Деятели

Вампилон Баярто

Вампилон (Вампилун) Баярто (Баэртон) родился в с. Аларь Иркутской губернии в 1889 г. в состоятельной многодетной семье. В 1906 г. с отличием окончил Иркутскую учительскую семинарию и был направлен работать учителем в бурятский улус на малую родину. Но проработать пришлось в этой должности совсем немного — всего полгода. Он был изгнан руководством народных училищ за отказ повесить в бурятском классе православную икону, а также за «чрезмерное злоупотребление» бурятским языком. Уже в этом принципиальном поступке семнадцатилетнего Баярто проявился неординарный и смелый характер будущего большого патриота и борца за права и интересы угнетенной нации. 1906-1910-й годы, как известно, были временем самой мрачной реакции, усиленного наступления самодержавия на права инородцев, когда ликвидировались остатки бурятского самоуправления, Степные думы, национальные суды, «отрезались» земли в «переселенческие фонды», когда, по определению М.Н. Хангалова, «слезы и стон стояли в бурятских улусах...»

В августе 1907 г. Баярто едет продолжать образование в Санкт-Петербург, где поступил на частные курсы. Учебу он совмещает с работой в Этнографическом музее у профессора И.К. Волкова, где регистрирует этнографические коллекции. Тяжелые условия, постоянные недоедания отразились на здоровье, он тяжело заболел туберкулезом. Его друг Базар Барадин вывез его, как безнадежного, умирать к себе на родину, в Агу, но там произошло чудо, Баярто сумел — на молоке и свежем воздухе — справиться с болезнью, вылечился и даже принял участие в обследовании Агинской степи. Заработав там 200 рублей, неугомонный Баярто вновь выехал в сырой Петербург, чтобы учиться. Но через 2 года, в 1910 г., был исключён из Реального училища за участие в революционном движении.
Вернувшись в Бурятию, он окунается в национальное движение родного народа за самоопределение, за образование национальной государственности. Свидетельством его активной позиции по отстаиванию прав бурятского народа является его избрание наряду с самыми видными «отцами» бурятской государственности членом Бурнацкома на Общебурятском съезде 23-25 мая 1917 г. Он также избирается делегатом Всероссийского Учредительного собрания от Иркутской губернии. Это показатель большого авторитета Баярто Вампилона, к тому времени уже зрелого общественно-политического деятеля края.
В тяжелых условиях борьбы разных структур сибирской власти лидеры бурятского народа пытались использовать панмонгольские устремления Военного генерал-губернатора атамана Г.М. Семенова. В начале февраля 1919 г. Баярто Вампилон принимает участие в совещании панмонголистов (ст. Даурия) , а также в их съезде 25 февраля того же года в Чите. Как известно, панмонгольское движение выражало коренные интересы и вековые чаяния монгольских народов к единению, созданию своего государства. Бурят Забайкалья представляли Э.Д. Ринчино, Д. Сампилон, Н. Дылыков, Ц.Е. Цыдыпов, Бимбаев и Баярто Вампилон. Не вина великих бурятских деятелей, что святая идея не была осуществлена. Вампилун был избран заместителем министра финансов независимого «Велико-Монгольского государства».

В 1920 г. Вампилон приглашен работать заместителем министра земледелия в Правительство Дальневосточной республики (ДВР). В 1921-22 гг. он работает зав.отделом колонизации и переселения БурМонавтупра в г. Чите. В 1923-25 гг. Вампилон участвует в работе Тибетской экспедиции НарКомИндела молодой советской страны — СССР.

С 1925 года г. Вампилон работает в Монголии, где стремится все свои знания и силы отдать на становление новой Монголии, пытаясь уберечь молодое монгольское руководство от чрезмерно революционных и левацких экспериментов и необдуманных решений. Он, будучи научным консультантом Экономического Совета Монголии, разрабатывает «Трехлетний план развития народного хозяйства МНР», другие экономические проекты преобразований, которые максимально учитывали бы традиционный опыт и особенности переходного периода. Но уже в 1929 г. в руководстве Монголии возобладали как раз левацкие настроения, требующие ускоренного форсирования «социалистических преобразований». В 1931 г. Вампилон был арестован и выслан в СССР. Ему было предъявлено тем руководством три абсурдных обвинения — «попытка реставрации феодальной Монголии», «проводил идею капиталистического пути развития Монголии» и «вел контрреволюционную агитацию». С 1919 г. Вампилон не прерывал преподавательской деятельности, он действительно популяризировал новые знания о реформах, но отнюдь не «контрреволюционные идеи». Да и разве не на капиталистический путь развития вернулась ныне Монголия после долгих десятилетий блуждания в «социализме»?

По прибытию в СССР Вампилон был арестован, обвинен по статьям 58-10 и 58-11, т.е. контрреволюционная деятельность. В материалах он отмечен так: бурят, беспартийный, происхождение из зажиточных крестьян, научный работник, образование высшее, в армии не служил, не судим. Вампилон умело лавирует, дезавуируя свою связь с Г.М. Семеновым и японцами. Хотя именно съездом панмонголистов в 1919 г. Вампилон был избран заместителем министра финансов панмонгольского государства. Он заявил, что о созыве конференции в Чите из представителей Южной Монголии, Халхи, Барги и Бурятии" услышал случайно. Более того, на допросе Вампилон сумел защитить всех своих соратников по борьбе. Так, он сказал, что члена Бурнардумы Ц.Е. Цыдьшова он «не знал», «Ц. Жамцарано кажется числился членом Думы», «Э.Д. Ринчино никакого поста не занимал». «М.Н. Богданов был совершенно не удел, он ни с какой стороны не подходил ни к семеновщине, ни к японцам, это и послужило причиной его гибели», сам он «не работал в Думе ни одного дня», а «забегал туда». Вампилон назвал Д. Сампилона «макиавеллистом», который опасался потери влияния на Думу и потому сплавил его, Вампилона, в Даурское правительство«. Ц. Жамцарано, якобы, «страдал эклектизмом», а Ринчино «вообще не был политиком, способным аналитически разбираться в создавшемся положении». Себя же «унизил» так, что в правительстве ему не доверяли никакого дела. Возможно, Вампилону повезло, что следователи оказались «мягкими».

В 1933 г. ОГПУ временно прекратило его дело. Год его смерти неизвестен.

Б. Вампилон внес свой большой вклад в рождение бурятских воинских частей, он был политическим комиссаром бурятского конного полка имени Доржи Банзарова.
Заслугой Вампилона является принятие колчаковским (!) министерством юстиции проекта о бурятском судопроизводстве — «Положения о национальном суде». Согласно «Положению», создавались аймачные и хошунные суды, председатели и члены судов избирались населением. Судопроизводство для бурят и для русских, проживающих на бурятской территории, планировалось установить на бурятском языке. Участники заседания межведомственной комиссии высказались в поддержку создания бурятского суда. Это было огромным делом, ибо колчаковское правительство всегда противилось любым формам национального самоопределения инородцев, но бурятские проекты были вынуждены принять только благодаря безукоризненно организованным политическим выступлениям и акциям лидеров бурят. Одним из них и был видный деятель Бурнардумы, неутомимый патриот нации, замечательный сын бурятского народа Баярто Вампилон.


Владимир Андреев.