Деятели

Очиров Бато-Далай

Очиров Бато-Далай
  • депутат Государственной думы Российской империи II созыва
Очиров Бато-Далай родился в Читинском уезде Забайкальской области в семье скотовода. Бурят, из племени хори. В детстве пас стада в Агинской степи и сопредельной Монголии. Обучался в Агинской церковно-приходской школе, затем в читинском 3-х классном городском училище, после окончания которого работал три года учителем в Агинской инородческой школе, обучая детей азам грамоты. После работы в школе служил в канцелярии у главного тайши Агинской Степной думы, под начальством которого находились 50 тысяч бурят. После репрессивной ликвидации Степных дум и национального родового управления бурят в начале ХХ века Очиров был избран старшиной Агинской волости и проработал в этой должности больше года.

В это время он начинает сотрудничество с русско-бурятской газетой «Жизнь на Восточной окраине», которая выходила в Чите, затем и с другими газетами Сибири: «Сибирская жизнь» (Томск), «Сибирь» (Иркутск). В декабре 1905 г., в условиях первой русской революции против царских порядков, Очиров в составе бурятской делегации едет в Петербург с очень важной для бурят миссией: добиваться, во-первых, восстановления Степных дум и, во-вторых, права избрания депутата в только что утверждённую царём Государственную думу от забайкальских бурят и эвенков. Благодаря настойчивости бурятской делегации, грамотному ходатайству, а также благоприятной революционной ситуации был издан специальный закон, который установил представительство от бурят в Государственной думе Российской империи.

Отметим, что документ был подписан самим царем Николаем II-м, который, по единодушному определению биографов, отличался сложным для восприятия народами России пониманием этнической составляющей российского общества.

Тем не менее, главный вопрос о восстановлении Бурятского самоуправления (Степных дум и родовых управлений) был отклонен без рассмотрения. Царизм, защитниками которого были оголтелые черносотенные и иные русские националистические партии, мог, в условиях русской революционной активности за гражданские права и свободы, позволить формальное представительство нацменьшинств в Госдуме (законосовещательном учреждении), но никак не национальное самоуправление нерусских народов. Некоторым исключением в этом подходе являлись лишь поляки и финны, где национальное самоуправление отстаивалось не петиционной формой борьбы, а перманентным вооруженным сопротивлением. Ни о каких автономных правах других народов (грузин, армян, среднеазиатов и прочих нацменьшинств) речи не было перед выборами во Вторую Думу.

Весной 1907 года Очиров был избран депутатом Государственной думы II созыва от инородческого населения Забайкальской области. В этой думе боролись 4 основных течения, представляющие православное население: 1. Правые, выступающие за нерушимую монархию Николая II; 2. Октябристы, боровшиеся за конституционную монархию, а на деле за ту же монархию; 3. Кадеты, т.е. центр; 4. Левый блок, т.е. демократы, в лице социал-демократов (65 мест), народных социалистов — энесы (16 мест) и социал-революционеров — эсеров (37 мест). Отдельно стояли нерусские, неправославные депутаты, которые назывались национальными депутатами. Они вместе имели 76 депутатских мест: Польское коло — 46 мест, фракция мусульман России — 30 мест. Казачье сословие имело своих представителей — 17 депутатов. Бурят империи представил первый и единственный раз один депутат, это был Бато-Далай Очиров. К сожалению, неизвестно, к какой фракции он примкнул, какие партийные платформы отстаивал.

Вторая Дума проработала всего 102 дня, провела всего одно общее заседание и 2 июня 1907 года была, как и предыдущая и последующая, распущена царём по настоянию премьера П. Столыпина. Ярый монархист и шовинист Столыпин подготовил новый проект выборов в Госдуму, еще более ужесточающий избрание депутатов, т.е. отсеивающий демократов, который был поддержан царем. После её роспуска Очиров вернулся домой в Забайкалье.

Получивший неплохой политический урок участия в государственных делах на высшем уровне, имевший определенный авторитет в местном населении края, Очиров с головой окунулся в общественную жизнь Забайкалья. Уже в 1908 г. Бато-Далай Очиров стал основателем в Агинском первого в Забайкалье кредитного товарищества, которое занималось покупкой и продажей китайского чая, сельскохозяйственных орудий, хлеба. Оборотный капитал кредитного товарищества в следующем 1909 г. составил 100 тысяч рублей. Впоследствии товарищество было преобразовано в потребительский кооператив. Очиров выступил с инициативой открытия ферм в Забайкалье, по примеру Центральной России. Так, в местности Хойто-Ага им была открыта животноводческая ферма, где разводил коров холмогорской и костромской породы, белых английских свиней. Он инициировал невиданное в степной Аге травосеяние.

В 1909 г. Бато-Далай основал «Общество просвещения бурят». Благодаря деятельности этой общественной организации, державщейся на его инициативе и помощи активистов бурятского возрождения, были открыты начальные школы в целом ряде бурятских поселений: Чиндалее, Зуткулее, Хойто-Аге, Догое, Кункуре, Цугое. В 1911 г. начались занятия в Агинском приходском четырёхклассном училище. Очиров оказывал содействие организации специальных стипендий для детей-бурят, которые желали обучаться в университетах и иных высших учебных заведениях.

Очиров Б-Д. занимался переводами произведений русских писателей. Так, он перевёл с русского на бурятский более ста басен А. И. Крылова, сборник рассказов Л. Н. Толстого, книги и брошюры по кооперации, ряд имперских законов; с монгольского языка на русский он перевел ряд книг по буддизму. Как член Географического общества, Общества Изучения Сибири, Сельскохозяйственного общества в Чите. Очиров способствовал исследованию флоры, фауны и рельефа территории Забайкалья под руководством Читинского отдела Императорского Географического общества.

«Как национальный деятель Б-Д. Очиров активно выступал за широкое развитие культуры и просвещения среди бурят, за сохранение и приумножение традиционных обычаев и обрядов, в защиту своего народа от всяких притеснений со стороны ретивых царских администраторов, за мирные взаимоотношения бурят и русских. Авторитет его был высок не только у бурят, но и русского населения. Примером может послужить избрание Очирова председателем съезда русских крестьян и бурят в Чите в 1911 г., на котором обсуждался вопрос о земских податях и повинностях, притом он был избран голосами русских крестьян» (Ш. Б. Чимитдоржиев).

Скончался Бато-Далай Очиров в 38 лет летом 1913 г., «упав с лошади». Отличный всадник, природный конник, он вдруг нелепо упал с лошади и умер. Есть небезосновательные предположения, что он был убит в результате подстроенного покушения китайскими торговцами, которым он в значительной степени ограничил колонизацию местного рынка.

Бато-Далай Очиров любил свою родину, внес немалый вклад в развитие родной Аги.


Владимир Андреев