Артисты и музыканты
Халматов Владимир
- Народный артист РСФСР (1959)
- Участник первой и второй декад бурятского искусства и литературы в Москве (1940, 1959)
- Артист Государственного Бурятского академического театра драмы им. Х. Намсараева с 1932 года
Детство одного из первых мастеров бурятского театра прошло в маленьком улусе Мардай Балаганского уезда Иркутской губернии. Родители умерли, когда ему было три года, и мальчик остался жить у бабушки. Долгими зимними вечерами бабушка рассказывала народные сказки-улигеры, и всякий раз Володя просил её пересказать их заново. В школе он был одним из первых учеников. Его привлекали книги, но купить их ему никто не мог: не было средств. Окончив девять классов Кутуликской средней школы уже в годы советской власти, Володя в течение двух лет работал в деревне, чтобы накопить денег на дорогу до Хабаровска: он решил поступить в пушной техникум.
В пути он познакомился с юношей — Петром Николаевым. Он тоже хотел учиться, однако не знал куда поступать. Неожиданно они решили сойти с поезда на станции Улан-Удэ и случайно встретились на вокзале с директором техникума искусств (в то время Дом национального искусства) Солбонэ Туя. Новый знакомый сразу же нарисовал перед ними заманчивую перспективу стать профессиональными актёрами. Ребята согласились, хотя плохо представляли себе, что это такое.
И вот Володя Халматов пришёл на приёмный экзамен. Тут-то и раскрылись его способности, и он был зачислен на первый курс. С ним вместе учёбу начал и Пётр Николаев.
Весной 1932 года после окончания техникума искусств пятнадцать молодых энтузиастов, в том числе и Владимир Халматов, выехали с концертной программой в улусы и аймаки республики. В это же знаменательное лето группа осуществила постановку пьесы одного из первых бурятских драматургов Намжила Балдано «Прорыв». Уже тогда в молодых умах росла и крепла мысль о создании первого национального драматического театра.
В июле 1932 года, в девятую годовщину образования Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики, спектаклем «Прорыв» Бурятский театр начал свою жизнь. У коллектива еще не было помещения, репетировать приходилось, где придётся — на улице, на лестнице. Первой серьёзной ролью Халматова был Дэмбээ в спектакле «Новый путь» А. Шадаева. Артист всегда хранил в своей памяти ту радость, которую он испытал, услышав по окончании спектакля бурные аплодисменты — он честно «заработал» их.
Не было в то время у Бурятского театра и своей драматургии. Играли всё, что только можно было приспособить для сцены. Актёры принимали горячее участие в создании репертуара. Своими советами они помогали углублять слабо намеченные драматургами характеры, а игрой своей придавали персонажам живые черты, взятые из жизни, которую знали отлично. Мало того, зачастую сами актёры выступали в качестве авторов. В творческом единении актёров, режиссёров и писателей и создавалась бурятская советская драматургия.
В те же годы многие произведения русской советской драматургии переводились на бурятский язык и ставились на сцене. Халматов играл в «Отважном трусе» И. Штока и А. Смоляна, «Рычи, Китай!» С. Третьякова, «Платоне Кречете» А. Корнейчука.
Осень 1934 года была ознаменована большим событием в жизни театра. Коллектив выехал в Москву, а затем в Крым для участия в съёмках кинофильма «Наместник Будды». Впечатлений в той поездке было много. Навсегда запомнились молодому артисту образы, созданные великими русскими актёрами В. Качаловым, М. Тархановым, Н. Хмелевым, И. Москвиным.
Приметной в творческой биографии Халматова была работа над небольшой ролью Валера в «Тартюфе», это было первое участие в зарубежной классической пьесе. Позднее Халматову довелось играть и другие роли в произведениях зарубежной классики, среди которых были Кассио в «Отелло» Шекспира, Флориндо в «Слуге двух господ» Гольдони и первая крупная роль — Фердинанд в «Коварстве и любви» Шиллера, надолго ставший его любимым героем. Волевой и энергичный Фердинанд-Халматов с первого же появления приковывал внимание зрителей. Слияние внешних и внутренних качеств, выразительность пластики, необыкновенное благородство отличали весь его облик. Он был глубоко искренним и пылким в своей любви к Луизе, драматичным в моменты отчаяния и ревности. Взрывчатый темперамент Фердинанда-Халматова, его решимость и готовность идти в бой за правду и справедливость, чего бы это ни стоило, особенно ярко раскрывались в знаменитой сцене с отцом. Он погибал победителем, торжествуя над своими врагами, над миром угнетения, жестокости и лжи.
Вскоре Халматов сыграл и главную роль в пьесе «Баир» Г. Цыдынжапова и А. Шадаева, созданной по мотивам улигеров. Работая над образом народного героя, Халматов постепенно освобождался от чрезмерного увлечения внешними приёмами, старался глубже проникнуть в душевный мир героя, раскрыть его психологию. Окидывая мысленно взглядом свой предвоенный творческий путь, Владимир Константинович говорил: «Тогда я любил играть в возвышенно-приподнятом стиле, как бы на высокой „волне“, быть может, даже нарушал при этом чувство меры, стараясь не приземлять своих героев».
В период становления актёру во многом помогли русские режиссёры, работавшие в те годы в Бурятии, А.В. Миронский, А.В. Африканов, С.А. Бенкендорф. «Мы получили, — говорил Халматов, — прекрасную школу театра переживания».
За плечами у него был не один десяток талантливо сыгранных ролей, когда он приступил к работе над Егором Булычовым. Постановщик спектакля А. Канин сумел ярко раскрыть перед бурятскими актёрами эпоху, философию и социальный смысл пьесы. Булычов в исполнении Халматова не только пораженный тяжким недугом человек, который «жил...мимо настоящего дела», но и бунтарь, срывающий маски с лжецов и ханжей. Сузившимися глазами вглядывался Егор в прожитое: «... не на той улице я живу! В чужие люди попал...» Актёр подчеркивал в образе главное — Егор действительно стоит «боком» к своему классу. Резкий, упрямый жест, напряжённое, вопрошающее выражение лица, гордо поднятая рыжая голова — таков Егор в сценах с "другими«— Ксенией, Меланьей, Павлином...
Талантливый актёр не только играл на сцене, но и преподавал актёрское мастерство в театрально-музыкальном училище, а также писал пьесы. Оставила след и его режиссёрская деятельность. Совместно с режиссёром Н. Н. Новиковым он поставил комедию Шекспира «Сон в летнюю ночь». В 1945 году В. Халматов самостоятельно ставит историческую драму Xоца Намсараева «Кнут тайши».
В 1948 году был уволен из театра. В 1948 −1952 годах преподавал русский язык и литературу в Нельхайской средней школе Аларского района Иркутской области, затем в Чесанской семилетней школе Кижингинского района. В сентябре 1952 года Халматов вернулся в театр. В 1959 году участвовал во II Декаде бурятского искусства и литературы в Москве.
Во многих спектаклях Халматов играл заглавные роли. В их ряду Зоригто в спектакле «Первый год» Ц.Шагжина, Уолтер Ли в «Изюминке на солнце» Л.Хенсберри, Чацкий в «Горе от ума» А.Грибоедова и др. Всего за годы работы Халматовым было сыграно более ста крупных ролей.
В.Халматов, наряду с Ч.Гениновым, Н.Гендуновой, М.Степановой, был одним из любимцев публики, зрители всякий раз старались запомнить дни их выхода в том или ином спектакле. В трагедии Шекспира «Король Лир», поставленной Ф.Сахировым в сезоне 1966-67 гг., Владимир Константинович играл Лира. Как отмечала доктор искусствоведения В.Ц.Найдакова,
В пути он познакомился с юношей — Петром Николаевым. Он тоже хотел учиться, однако не знал куда поступать. Неожиданно они решили сойти с поезда на станции Улан-Удэ и случайно встретились на вокзале с директором техникума искусств (в то время Дом национального искусства) Солбонэ Туя. Новый знакомый сразу же нарисовал перед ними заманчивую перспективу стать профессиональными актёрами. Ребята согласились, хотя плохо представляли себе, что это такое.
И вот Володя Халматов пришёл на приёмный экзамен. Тут-то и раскрылись его способности, и он был зачислен на первый курс. С ним вместе учёбу начал и Пётр Николаев.
Весной 1932 года после окончания техникума искусств пятнадцать молодых энтузиастов, в том числе и Владимир Халматов, выехали с концертной программой в улусы и аймаки республики. В это же знаменательное лето группа осуществила постановку пьесы одного из первых бурятских драматургов Намжила Балдано «Прорыв». Уже тогда в молодых умах росла и крепла мысль о создании первого национального драматического театра.
В июле 1932 года, в девятую годовщину образования Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики, спектаклем «Прорыв» Бурятский театр начал свою жизнь. У коллектива еще не было помещения, репетировать приходилось, где придётся — на улице, на лестнице. Первой серьёзной ролью Халматова был Дэмбээ в спектакле «Новый путь» А. Шадаева. Артист всегда хранил в своей памяти ту радость, которую он испытал, услышав по окончании спектакля бурные аплодисменты — он честно «заработал» их.
Не было в то время у Бурятского театра и своей драматургии. Играли всё, что только можно было приспособить для сцены. Актёры принимали горячее участие в создании репертуара. Своими советами они помогали углублять слабо намеченные драматургами характеры, а игрой своей придавали персонажам живые черты, взятые из жизни, которую знали отлично. Мало того, зачастую сами актёры выступали в качестве авторов. В творческом единении актёров, режиссёров и писателей и создавалась бурятская советская драматургия.
В те же годы многие произведения русской советской драматургии переводились на бурятский язык и ставились на сцене. Халматов играл в «Отважном трусе» И. Штока и А. Смоляна, «Рычи, Китай!» С. Третьякова, «Платоне Кречете» А. Корнейчука.
Осень 1934 года была ознаменована большим событием в жизни театра. Коллектив выехал в Москву, а затем в Крым для участия в съёмках кинофильма «Наместник Будды». Впечатлений в той поездке было много. Навсегда запомнились молодому артисту образы, созданные великими русскими актёрами В. Качаловым, М. Тархановым, Н. Хмелевым, И. Москвиным.
Приметной в творческой биографии Халматова была работа над небольшой ролью Валера в «Тартюфе», это было первое участие в зарубежной классической пьесе. Позднее Халматову довелось играть и другие роли в произведениях зарубежной классики, среди которых были Кассио в «Отелло» Шекспира, Флориндо в «Слуге двух господ» Гольдони и первая крупная роль — Фердинанд в «Коварстве и любви» Шиллера, надолго ставший его любимым героем. Волевой и энергичный Фердинанд-Халматов с первого же появления приковывал внимание зрителей. Слияние внешних и внутренних качеств, выразительность пластики, необыкновенное благородство отличали весь его облик. Он был глубоко искренним и пылким в своей любви к Луизе, драматичным в моменты отчаяния и ревности. Взрывчатый темперамент Фердинанда-Халматова, его решимость и готовность идти в бой за правду и справедливость, чего бы это ни стоило, особенно ярко раскрывались в знаменитой сцене с отцом. Он погибал победителем, торжествуя над своими врагами, над миром угнетения, жестокости и лжи.
Вскоре Халматов сыграл и главную роль в пьесе «Баир» Г. Цыдынжапова и А. Шадаева, созданной по мотивам улигеров. Работая над образом народного героя, Халматов постепенно освобождался от чрезмерного увлечения внешними приёмами, старался глубже проникнуть в душевный мир героя, раскрыть его психологию. Окидывая мысленно взглядом свой предвоенный творческий путь, Владимир Константинович говорил: «Тогда я любил играть в возвышенно-приподнятом стиле, как бы на высокой „волне“, быть может, даже нарушал при этом чувство меры, стараясь не приземлять своих героев».
В период становления актёру во многом помогли русские режиссёры, работавшие в те годы в Бурятии, А.В. Миронский, А.В. Африканов, С.А. Бенкендорф. «Мы получили, — говорил Халматов, — прекрасную школу театра переживания».
За плечами у него был не один десяток талантливо сыгранных ролей, когда он приступил к работе над Егором Булычовым. Постановщик спектакля А. Канин сумел ярко раскрыть перед бурятскими актёрами эпоху, философию и социальный смысл пьесы. Булычов в исполнении Халматова не только пораженный тяжким недугом человек, который «жил...мимо настоящего дела», но и бунтарь, срывающий маски с лжецов и ханжей. Сузившимися глазами вглядывался Егор в прожитое: «... не на той улице я живу! В чужие люди попал...» Актёр подчеркивал в образе главное — Егор действительно стоит «боком» к своему классу. Резкий, упрямый жест, напряжённое, вопрошающее выражение лица, гордо поднятая рыжая голова — таков Егор в сценах с "другими«— Ксенией, Меланьей, Павлином...
Талантливый актёр не только играл на сцене, но и преподавал актёрское мастерство в театрально-музыкальном училище, а также писал пьесы. Оставила след и его режиссёрская деятельность. Совместно с режиссёром Н. Н. Новиковым он поставил комедию Шекспира «Сон в летнюю ночь». В 1945 году В. Халматов самостоятельно ставит историческую драму Xоца Намсараева «Кнут тайши».
В 1948 году был уволен из театра. В 1948 −1952 годах преподавал русский язык и литературу в Нельхайской средней школе Аларского района Иркутской области, затем в Чесанской семилетней школе Кижингинского района. В сентябре 1952 года Халматов вернулся в театр. В 1959 году участвовал во II Декаде бурятского искусства и литературы в Москве.
Во многих спектаклях Халматов играл заглавные роли. В их ряду Зоригто в спектакле «Первый год» Ц.Шагжина, Уолтер Ли в «Изюминке на солнце» Л.Хенсберри, Чацкий в «Горе от ума» А.Грибоедова и др. Всего за годы работы Халматовым было сыграно более ста крупных ролей.
В.Халматов, наряду с Ч.Гениновым, Н.Гендуновой, М.Степановой, был одним из любимцев публики, зрители всякий раз старались запомнить дни их выхода в том или ином спектакле. В трагедии Шекспира «Король Лир», поставленной Ф.Сахировым в сезоне 1966-67 гг., Владимир Константинович играл Лира. Как отмечала доктор искусствоведения В.Ц.Найдакова,
«Владимир Халматов играл заглавную роль крупно, мощно, предлагая трагедию власти и крушение иллюзий, тему позднего прозрения и возвращения к человечности».