Артисты и музыканты

Лыгденова Вера

Лыгденова Вера
  • Заслуженная артистка РСФСР (1959)
  • Заслуженная артистка Бурят-Монгольской АССР
  • Участница первой (1940) и второй (1959) декад бурятской литературы и искусства в Москве
Вера Дашеевна Лыгденова после окончания Бурятского музыкально-театрального училища была принята в Бурят-Монгольский драматический театр. Дебютировала в роли Мирандолины в спектакле «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони. В период подготовки к первой декаде Бурят-Монгольской литературы и искусства в Москве в 1940 году в артистке раскрылся и был востребован уже другой — певческий талант.

 Вера Лыгденова с увлечением училась пению, сначала у баса Н.П.Артемьева, а затем у тенора Н.В. Владимирского. На декаде в Москве она пела партию Шаржан, матери главного героя в музыкальной драме «Баир» П.М. Берлинского, и молодой девушки Аси в пьесе «Эржен». Пела еще в хоре и выступала с бурятской песней в концерте.

Во время Великой Отечественной войны в составе концертной бригады, куда вошли многие известные артисты того времени (Г.Ц. Цыдынжапов, Б. Балдаков, Н. Петрова, Ц. Бадмаев, и др.), выступала в госпиталях для раненых, перед бойцами на передовой Второго Белорусского фронта (1943).

Весной 1943 г. состоялась премьера оперы «Евгений Онегин», в которой партию Ольги исполняла В. Лыгденова, а в следующем году она пела партию Зибеля в опере «Фауст».

 После войны группу ведущих певцов театра отправили на полуторагодичные курсы при Московской консерватории, куда вместе с В. Лыгденовой отправились А. Арсаланов, Б. Балдаков, Н. Петрова, Т. Карпов.

 Осенью 1948 г. группа солистов театра — В. Манкетов, Н. Петрова, Е. Синюшкин, В. Бамбацыренов, О. Шалбуева — была направлена на учебу в Ленинградскую консерваторию. В. Лыгденова и Л. Линховоин присоединились к этой группе годом позже. Дипломной работой бурятской группы в 1954 году стала постановка оперы «Царская невеста» Римского-Корсакова, в которой Лыгденова пела партию Любаши. 

В эти же годы после окончания консерватории Вера Лыгденова и Лхасаран Линховоин начали преподавать на вокальном факультете Улан-Удэнского музыкального училища. 

После успешного выступления в 1959 г. на второй декаде Бурятской литературы и искусства в Москве Вере Дашиевне было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.

Всего за годы сценической деятельности певицей было исполнено более 30 оперных партий.

Дочь — народная артистка Российской Федерации, лауреат Государственной премии Республики Бурятия, дипломант международных конкурсов вокалистов, главный концертмейстер БГАТОиБ им. народного артиста СССР Г.Ц. Цыдынжапова Дарима Лхасарановна Линховоин.

В репертуаре Веры Лыгденовой были следующие партии в спектаклях:

Любаша («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова),
Азучена («Трубадур» Дж. Верди),
Берта («Севильский цирюльник» Дж. Россини),
Ольга («Евгений Онегин» П. Чайковского),
Графиня («Пиковая дама» П. Чайковского),
Княгиня («Русалка» А. Даргомыжского), 
Ваня («Иван Сусанин» М. Глинки), 
Бумбэр («Проделки дядюшки Моргона» Б. Ямпилова),
Гануся («Свадьба в Малиновке» Б. Александрова)
Бумбэр («У истока родника» Б. Ямпилова),
Сарюун («Побратимы» Д. Аюшеева и Б. Майзеля),
 Санжит («Братья» Д. Аюшеева),
 Жена («Чудесный клад» Б. Ямпилова), 
Любовь («Мазепа» П. Чайковского),
 Няня («Демон» А. Рубинштейна),
Авра («Юдифь» А. Серова), 
Лель («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова), 
Мария («Борис Годунов» М. Мусоргского), 
Настя («Тарас Бульба» Н. Лысенко), 
Аксинья («В бурю» Т. Хренникова), 
Ирина («Судьба человека» И. Дзержинского), 
Дуэнья («Обручение в монастыре» С. Прокофьева), 
Мельничиха («Анна Снегина» А. Холминова),
 Ван («Дитя радости» К. Корчмарева), 
Шаманова («Таня» Г. Крейтнера),
 Зибель («Фауст» Ш. Гуно) и другие.
Автор: Надежда Гончикова