, выработанных веками. Возможно, и сохранились до наших дней иконы его работы, которых немало встречаются в домах санагинцев, утатуйцев и далахайцев. Но сказать уверенно, что это работа того или иного мастера не представляется возможным, так как не принято было ставить свои инициалы, марки, клейма на своих работах. По заказу Санагинского дацана Шойдоб-Зурааша изготовил из папье-маше белого слона.

Родились у мастера Шойдоб-Зурааши два сына: Абараан (1840 −1900) и Шираб. Сведений о том, что сыновья унаследовали талант отца, не встречаются. О Ширабе есть данные, что у него было много скота, считался среди земляков состоятельным человеком. У Абараана было три сына. От первой жены в 1868 году родился сын Дампил (умер в 1930 году). От второго брака родились сыновья Цырен (Мухар) (187? — 1944), третьего сына звали Цыдендамба. Его усыновил старший брат Абараана Шираб, у которого не было сыновей. Цыдендамба умер очень рано, не успев обзавестись семьей.

Материалы, собранные у информаторов о мастерах и их потомках по линии двух сыновей Абараана — Дампила и Цырена, рассказывают нижеследующее.

Среди знаменитых санагинских мастеров второй половины XIX и начала XX века фигура Дампила Нохорова занимает особое место. Шестьдесят с небольшим лет прожил мастер. Был человеком умным, талантливым, по тем временам грамотным. Хорошо владел русским языком, в совершенстве читал и писал на старомонгольском языке.

Семейное предание гласит: жил в Утатуе дядя Дампила — богатый лама. Был у него прекрасный конь, гордость хозяина. Дампила часто приглашали в разные села и, когда такое приглашение поступило из Тунки, собираясь в дорогу, выдержал семь дней этого коня на привязи, затем впряг его в сани и через горы перебрался в Тункинскую долину.
Женился на девушке из рода Бумагад, обитающего в Тунке. Собиралась она замуж за другого, по старинному обычаю готовилось для нее приданое. Пригласили Дампила как известного мастера изготовить для нее свадебное украшение. Пока он жил и работал у в семье, молодые приглянулись друг другу. Во время свадьбы, выждав удобный момент, с согласия невесты, он выкрал ее, посадил в тулам — кожаный мешок и увез в Санагу. Жили они небогато, жилищем служил небольшой балаган, из мебели и посуды были один чугунок да две пиалы. Дампил мастерил по дереву и металлу, чеканил по серебру. Родилось от этого брака двое детей — дочь и сын.
Через несколько лет Дампил женился на другой женщине родом из Санаги. Звали ее Банзаракцаева Ханда (1887 −1959) была она на 20 лет моложе мужа. Ханда неплохо шила, постепенно обзавелись хозяйством, да и работа мастера-чеканщика приносила неплохой достаток в дом. Родилось у них 11 детей: 9 сыновей и 2 дочери, из них выжили лишь четверо. Сын Дагба (1918 г.р.) погиб в годы Великой Отечественной войны, Радна (1924 — 1992 гг.), дочери Ринчин (1926 — 199?) и Буданай (1928 — 199?).

Нет точных свидетельств о том, когда это произошло, но Дампил был знаком с Агваном Доржиевым, одним из духовных учителей Далай-ламы в Тибете. Когда по инициативе и под руководством Агвана Доржиева в Петербурге в 1910-1915 годах построили буддийский храм, Дампил был в числе ведущих мастеров из Аги и Бурятии, приглашенных для оформления интерьера и наружного декора. Все металлические детали храма — дверные ручки, ганжар, толи, жертвенные чашки, курильницы и так далее — были изготовлены руками бурятских мастеров.

Мой прапрадед работал с металлом в разной технике: владел приемами чеканки, гравировки, чернения, старинной техникой насечки с серебром по железу. Но работал он не только с металлом — умел также шить обувь на толстой войлочной подошве (эрмэг гутал), женскую одежду — безрукавки (оодобшо), мужские и женские головные уборы из ткани и мехов. Мог работать по дереву. Вырезал из дерева разные поделки, изготовлял посуду и мебель. Очень многие детали Санагинского дацана были выполнены руками Дампила Нохорова.

К сожалению, сохранилось и дошло до наших дней немного предметов, сделанных рукой мастера. В санагинском краеведческом музее хранится мерка для отсыпки пороха «натаруушха», которая в наши дни встречается очень редко. Выполнена она из корня дерева и украшена металлическими пластинами. Удивительное сочетание дерева и металла, удачно найденные пропорции всех частей делают эту вещь подлинным произведением прикладного искусства.
В нашем селе у одного из старожилов сохранился великолепный мужской нож работы Дампила Нохорова, состоящий из ножа в ножнах, огнива и двух подвесок — бэлэ. Все детали соединены между собой толстыми панцирного плетения цепочками. В этом творении соединились высокое техническое мастерство, тонкое понимание структуры использованного материала и неистощимая фантазия автора.

Творческую эстафету у прадеда Зурааши и отца Дампила с честью пронес Радна Дампилович Нохоров (1924 — 1992) член Союза художников СССР, народный мастер-чеканщик. Свою первую работу мастер датировал 1950-м годом. За 40 лет творческой деятельности им создано 10 мужских и 15 полных женских гарнитуров. Не счесть количество отдельных перстней, браслетов, сережек, мужских трубок и ножей, сделанных по разным заказам и разошедшихся в народе. 

В декоре ножен и ножей активно использовал мотивы древних мифов и легенд. Многие его изделия решены в «зверином стиле», с удивительным переплетением и сочетанием старинного орнамента, масок, мифических чудовищ и голов хищных зверей. Очень часто при изготовлении женских украшений использует классическое сочетание белого серебра и ярко-красного коралла. 

Как истинные произведения искусства, работы Радны Дампиловича экспонировались каждый год на выставках различного уровня. Жители гг. Улан-Удэ, Москвы, Ленинграда, Баку и Еревана, Средней Азии, Казахстана, где проходили выставки бурятского искусства, по достоинству оценивали чеканные изделия бурятских мастеров. И среди них работы Нохорова занимали особое, почетное место. Знакомились с творчеством народных мастеров из Бурятии также жители крупных городов во Франции (1983, 1985 гг.), Японии (1989г.), Индии и МНР. 

Но самой первой, самой ответственной, поэтому, наверное, самой незабываемой была выставка, посвященная II декаде бурятского искусства в Москве в 1959 году. На ней были выставлены мужские и женские украшения, в том числе, комплект — нож с ножнами, огниво и две подвески, кубок мира.

После закрытия выставки эти работы были закуплены музеями Москвы. Работы Радны Нохорова хранятся в фондах бурятских музеев: исторического, этнографического, художественного, есть работы в фондах музеев Иркутска, Москвы, в фонде Союза художников РСФСР.

Говорят, что каждый мастер должен оставить после себя преемника. Достойно имени своего учителя сейчас работает народный мастер, чеканщик, член Союза художников СССР Валентина Бадмаева. Внук Радны Дампиловича — Амур бережно хранит инструменты деда и прадеда, и будем надеяться, что талант их и наследственная преемственность не потеряются в роду Нохоровых бесследно. 

Время летит неумолимо, уже нет среди нас мастера, но его многочисленные украшения, разошедшиеся в народе, всегда будут напоминать о мастере, художнике, учителе-наставнике из села Санаги Радна Дампиловиче Нохорове. 
Лауреат Государственной премии Российской Федерации, член Союза художников России

Участник II Декады бурятского изобразительного искусства и литературы (Москва, 1959). 
Работы находятся в Республиканском художественном музее имени Ц.С. Сампилова, Этнографическом музее народов Забайкалья, Музее истории Бурятии им. М.Н. Хангалова.

Редкий талант предка Зурааши передался по наследству и Лубсану Нохорову — правнуку художника, внуку Абараана от второго сына Цырена. Начинал будучи совсем молодым делать для односельчан украшения, детали конской сбруи, металлическую посуду. Настоящая слава пришла, когда он выполнил гарнитур женских украшений для Долгор Логиновой. Над ее приданым работали и другие санагинские мастера. Нужно знать, что все свое мастерство вложили ювелиры для создания украшений, достойных дочери знаменитого Гожоглоо Лубсана. Из всех предложенных работ изделия Лубсана Нохорова признали лучшими.

Активист колхозного строительства, комсомолец, ударник труда, кузнец, слесарь, серебряных дел мастер, солдат-защитник Родины — такова краткая трудовая биография моего прадеда Лубсана Цыреновича. До войны начал делать нож. Вынашивал форму, оформление, долгие годы мечтал сделать такую вещь, которая надолго бы сохранилась в памяти людей и как семейная реликвия передавалась из поколения в поколение. На долгие годы пришлось оставить начатую работу. С шестью боевыми наградами, тяжелыми ранениями, покалеченными руками добрался домой солдат в сопровождении санитара. Долго не мог держать инструмент, работал в животноводстве. Но великое желание закончить начатый нож никогда не оставляло его. Превозмогая боль, еле сгибая негнущиеся пальцы, за несколько лет доделал свое творение. Молва о необыкновенном ноже вышла за пределы Санаги. Немало было желающих приобрести его, предлагали большие деньги. Но как знак мужества, упорства, терпения хранится этот нож в семье внука Нохорова Даниила Дашеевича. Мастерство и талант знаменитых чеканщиков Нохоровых продолжает младший сын Бэлигто старшего сына Даши-Доржо, который сам был искусным мастером.

Сквозь толщу времени изделия народных умельцев принесли добрую память об их творцах. Когда-то все вещи, сделанные руками мастеров, употреблялись в повседневном быту. Высокое художественное чутье и техническое мастерство сделали простые предметы подлинными произведениями народного прикладного искусства, не потерявшими в своей эстетической ценности для нас сегодня. Из поколения в поколение передавались не только сами предметы, но и умение создавать их, так что суждена, казалось бы, красоте этой жизнь бесконечная. Но с течением времени в нашем быту произошли изменения. То, что было обыденным и необходимым, сегодня присутствует как сувенир, как память о прошлом. Сознание ответственности перед прошлым и будущим дает нам большие права в деле сохранения самобытного народного искусства. Произведения мастера открывают для нас, молодых, лицо края, его индивидуальные черты. На протяжении многих веков образный язык местных мастеров претерпевает заметные изменения, что-то теряя, что-то приобретая, но все-таки остается самим собой.
Творчество каждого умельца, начиная отдельно от каждого лица, семьи, села питает культуру края, своей национальности, которая становится культурой целой страны, мировой цивилизации.

Завершаю исследовательскую работу о династии санагинских чеканщиков, знаменитых серебряных дел мастеров — Нохоровых, моих родственников словами Н.К. Рериха: «Как бережно нужно относиться ко всему, что приносит радость и свет! Прекрасно, если можно любоваться звучными творениями. Прекрасно, если дан в жизни этот высокий дар, которым все темное, все бедственное превращается в радость духа. И радостно мы должны приветствовать тех, кто волею судеб могут вносить в жизнь прекрасное!». 

Автор: Снежана Нохорова,  правнучка известного мастера Лубсана Нохорова.

«В программу 90-го юбилейного республиканского Сурхарбана, состоявшегося 6 июля 2014 года, впервые за его 90-летнюю историю включили бурятские и русские народные забавы. Среди них самым интересным стало соревнование „hээр шаалган“ („Разбивание хребтовой кости“). 

Около 50 отважных богатырей риск¬нули выйти на помост и показать свое мастерство. Пройдя аж восемь этапов, а это ни много, ни мало восемь разбитых костей, победителем турнира стал строитель из села Санага Закаменского района Бэликто Нохоров». 
Борис Балданов, журналист.
http://burunen.ru/articles/detail.php?ELEMENT_ID=4804 08.07.2014

«Нохоров — это известная фамилия санагинской долины, Закаменского района. Данная выставка лишний раз напоминает о том, что санагинская долина богата традициями и большими мастерами. Род Нохоровых продолжается. Сегодня есть молодые Нохоровы, которые продолжают дело Радны Дампиловича и своих предков».
Николай Шабаев, земляк.
http://minkultrb.ru/news/detail.php?SECTION_ID=95&ELEMENT_ID=8502