Артисты и музыканты
Гончикова Цындэма
- Заслуженная артистка Бурятской АССР
- Актриса Бурятского государственного академического театра драмы им. Х. Намсараева
Цындэма Санжиевна Гончикова по праву входит в когорту основоположников национального театра. В совершенстве владея бурятским литературным языком, обладая красивым низким голосом, тонкой артистичностью, после окончания Улан-Удэнского театрально-музыкального училища более 30 лет работала артисткой Бурятского театра драмы, занимала в труппе ведущее положение.
В 1946-1948 годах создала незабываемые образы Елизаветы Достигаевой в спектакле по одноимённой пьесе М.Горького «Егор Булычов и другие» и Дездемоны в «Отелло». Пик же творчества актрисы пришёлся на 1950-1960-е годы. Это Клариче в «Слуге двух господ», сатирическая роль Бутухэн Билдуевны в спектакле «Ход конём» и Бэрид в «Зурхэнэй шарха» Д.Батожабая, Сэсэгма в одноимённом спектакле по пьесе Ж.Тумунова, участие в спектаклях по пьесам Х.Намсараева, Б-М.Пурбуева и других авторов — всего более 80 ролей, в каждой из которых, решая самые сложные сценические задачи, она была индивидуальна.
Знаменитая артистка, старейшина бурятской театральной культуры, Цындэма Санжиевна Гончикова принимала активное участие в подготовке и проведении первой и второй декад литературы и искусства Бурятии в г. Москве в 1940 и 1959 годах, творческого отчёта в столице в 1969 году.
«25 января 1954 г. на сцене театра был показан спектакль «Ход конём» в постановке Б.Г.Аюшина. Сатирическая пьеса Батожабая о приспособленчестве и карьеризме, бюрократизме и эгоизме открыла новые грани таланта и природного дарования писателя. Директор научно-исследовательского института Зайдан Хабитуевич (артисты Ц. Шагжин и Ц. Дамдинов), живёт по принципу «Саhан дээрэ мүргүйгөөр, саарhан дээрэ нэрэгүйгөөр ябажа hураха юм» (жить, не оставляя следов на снегу, не оставляя имени на бумаге). Самим воплощением напыщенной важности и самомнения был образ Дэрхэя Хамархановича — исполняющего обязанности председателя райисполкома, это была превосходная актёрская работа Б. Вампилова. С застывшим лицом сидит Дэрхэй в своем кресле за столом, в позе человека, решающего важные государственные задачи. Не отрываясь от вороха бумаг, принимает посетителей, делает долгие томительные паузы между репликами. Но вот он встал, прошёлся по кабинету. И зритель уже не воспринимает всерьёз важность этой персоны из-за его... женской, с покачиванием бёдер, походки. Комический эффект этой детали, так не вяжущейся с многозначительным выражением лица, начисто снимает серьёзность всех претензий Дэрхэя, мелкого и тщеславного чинуши, карьериста, далекого от интересов народа. Под стать ему и его жена Бүтүүхэн Билдуевна в исполнении Ц.Гончиковой. Она объехала все курорты страны, но, по её словам, никакого улучшения здоровья нет. Недоумевает, как это «деревенские женщины босиком копают картошку, выносливы как дикие звери. Мы, городские, чуть что — болеем. Отчего это, может, от грязного городского воздуха или шёлковые одежды изнежили наш организм?». Горожанка не знает даже ни одного имени художника: «Эдэ бурят зохеолшодыешни мэдэдэггүйб. Буряад номыешни юумэншье гэжэ hанадаггуйб. Аягаашье аршахаа абахагүйб».
В 1958 году состоялась премьера спектакля «Хабарай дуун» по пьесе Цырена Шагжина. Один из центральных персонажей — коварный и жестокий улусный богач Жигжэд. Его жена Долгор в исполнении Ц.Гончиковой настоящий тип кулачки. Артистка передаёт её характерные черты: будучи сама под пятой мужа, с каким презрением, отчего кривится её лицо, обращается с улусными бедняками Ганжад и Жалмой. И таких талантливо сыгранных ролей в арсенале Цындэмы Санжиевны было много.
Бескорыстная труженица, безупречная женщина, добрая мать, преданный друг, человек высочайших моральных принципов, пользовалась большим авторитетом среди своих коллег и деятелей культуры, заслужила самую высокую признательность и поддержку общественности. В коллективе театра не раз избиралась членом профкома" (Валентина Бабуева, зав. музеем театра, заслуженный работник культуры Бурятии и России, кандидат культурологии).
В 1966 году Цындэма Гончикова вместе с Цыденом Дамдиновым, Буянто Аюшиным и Будой Вампиловым снималась в самом первом фильме известного режиссёра Бараса Халзанова «Белая лошадь» (Свердловская киностудия).
Вся долгая жизнь и самоотверженная сценическая деятельность актрисы театра Цындэмы Гончиковой — яркий пример служения избранной профессии.
В 1946-1948 годах создала незабываемые образы Елизаветы Достигаевой в спектакле по одноимённой пьесе М.Горького «Егор Булычов и другие» и Дездемоны в «Отелло». Пик же творчества актрисы пришёлся на 1950-1960-е годы. Это Клариче в «Слуге двух господ», сатирическая роль Бутухэн Билдуевны в спектакле «Ход конём» и Бэрид в «Зурхэнэй шарха» Д.Батожабая, Сэсэгма в одноимённом спектакле по пьесе Ж.Тумунова, участие в спектаклях по пьесам Х.Намсараева, Б-М.Пурбуева и других авторов — всего более 80 ролей, в каждой из которых, решая самые сложные сценические задачи, она была индивидуальна.
Знаменитая артистка, старейшина бурятской театральной культуры, Цындэма Санжиевна Гончикова принимала активное участие в подготовке и проведении первой и второй декад литературы и искусства Бурятии в г. Москве в 1940 и 1959 годах, творческого отчёта в столице в 1969 году.
«25 января 1954 г. на сцене театра был показан спектакль «Ход конём» в постановке Б.Г.Аюшина. Сатирическая пьеса Батожабая о приспособленчестве и карьеризме, бюрократизме и эгоизме открыла новые грани таланта и природного дарования писателя. Директор научно-исследовательского института Зайдан Хабитуевич (артисты Ц. Шагжин и Ц. Дамдинов), живёт по принципу «Саhан дээрэ мүргүйгөөр, саарhан дээрэ нэрэгүйгөөр ябажа hураха юм» (жить, не оставляя следов на снегу, не оставляя имени на бумаге). Самим воплощением напыщенной важности и самомнения был образ Дэрхэя Хамархановича — исполняющего обязанности председателя райисполкома, это была превосходная актёрская работа Б. Вампилова. С застывшим лицом сидит Дэрхэй в своем кресле за столом, в позе человека, решающего важные государственные задачи. Не отрываясь от вороха бумаг, принимает посетителей, делает долгие томительные паузы между репликами. Но вот он встал, прошёлся по кабинету. И зритель уже не воспринимает всерьёз важность этой персоны из-за его... женской, с покачиванием бёдер, походки. Комический эффект этой детали, так не вяжущейся с многозначительным выражением лица, начисто снимает серьёзность всех претензий Дэрхэя, мелкого и тщеславного чинуши, карьериста, далекого от интересов народа. Под стать ему и его жена Бүтүүхэн Билдуевна в исполнении Ц.Гончиковой. Она объехала все курорты страны, но, по её словам, никакого улучшения здоровья нет. Недоумевает, как это «деревенские женщины босиком копают картошку, выносливы как дикие звери. Мы, городские, чуть что — болеем. Отчего это, может, от грязного городского воздуха или шёлковые одежды изнежили наш организм?». Горожанка не знает даже ни одного имени художника: «Эдэ бурят зохеолшодыешни мэдэдэггүйб. Буряад номыешни юумэншье гэжэ hанадаггуйб. Аягаашье аршахаа абахагүйб».
В 1958 году состоялась премьера спектакля «Хабарай дуун» по пьесе Цырена Шагжина. Один из центральных персонажей — коварный и жестокий улусный богач Жигжэд. Его жена Долгор в исполнении Ц.Гончиковой настоящий тип кулачки. Артистка передаёт её характерные черты: будучи сама под пятой мужа, с каким презрением, отчего кривится её лицо, обращается с улусными бедняками Ганжад и Жалмой. И таких талантливо сыгранных ролей в арсенале Цындэмы Санжиевны было много.
Бескорыстная труженица, безупречная женщина, добрая мать, преданный друг, человек высочайших моральных принципов, пользовалась большим авторитетом среди своих коллег и деятелей культуры, заслужила самую высокую признательность и поддержку общественности. В коллективе театра не раз избиралась членом профкома" (Валентина Бабуева, зав. музеем театра, заслуженный работник культуры Бурятии и России, кандидат культурологии).
В 1966 году Цындэма Гончикова вместе с Цыденом Дамдиновым, Буянто Аюшиным и Будой Вампиловым снималась в самом первом фильме известного режиссёра Бараса Халзанова «Белая лошадь» (Свердловская киностудия).
Вся долгая жизнь и самоотверженная сценическая деятельность актрисы театра Цындэмы Гончиковой — яркий пример служения избранной профессии.