Артисты и музыканты

Шангина Юлия

Шангина Юлия
  • Заслуженная артистка РСФСР (1968)
  • Народная артистка Бурятской АССР (1957)
  • Заслуженная артистка Бурятской АССР (1946)
  • Актриса Бурятского государственного академического театра драмы им. Х. Намсараева с 1932 года
Юлия Павловна Шангина была из той группы актёров-основоположников, которые 7 июля 1932 г. спектаклем «Прорыв» Н. Балдано открыли профессиональный Бурятский драматический театр. Юлия Шангина исполняла роль пожилой крестьянки Сэрэмы, женщины набожной, суеверной, находящейся под влиянием местных служителей ламаистского культа. Задача трудная, особенно для начинающей актрисы. Два известных в то время драматурга С. П. Балдаев и А. И. Шадаев, преподававшие теоретические предметы в техникуме искусств, после спектакля, поздравляя коллектив нового театра с успешным открытием, высказали Юлии свое одобрение по поводу исполнения ею роли Сэрэмы. Похвала поддержала молодую актрису в самом начале ее пути, укрепила веру в себя. Ведь это была первая ее роль в профессиональном театре. 

Не очень ясно представляла себе свое будущее после окончания Кутуликской восьмилетней школы 18-летняя Юлия Шангина, осенью 1930 г., опоздав на приемные экзамены в Бурпедтехникум, подала свои документы в техникум искусств. Она была принята в театральную студию, реорганизованную в будущем в отделение. 

«Наши педагоги были мастерами своего дела,— вспоминала Юлия Павловна.— Мы многому у них научились. Ведь пришли мы в студию Дома искусств 17—18-летними и ничего не знали о театре. Уроки по мастерству актера, которые вели режиссер Е.П. Просветов, актеры В.А. Арбенин, М.Н. Святская, занятия по биомеханике Б.М. Туфа были очень интересными».
Техникум Юлия окончила несколько форсированно: на третьем, выпускном, курсе училось всего 9 человек, выпускной спектакль «Шэнэ зам» (Новый путь) не расходился по ролям, не хватало исполнителей, тогда в январе 1932 г. руководство техникума перевело со второго курса на третий шесть способных учащихся, в том числе и Ю. Шангину. Началась самостоятельная работа на сцене. Играла она много и в разноплановом репертуаре: Галю — «Отважный трус» В. Смоляна и И. Штока, Наташу — «Чудесный сплав» В. Киршона, Катю — «Падь Серебряная» Н. Погодина, бурятскую революционерку Оюун Билиг в одноименной пьесе П. Дамбинова, Соню — «Шел солдат с фронта» В. Катаева; в классике — Дорину — «Тартюф» Мольера, Красавину — «Женитьба Бальзаминова» Островского, Титанию — «Сон в летнюю ночь» Шекспира и многое другое. Многое решала и эффектная внешность Ю. Шангиной — выше среднего роста, стройная, гибкая, правильные черты лица, выразительные глаза. Уже с первых сценических работ стала проясняться особенность ее собственной творческой индивидуальности: иногда роли были характерные, иногда возрастные, требовавшие ярких внешних изменений,— это работы 30-х годов: старая женщина (эпизодическая роль) в спектакле «Путь победы» Д. Дашинимаева, А. Миронского, мадам де Брюшель в пьесе «Рычи, Китай!» С. Третьякова, ярко отрицательная Клеопатра в «Думе о Британке» Ю. Яновского. В первое время в труппе театра не хватало мужчин. Вот и приходилось в массовых сценах или отдельных эпизодах занимать актрис, а мужчинам выступать в один вечер в нескольких эпизодических ролях. Так, в спектакле «Жигдэн» Б. Барадина и Д. Намжилона (первая постановка в 1933 г.) Юлии была поручена роль старого Субана, одного из улусных стариков, сопровождавших Жигдэна в его поездке в Читу для встречи с губернатором, Второго старика играл Р. Гаврилов. Ю. Шангина вспоминала:
«По действию показывали национальную борьбу губернатору. И мы с Романом Гавриловым изображали эту борьбу. Гаврилов должен был быть побежденным, но он не хотел этого, И мне приходилось бороться с ним всерьез». 

...Весна 1933 года. В театре прогонные репетиции спектакля «Рычи, Китай!» в постановке А.В. Африканова. В зале сидит и смотрит работу своего товарища тоже совсем молодой режиссер С. А. Бенкендорф (ныне профессор ГИТИСа, заслуженный деятель искусств РСФСР). Тогда они оба были направлены из Москвы в только что открытый Бурятский театр. С. А. Бенкендорф тут же включается в репетицию, высказывает свои впечатления по поводу просмотренного, а Ю. Шангиной, игравшей жену состоятельного французского коммерсанта мадам де Брюшель, подсказывает и показывает ряд моментов в манере держать себя, общаться с партнерами. 

Вновь радость творчества пережила актриса на репетициях с таким крупным мастером, как Иосиф Михайлович Туманов. Было это летом 1940 г., в период подготовки к первой декаде бурятского искусства и литературы в Москве. И. М. Туманов, назначенный художественным руководителем декады, взыскательно просматривал весь репертуар, помогал дорабатывать, подчищал, участвуя в репетициях. Сам он ставил оперу «Энхэ-Булат батор», но при этом находил время для руководства другими постановками. И Юлии выпала возможность сделать с ним роль колхозной сплетницы Жарбай в спектакле «Эржэн» Н. Балдано. Первой исполнительницей этой роли была Н.С. Гендунова, бесподобно игравшая ее в ключе ярко комедийного представления. Жарбай в исполнении Ю. Шангиной была еще далеко не старая женщина, мало удовлетворенная своей жизнью. 

Труппа Бурятского театра в 40-е годы соприкоснулась с творчеством русских режиссеров, имевших свой почерк и пристрастия в драматическом искусстве. В работе с некоторыми из них Ю. Шангина постигла ценные для себя вещи в актерском ремесле. Несомненный след в ее дальнейшем росте, раскрытии своих возможностей, иных граней таланта оставили встречи с такими мастерами, как А. В. Миронский (с ним она сделала две такие разные роли — Лиса в «Счастье» П. Маляревского и леди Мильфорд в драме Шекспира «Коварство и любовь»), режиссер Харьковского театра русской драмы В. М. Аристов, замечательный знаток русской старины А. И. Канин и Н.В. Демидов, многие годы работавший с К.С. Станиславским. 

Харьковский театр в годы войны находился в эвакуации в г. Улан-Удэ около трех лет. Бурятская труппа делила с харьковчанами свое помещение, актеры могли посещать репетиции и спектакли гостей. Много раз Юлия Павловна смотрела спектакли «Три сестры», «Дворянское гнездо», «Анна Каренина». Посещала она и студийные занятия В. М. Аристова с молодыми актерами Харьковского театра. А затем она с этим режиссером работала над ролью современной бурятской девушки Долгор в спектакле «Снайпер» Г. Цыдынжапова.

 В галерее сценических созданий Ю. Шангиной значительное место занимает Марфа Игнатьевна Кабанова, Кабаниха, богатая купчиха из приволжского города Калинова. Во-первых, это была большая удача актрисы. Во-вторых, сама постановка «Грозы» Островского А.И. Каниным стала одной из лучших работ коллектива, известным этапом в освоении классического репертуара.

 Большая, грузная Марфа Игнатьевна, какою ее показывала Ю. П. Шангина, чувствовала себя хозяйкой не только в своих тесных комнатах, но и здесь, на высоком волжском берегу, где она громко, привычно наставляет своих взрослых детей и строптивую, на ее взгляд, невестку. Кабаниха умеет подчинять своей воле окружающих, оказывать на них давление, навязывая свои представления о том, как надобно жить. 

В 1946 г. Ю.П. Шангиной было присвоено почетное звание заслуженной артистки Бурятской АССР, а в 1957 — народной артистки БурАССР. Пришло признание, накопился опыт, появилось тонкое и умное мастерство. 

В дни второй декады бурятского искусства и литературы в Москве в 1959 году Ю. П. Шангина была занята в четырех спектаклях из пяти. На сцене Малого театра актриса выступила в ролях княгини Тугоуховой в «Горе от ума», Натальи Дружининой — «Барометр показывает бурю» Д. Батожабая, Фань-и в «Тайфуне» Цао Юя, старой Бальжимы — «Ровесники» Б. Пурбуева. Все роли были сыграны высокопрофессионально, отмечены печатью зрелого мастерства. 

Знакомясь с репертуарным списком ролей Ю.П. Шангиной, в памяти возникают некоторые из них: послушная, пугливая служанка Улахан в «Кнуте тайши» X. Намсараева, русская эмигрантка Ольга — «На той стороне» А. Барянова, Настя — «Украденное счастье» И. Франко, Алевтина Петровна — «День свадьбы» В. Розова. Сыграно много старух, пожилых женщин. В «Любови Яровой» Ю. Шангина играла то жену профессора Горностаева, то матушку-попадью. Обе роли исполнены вдумчиво, с тонко найденными деталями в гриме, костюмах, манере вести себя.

 Юлия Павловна в 70-е годы сыграла ряд интересных ролей, показав, что в ее искусстве нет и следа усталости человека, отдавшего театру свыше 40 лет. Такова военный врач Марья Игнатьевна в «Барабанщице» А. Салынского, Фемида — «Не бросай огонь, Прометей!» М. Карима. Но особенно хороши две удивительно трогательные, мудрые старые женщины, смотрящие на мир всепонимающими глазами — это Отавиха в «Беседах при ясной луне» В. Шукшина и няня Федосия в «Последних» М. Горького. 

Творческое долголетие Юлии Павловны Шангиной, которая весной 1982 г. отметила свое семидесятилетие, есть результат того, что она умела учиться всю свою жизнь. Всегда подтянутая, со вкусом и к лицу одетая, сохраняющая многие годы безупречную сценическую форму, приходящая в театр за полтора-два часа до начала спектакля, Юлия Павловна может служить примером служения театру, преданности любимому делу.

 Литература:
Валентина Бабуева, зав. музеем театра, заслуженный работник культуры Бурятии и России, кандидат культурологии. «Шангина Юлия Павловна».
Автор: Валентина Бабуева, зав. музеем ГБАДТ им. Х. Намсараева