Художники и скульпторы
Сундупов Баир
- Член Союза художников России
Баир Сундупов родился в 1968 году на самом юге Республики Бурятия, в пограничном городе Кяхта, в семье простых служащих. Почувствовав в Баире сильную страсть к художественному творчеству, родители отдали его в художественную школу, в которой он проучился несколько лет. После службы в составе советского контингента в ГДР Баир поступает в одно из самых престижных высших учебных заведений художественного профиля в СССР — Высшую художественно-промышленную Академию имени Мухиной (Ленинград). За пять лет учебы в «Мухе» на Отделении монументальной скульптуры Баир овладел секретами скульпторского ремесла под руководством корифеев российской художественной скульптуры. Времена учебы совпали с бурным и болезненным временем перемен в стране, временем, не самым легким для людей искусства. После лекций приходилось браться за работу лепщика, реставратора, дизайнера. Но помимо денег, это давало колоссальный опыт и позволяло не прерывать художественной практики. Много лет жизни в Северной столице Баир посвятил работам по реставрации фасадов и интерьеров известных памятников петербургской архитектуры, разработке и изготовлению декораций для Мариинского театра. В эти же годы Баир принимает участие в ряде зональных выставок художественной скульптуры Санкт-Петербурга, был принят в городской Союз художников.
Оживление художественной жизни в Бурятии подтолкнуло скульптора вернуться на родину в 2002 году. В Петербурге Баиру пришлось оставить многое: стремительно растущую известность в художественных кругах, перспективу быстрого взлета, высокооплачиваемые заказы на лепнину и дизайн интерьера, друзей и почитателей таланта. Дома же все предстояло начинать заново, но дома было то, что вдохновляло. В Бурятии полным ходом шел процесс восстановления забытой за период социализма традиционной культуры бурят, строительства разрушенных монастырей и святых мест. Баир много читает, ездит, общается с учеными, художниками, представителями духовенства. В первый же год после возвращения в Улан-Удэ вдохновение хлынуло потоком. В 2003 году Баир создает цикл новых скульптур, самых разнообразных по характеру и тематике.
Большее развитие в его работах приобретает центрально-азиатская кочевая эстетика, в которой превалирует образ коня и всадника как некоей квинтэссенции одушевленной степи. В одних работах лошадь выступает как символ бытия, его иллюзорности и пустотности («Аллегория»), в других как воплощение динамизма и свободы степного мира («Страсть»).
Неожиданное видение буддийских мифов также характеризует последние работы Баира. Основным мотивом этой стороны его творчества является стремление вырвать мифологические архетипы из узких рамок канонизированной традиции, дать им новую интерпретацию, новую жизнь в свободной художественной пластике. Невероятно эффектным в таком исполнении становятся мифы о древнеиндийском божестве Яме («Преображение Ямараджи»), образ популярного женского тантрийского божества Симхамукхи («Львиноликая») или дхармапалы Гаруди («Хан-Гаруда»).
На фоне достаточно традиционного отношения к буддийским религиозным мифам в художественной среде Бурятии этот подход можно без преувеличения назвать революционным. Буддийский мир Центральной Азии словно оживает в работах Баира, старые мифы потрясают свежестью и динамизмом, лишенные омертвляющих ограничений канона пропорций.
Не менее очаровывающими и свежими выглядят те работы Баира, в которых он обращается к сибирской эстетике. Этот тематический ориентир в творчестве Баира наметился недавно, но обещает получить широкое и интересное развитие. Одна из первых работ этой тематической серии («Байкальские легенды») стала одним из высших творческих достижений Баира на этом этапе.
Произведения Баира привлекают интерес и в другой части мира. В том же году Баир получает приглашение принять участие в Международном симпозиуме скульпторов города Чанчунь (Китай), где ему пришлось представлять всю Россию. И представлять весьма достойно. Работа «Циркачка» прошла жесткий конкурсный отбор и выставлена в самом крупном в мире парке скульптур летней резиденции Цинских императоров, а имя Баира попало в самые престижные художественные каталоги Китая.
Тогда же, в 2004 году Баир принимает участие в совместной выставке ряда бурятских скульпторов и художников в Иркутскe. Работы Баира вызывают восторженные оценки публики и блестящие отзывы в прессе. Но это только начало. Баир приступает к подготовке своей первой персональной выставки в Улан-Удэ, Иркутске и Москве, которая, несомненно, обречена стать настоящим событием в мире современного российского искусства.
2005–2008 годы — долгая работа над персональной выставкой. Баир ищет свой собственный, неповторимый стиль, в котором отразилась бы основная идея его творчества: выразить древнюю культуру своего народа средствами современного авангардного искусства. У этой идеи, равно как и у самого Баира, большое будущее и долгая история.
Буддийский мир Центральной Азии словно оживает в работах Баира, старые мифы потрясают свежестью и динамизмом, лишенные омертвляющих ограничений канона пропорцийНо европейская школа так и не смогла вытеснить его ярко выраженное «восточное» начало. Напротив, в Петербурге Баир был интересен именно этим. Первые выставки подтвердили огромный интерес питерской публики к работам Баира, большинство из которых передавали азиатские мотивы и образы в авторской интерпретации. Но все же главным и в ранних, и в сегодняшних произведениях Баира является европейский формальный авангардистский стиль подачи культуры Востока.
Оживление художественной жизни в Бурятии подтолкнуло скульптора вернуться на родину в 2002 году. В Петербурге Баиру пришлось оставить многое: стремительно растущую известность в художественных кругах, перспективу быстрого взлета, высокооплачиваемые заказы на лепнину и дизайн интерьера, друзей и почитателей таланта. Дома же все предстояло начинать заново, но дома было то, что вдохновляло. В Бурятии полным ходом шел процесс восстановления забытой за период социализма традиционной культуры бурят, строительства разрушенных монастырей и святых мест. Баир много читает, ездит, общается с учеными, художниками, представителями духовенства. В первый же год после возвращения в Улан-Удэ вдохновение хлынуло потоком. В 2003 году Баир создает цикл новых скульптур, самых разнообразных по характеру и тематике.
Большее развитие в его работах приобретает центрально-азиатская кочевая эстетика, в которой превалирует образ коня и всадника как некоей квинтэссенции одушевленной степи. В одних работах лошадь выступает как символ бытия, его иллюзорности и пустотности («Аллегория»), в других как воплощение динамизма и свободы степного мира («Страсть»).
Неожиданное видение буддийских мифов также характеризует последние работы Баира. Основным мотивом этой стороны его творчества является стремление вырвать мифологические архетипы из узких рамок канонизированной традиции, дать им новую интерпретацию, новую жизнь в свободной художественной пластике. Невероятно эффектным в таком исполнении становятся мифы о древнеиндийском божестве Яме («Преображение Ямараджи»), образ популярного женского тантрийского божества Симхамукхи («Львиноликая») или дхармапалы Гаруди («Хан-Гаруда»).
На фоне достаточно традиционного отношения к буддийским религиозным мифам в художественной среде Бурятии этот подход можно без преувеличения назвать революционным. Буддийский мир Центральной Азии словно оживает в работах Баира, старые мифы потрясают свежестью и динамизмом, лишенные омертвляющих ограничений канона пропорций.
Не менее очаровывающими и свежими выглядят те работы Баира, в которых он обращается к сибирской эстетике. Этот тематический ориентир в творчестве Баира наметился недавно, но обещает получить широкое и интересное развитие. Одна из первых работ этой тематической серии («Байкальские легенды») стала одним из высших творческих достижений Баира на этом этапе.
Основная идея его творчества: выразить древнюю культуру своего народа средствами современного авангардного искусства
ВЫСТАВКИ:
1999–2001
Участие в серии выставок Санкт-Петербургского городского Союза художников
2003
Участие в сборной выставке современных бурятских художников в Иркутском областном художественном музее
2003
Участие в Международном симпозиуме скульпторов (Чанчунь, КНР)
2004–2005
Участие в выставке современного бурятского искусства в Центральном доме художников (Москва)
2005
Участие в Русском вернисаже (Париж)
2007
Участие в выставке «Россия экзотическая» (Флоренция)
2008
Первая персональная выставка в Иркутском областном художественном музее
В 2004 году Баир Сундупов принимает участие в ряде серьезных выставок. Так, его работы были выставлены в Московском Центральном доме художников в рамках выставки современного бурятского искусства. Скульптуры мгновенно вызывают интерес ценителей «восточного» авангарда. Несколько работ куплены в частные коллекции Франции и США.
1999–2001
Участие в серии выставок Санкт-Петербургского городского Союза художников
2003
Участие в сборной выставке современных бурятских художников в Иркутском областном художественном музее
2003
Участие в Международном симпозиуме скульпторов (Чанчунь, КНР)
2004–2005
Участие в выставке современного бурятского искусства в Центральном доме художников (Москва)
2005
Участие в Русском вернисаже (Париж)
2007
Участие в выставке «Россия экзотическая» (Флоренция)
2008
Первая персональная выставка в Иркутском областном художественном музее
В 2004 году Баир Сундупов принимает участие в ряде серьезных выставок. Так, его работы были выставлены в Московском Центральном доме художников в рамках выставки современного бурятского искусства. Скульптуры мгновенно вызывают интерес ценителей «восточного» авангарда. Несколько работ куплены в частные коллекции Франции и США.
Произведения Баира привлекают интерес и в другой части мира. В том же году Баир получает приглашение принять участие в Международном симпозиуме скульпторов города Чанчунь (Китай), где ему пришлось представлять всю Россию. И представлять весьма достойно. Работа «Циркачка» прошла жесткий конкурсный отбор и выставлена в самом крупном в мире парке скульптур летней резиденции Цинских императоров, а имя Баира попало в самые престижные художественные каталоги Китая.
Тогда же, в 2004 году Баир принимает участие в совместной выставке ряда бурятских скульпторов и художников в Иркутскe. Работы Баира вызывают восторженные оценки публики и блестящие отзывы в прессе. Но это только начало. Баир приступает к подготовке своей первой персональной выставки в Улан-Удэ, Иркутске и Москве, которая, несомненно, обречена стать настоящим событием в мире современного российского искусства.
2005–2008 годы — долгая работа над персональной выставкой. Баир ищет свой собственный, неповторимый стиль, в котором отразилась бы основная идея его творчества: выразить древнюю культуру своего народа средствами современного авангардного искусства. У этой идеи, равно как и у самого Баира, большое будущее и долгая история.