Артисты и музыканты

Цырендоржиев Цыден

Цырендоржиев Цыден
  • Заслуженный артист России (1997)
  • Народный артист Республики Бурятия
  • Заслуженный артист Республики Бурятия
  • Заслуженный работник культуры АБАО (2005)
  • Награждён Дипломом 3-й степени Министерства культуры Российской Федерации (1973)
  • Артист Бурятского государственного академического театра драмы им. Х. Намсараева с 1967 года
Цыдена (Цыдендоржи) Базаровича Цырендоржиева, уроженца с. Догой Могойтуйского района, энергия земли агинской наделила особой одарённостью. Талант и редкий артистизм актера шли не только от генетики родительской, но и от природы края, от священной энергии родных мест. Цырендоржиев был талантлив, рожден для сцены.

Семнадцати лет от роду в 1967 году по совету и при помощи Д-Р.Батожабая поступил в театральную студию при Бурятском театре и с тех пор не расставался с родным театром. Артист обладал мягким юмором, необыкновенной добротой, открытым восприятием жизни. Яркий разноплановый и заводной артист делился своим талантом со зрителем почти 40 лет. Сыграны были более ста ролей на сцене, были роли и в кино. Одна из первых его актерских работ — старик Урмат-аке в спектакле «Тополек мой в красной косынке» Ч.Айтматова в постановке С. Будажапова. 

В 1973 году за создание образа Белогубова в сп. «Доходное место» А.Н.Островского в честь ознаменования 150-летнего юбилея великого русского драматурга был удостоен Диплома 3-й степени Министерства культуры Российской Федерации. В 1978 году московская комиссия в составе ведущих театроведов России отметила талантливое исполнение роли Сиплого в спектакле «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского. Запоминающиеся образы созданы в спектаклях " Бэшэгдээгуй шулэг" Б.Эрдынеева — Бадма, «Сагаан нуурай эрьедэ» — Бимба, «Хулгоотэ удэрнууд» Д.Дылгырова — удалой чабан Норпол, «Беседы при ясной луне В.Шукшина — Глеб Капустин, «Берег» Ю.Бондарева- Меженин, «Плаха» Ч.Айтматова — Кочкорбаев. 

Всё, что делал Цырендоржиев, не оставляло ни зрителя, ни его друзей, коллег равнодушными. Образы сильных, независимых людей становятся его значимыми ролями. Его неординарность, манера игры, иногда непредсказуемость проявлялись в исполнении той или иной роли. Так, в спектакле «Исповедь идиота» по новеллам японского драматурга Акутагавы исполнить 4 (!) разноплановые роли — дано не каждому. Это и художник Есихиде, и разбойник Радзимару, и Раскольников, и сам Акутагава. За роль Акутагавы Цыден Базарович был признан лучшим исполнителем мужской роли среди театров республики за сезон 1996 года. 

Среди ролей, сыгранных за последние годы, наиболее значимыми были Загда, Ган-Тумэр, Римпоче в сп. «Похищенное счастье» Д.Батожабая, Иван Бураев в «Воздушном поцелуе» Г.Башкуева, Шаман в «Чингисхане» Б.Гаврилова, Бексоев в спектакле «Встретимся в той жизни» С.Эрдэнэ, Сорин в «Чайке» А.Чехова, необычный, странный Сагаан хан в спектакле «Максар. Степь в крови» (реж. О. Юм
ов). 
Одним из этапных ролей последних лет явилось исполнение главной роли главы семьи Гэндэна в спектакле по пьесе Д.Сультимова «Эртын хабар» (2010г.). Этот образ стал одним из центральных, связующим и соединяющим в себе все персонажи в единое целое для восприятия всего спектакля. 

В 2010 году В.И.Кондратьевым был поставлен на сцене театра спектакль «Гроза» по пьесе китайского драматурга Цао Юя. В доме богатого господина Пу-Юаня (арт. Б.Цыденов) бедный слуга Лу Гуй в исполнении Ц.Цырендоржиева преклоняется перед богатыми и богатством. Ходит по богатому дому в постоянно услужливой склоненной позе. У себя же дома Лу Гуй пьяница, деспот по отношению к ближним, во многом подражает повадкам своего господина. Именно эта роль несет одну из главных тем раскрытия сюжета всего спектакля.
Последняя его работа (в январе 2011 г.) в антрепризе «Ретро» А.Галина показала, насколько глубоким актером был Цыден Базарович. После кончины жены Николай Михайлович Чмутин (Ц.Цырендоржиев) живет в городе с дочерью и зятем. Живя в богатой городской квартире, он скучает по деревенской жизни. Привыкший всю жизнь заниматься работой, он пытается убираться дома, мыть полы, стирать, один играет в шахматы, разговаривает с голубями, воркующими за окном. Дочь не понимает стремлений отца, относится к нему даже свысока. Зять Леонид, в стремлении помочь одинокому тестю, приглашает домой трех женщин, назначив всем разное время. Но так получается, что все женщины приходят в одно и то же время...

Цырендоржиеву с редкой естественностью удавалось передать красоту и музыку народной речи, изобразительную точность бурятского языка. Любил читать со сцены отрывки из произведений бурятских писателей и поэтов, своим мастерством превращая их в мини-спектакли. 
Бурятский артист впервые в истории бурятского кино в 1993 году снимался в монгольском художественном фильме «Три дня Монголии» у режиссера Доржсамбуу. На сцене национального театра в Улан-Баторе сыграна роль старика Галдана в спектакле Б.Эрдынеева
" Возвращение гусей". 

В последние годы Цыден Цырендоржиев помимо актерской деятельности занимал должность заведующего литературной частью театра. Им написаны творческие портреты в средства массовой информации, он создавал сценарии творческих вечеров и бенефисов артистов театра, деятелей культуры, искусства и спорта, а также для проведения традиционного Бурятского праздника «Белый месяц — Сагаалган».

У него были своеобразный и непокорный характер, любознательность, своя точка зрения на всё, что происходило в мире и театре. Он познал радость признания зрителей и особенно своих земляков, будь это в районных домах культуры или на сценах клубов и чабанских стоянках. Цыден Базарович вместе со своим родным театром побывал во всех селах Агинского Бурятского автономного округа, каждый приезд на родину для него становился своеобразным творческим отчетом перед земляками.
Автор: Валентина Бабуева, зав. музеем ГБАДТ им. Х. Намсараева