Артисты и музыканты

Цыдыпова Саяна

Цыдыпова Саяна
  • Народная артистка Республики Бурятия
  • Лауреат Государственной премии Республики Монголия (2001)
  • Актриса Бурятского государственного академического театра драмы им. Х. Намсараева с 1988 года
Саяна Цыдыпова родилась в селе Хошун-Узур Мухоршибирского района, окончила Хошун-Узурскую среднюю школу. До поступления в театральную студию Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии Саяна работала режиссёром народного театра «Талын наран». В поставленном на сельской сцене отрывке из «Кнута тайши» Х.Намсараева ей, совсем юной, пришлось сыграть роль Долгор-хатан. Через несколько лет эту роль она будет играть на сцене Бурятского театра.

Прекрасные внешние данные, удивительная пластика, обаяние, природная органика и одарённость — всё это позволяет Саяне Цыдыповой приковывать к себе внимание зрителей и театральных критиков. Актриса, обладая хорошей актёрской школой, ёмко и убедительно строит характеры своих героинь.

Саяна часто вспоминает свои первые выходы на сцену, первые роли. К примеру, роль шестидесятилетней бабушки Фурумати в спектакле «Хорьки» по пьесе Мафунэ Ямомото. С тех пор ею созданы значимые по своему художественному уровню и исполнению образы: Олень в спектакле «Король-Олень» К.Гоцци, Невеста в «Кровавой свадьбе» Г. Лорка, Алма-Мэргэн в «Гэсэре» Н.Дамдинова, Есуй в «Чингисхане» Б.Гаврилова, Смеральдина в спектакле «Слуга двух господ» К. Гольдони.

В спектакле по пьесе Б. Эрдынеева «Дамдин-лама» С.Цыдыпова выступила в роли главной героини Джурмы. Спектакль принял участие во втором Всепольском театральном фестивале в г. Еленя-Гура.

В премьерном спектакле «На стыке веков» по пьесе Г.Башкуева, посвященном празднованию 300-летнего юбилея похода хори-бурят к царю Петру 1 в Москву, Саяна Чойбалсановна сыграла роль Эрэшкен удаган, шаманки, отдавшей жизнь за будущее хори-бурят. За то время, какое провели посланцы в пути, эта молодая девушка проживает целую жизнь, делает всё, чтобы люди, преодолев неимоверные трудности, доставили на родину царский указ о праве хоринцев на их родовые земли.

Большой успех выпал на долю её героини Цэвэлмаа в спектакле «Встретимся в той жизни» С.Эрдэнэ, где образ простой девушки-бурятки с её земными радостями и безутешными скорбями был сыгран актрисой крупно, философски обобщённо. В 2001 году за эту роль Саяна была отмечена Государственной премией Республики Монголия.

Одной из этапных ролей стала роль Долгор в спектакле «Япон Долгор» по пьесе Б.Эрдынеева. Вопреки голосу разума Долгор не может смириться с гибелью мужа на войне, ведь японский военнопленный Асаки Тосио так похож на него. Драматическая история любви и верности, сыгранная актрисой с глубокой внутренней импульсивностью и темпераментом, никого не оставляет равнодушным.

Интересной получилась и роль Дженни-Малины в спектакле «Трёхгрошовая опера» Б.Брехта, где постановщик оставил ей минимум текста, но при этом у актрисы был максимум выразительности — шарм, сценическое обаяние, интеллект.

За роль Максармы-хатан, леди Макбет в постановке — римейке по пьесе В. Шекспира «Макбет», представленной театром на межрегиональный театральный фестиваль «Сибирский транзит-2008» в г. Барнауле, актриса удостоилась награды фестиваля в номинации «Лучшая женская роль». В этой же роли актриса принимала участие в фестивале «Золотая маска» (г. Москва).
В 2009 году на сцене бурятского театра с большим успехом состоялась премьера спектакля-медитации «Гэгээрэлэй зам» («Путь к просветлению») Ц.Бальжанова и А.Вязниковцева. Спектакль, где С.Цыдыпова сыграла две роли — дакини-хандамы Ешин Хорло и Матери, был отобран для участия в фестивале «Золотая маска — плюс» в Москве.

Саяна Цыдыпова принимала участие в представлении «Достижения Российского искусства и кино» во Франции (Канны) в ноябре 2008 г., где театр показал спектакль «Улейские девушки», она исполняла роль одной из улейских девушек. Работала с ГРДТ им. Н.Бестужева в «Шаманских сновидениях», съездив с ним на гастроли в Америку; сыграла в новом спектакле Республиканского театра кукол «Пространство духа» Р.Акутагавы. Образы, созданные Саяной Чойбалсановной, подтверждают её возросшее мастерство, незаурядность актёрской палитры.

Ныне она достигла поры творческой зрелости, о чём свидетельствуют её работы: Маша в «Чайке» А.П.Чехова, Харахан в «Бальжин хатан», Вера в «Утиной охоте» А.Вампилова и др. В репертуаре актрисы также роли в спектаклях театра «Похищенное счастье» (Жалма), «Исповедь идиота» (Госпожа), «Король Лир» (Корделия), «С.С.С.Р (Союз Солдатских Сердечных Ран)» (Вдова), «Гротески Хокусая» (О-Хяку), «Турандот» (Скирина), «Манкурт» (Наян Наваа), «Гамлет» (Гертруда) и многие др.
Автор: Валентина Бабуева, зав. музеем ГБАДТ им. Х. Намсараева