Художники и скульпторы

Дондокова Нимацырен

Дондокова Нимацырен
  • Лауреат II Республиканской премии им. Ц.С.Сампилова
  • Член Союза художников России
Дондокова Нимацырен Данзановна родилась в 30. 09. 1951 году в г. Улан-Удэ.
С 1975 – училась буддийской живописи у отца, ламы-иконописца Д. Дондокова (1895-1983).
С 1977-1979 – работала в Музее истории Бурятии им. М.Н. Хангалова реставратором буддийских скульптур из папье-маше.
С 1980-1983 – работала искусствоведом в Республиканском центре народного творчества.
В 1988 – окончила Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, факультет искусствоведения.
С 1983 – работает в буддийской живописи танка.
С 1988 – работает над созданием буддийского пантеона в технике аппликации и вышивке.
Занимается просветительской и издательской деятельностью – читает лекции, проводит экскурсии и беседы по буддизму, издала буддийские притчи и легенды для детей – серия «Сказки дедушки Данзана» (2002, Улан-Удэ).
С 1995 – член Союза художников России.
С 1989 – участник республиканских, российских, зональных, зарубежных выставок, в т.ч. персональных в Республиканском художественном музее им. Ц.С. Сампилова (1990, 1993, 1995, 1998, Улан-Удэ), в Музее истории Бурятии им. М.Н. Хангалова (2001,Улан-Удэ) в Государственной Калмыцкой картинной галерее (Элиста, 1989, 1995), в картинной галерее «Марс» (1989,Санкт-Петербург), в Государственном музее истории религии (1991, Санкт-Петербург), в Российском этнографическом музее (1992, Санкт-Петербург), в Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачева (2001).
Автор работ: танка «Зеленая Тара» (1999), «Будда Шакьямуни» (2001), «Бурин-хан» (2006), «Сарасвати» (2006), «Дорлик-хан» (2000), «Рай Будды Амитабхи» (1995), «Три Бога Долгой Жизни» (1999), «Белый Старец» (2005).
Произведения находятся в Республиканском художественном музее им. Ц.С. Сампилова, в Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачева, в Государственном музее истории религии (Санкт-Петербург), в Государственном музее искусства народов Востока (Москва), в Центре Восточной медицины (Улан-Удэ), в Импэкс-центре (Улан-Удэ), в буддийском храме Санкт-Петербурга, в Тамчинском, Тункинском, Эгитуйском, Ацагатском дацанах Бурятии и в частных коллекциях.
Библиография:
  1. Дондокова Нима-Цырен: [кратк. биогр. сведения] // Женщина у Байкала: Выставка 22 марта-24 апреля 2001 г. / авт. текста Т.А. Бороноева; сост. Т.А. Бороноева, Т.Е. Алексее-ва. – Улан-Удэ, 2001. – С. 16 : портр.
  2. Пазников О. Прошлое и настоящее буддийской иконописи в творчестве Нимацырен Дондоковой // Пазников О.И. Традиции и современность изобразительного искусства Бурятии: монография / М-во образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, Бурят. гос. ун-т. – Улан-Удэ, 2005. – С. 35-38 : ил.