Артисты и музыканты

Эрдынеев Гуржап

  • Заслуженный артист (1975) Бурятской АССР
  • Народный артист Бурятской АССР (1983),
  • Заслуженный артист России (1994).
  • Солист ансамбля «Байкал», оркестра народных инструментов им. Ч.Павлова Радио и ТВ РБ
  • Преподаватель музыкального училища им. П.И.Чайковского
Гуржап Алзамаевич Эрдыниев родился в селе Ярикто 20 апреля 1931 года. Мать Гуржапа — Янжима была одаренной женщиной. Рассказывали, что она сходу могла сочинить стихи и песни, хвалебные дифирамбы, она обладала хорошим голосом.

Детство, взросление Гуржапа Алзамаевича Эрдыниева — это срез того тяжелого, сложного периода нашей страны, народа: 30 — ые годы, годы военного лихолетья и послевоенная разруха конца сороковых.
Его биография — неординарна, в ней не было широкой, гладкой дороги к вершинам певческой карьеры. Да и кто бы мог подумать в те трудные годы о том, что мальчик — сирота из далекой деревушки Ярикта, что расположилась в Баргузинской долине, когда — то станет известным певцом Бурятии. 

«...Отец же никогда не говорил о своем тяжелом довоенном детстве. Наоборот, с радостью рассказывал только о детских играх и забавах на берегу Баргузина!

Во время Великой Отечественной войны Гуржап Эрдыниев вместе с маленькой сестренкой Ниной остались круглыми сиротами — умерла от болезни мама. Приходилось очень тяжело. Порой дети оставались подолгу голодными, поесть хлеба в те дни считалось благодатным пиршеством. Пришлось перебраться в село Хилгана, к дальним родственникам, где был кров и хоть немного еды... Учился в школе-интернате Баянгола и окончил ее с отличием. Его направили на курсы подготовки учителей-математиков в Бурятский государственный педагогический институт им. Доржи Банзарова...»

Вчерашний школьник, блестяще знавший этот трудный предмет, после недолгой стажировки в пединституте, приступает к педагогической деятельности в Улюнской средней школе. Но музыка все же влекла юношу, он неизменный участник сельских праздников, выступлений коллектива художественной самодеятельности. Трудно было совмещать учебу, работу и занятия пением, но характер у парня был стойкий: раннее сиротство воспитало в нем волю, он мужественно переносил трудности на своем пути. Пение было своеобразной отдушиной и музыка притягивала его все больше и больше. Активный, трудолюбивый, целеустремленный юноша, молодежный лидер выдвигается на комсомольскую работу. Увлечение пением Гуржап не оставляет. От природы его богатый, глубокий, красивый голос становится украшением любого мероприятия в районе. И как итог — побеждает на районном смотре, а потом и на республиканском в Улан — Удэ. В 1952 г. Гуржап Эрдынеев от Бурят — Монголии участвует во Всероссийском конкурсе художественной самодеятельности в Москве. И счастливый случай, а он вообще — то был и закономерным. Член жюри смотра, преподаватель Московской государственной консерватории В. Полятковский, очень благосклонно отнесся к вокальным способностям бурятского паренька и посоветовал учиться вокалу на профессиональной основе. Это развеяло сомнения молодого человека в выборе своего будущего. Сначала Гуржап Эрдынеев поступает на подготовительное отделение знаменитой Ленинградской консерватории им. Римского — Корсакова. Ведь у Гуржапа, кроме прекрасного природного голоса не было никакой музыкальной подготовки. Но его педагогические наклонности все же определяют его окончательный выбор: он становится студентом Московского педагогического музыкального института им. Гнесиных. 

«...Отец рассказывал, что в комнате в общежитии с ним жил Микаэл Таривердиев, тогда студент, известнейший в будущем композитор-песенник. Часто Таривердиев вставал по ночам сочинять свои бессмертные творения. Конечно, молодым, здоровым ребятам этот процесс не очень нравился, и каким-то образом они, сговорившись, все-таки перевели композитора в другую комнату! Двумя курсами младше учился Иосиф Кобзон, на вокальном отделении. Всегда окруженный поклонницами своего таланта и обаяния, одетый по последней моде, Кобзон часто, просто так, давал деньги Гуржапу, зная его трудное материальное положение. В начале 70-х, будучи на гастролях в Улан-Удэ, Иосиф Давыдович был у нас в гостях на улице Ключевской. Мне лично удалось подойти к нему в Братске в 1996 году, куда группу солистов нашего оперного театра, в том числе Владимира Яковлевича Буруева, и меня, пианиста, пригласили на празднование 40-летия образования этого города. Он очень обрадовался встрече и конечно же расстроился, узнав, что Гуржап Алзамаевич ушел из жизни год назад. 

Общественная деятельность и во время учебы не обошла стороной отца. Как имеющий опыт в комсомольской работе, обладающий организаторскими способностями, последние три года он входил в состав студенческого комитета института. Также Гуржап Эрдынеев обладатель почетного в то время значка „Ворошиловскоий стрелок“. При институте существовала военная кафедра. Проходить офицерские сборы ему пришлось не где-нибудь, а в знаменитой Гвардейской Таманской дивизии....» 

После окончания института им. Гнесиных в 1961 году молодой профессиональный певец устраивается солистом в Бурятскую государственную филармонию в ансамбль «Байкал». С этим коллективом он побывает в разных уголках тогда необъятной Родины, практически во всех крупных городах России и республиках бывшего СССР. Вокальные интересы Гуржапа Эрдыниева включали в себя обширную палитру музыкальных произведений: русские песни, романсы, арии, песни народов СССР. Но особая, трепетная любовь у певца была к родной песне. Эта любовь была впитана с молоком матери, со свежим ветром Баргузина, с запахом цветущего Баянгола, что в переводе означает «Богатая долина». 

«...Здесь, в Улан-Удэ, он знакомится с артисткой балета Кларой Петровой, родной сестрой народной артистки РСФСР Надежды Казаковны Петровой, знаменитой певицы, стоявшей у истоков бурятского профессионального вокального искусства, прекрасного педагога. Через некоторое время они сыграли свадьбу. Со временем, с появлением ребенка, заниматься гастрольной деятельностью в составе ансамбля „Байкал“ стало невозможным. И в 1969 году Гуржап Алзамаевич переходит работать в только что основанный оркестр народных инструментов Бурятского радио и телевидения. Был не только солистом, но и художественным руководителем, директором, внес большой вклад в становление известного творческого коллектива. На радио он записывал много песен; бурятские, украинские, итальянские... Гуржап Алзамаевич являлся пропагандистом песенного творчества национальных композиторов Бурятии и был зачастую первым и едва ли не единственным исполнителем их сочинений. Над каждым произведением он работал досконально. Он всегда выкладывался полностью: и на записи в студии, и на концерте. До конца своей жизни Гуржап Алзамаевич работал в этом славном коллективе, более 300 песен, арий и романсов спето с этим оркестром. С детства отец привык трудиться на совесть, а вокальный труд это такой труд, что похлеще, чем сено косить, дрова рубить, вагоны разгружать!...» 

Он долгие годы был преподавателем Улан-Удэнского музыкального училища, где воспитывал вокальные кадры из Якутии, Тувы, Бурятии. Заслуженный артист России, солист Иркутского музтеатра Николай Нестеров, заслуженный артист России Батор Будаев и многие другие были его учениками. Человек очень организованный, скрупулезный, работал очень грамотно, его ученики получали хорошую вокальную базу.
Советское государство, Бурятская автономная республика, отмечая заслуги Гуржапа Алзамаевича, присвоили ему в 1975 году звание заслуженного артиста Бурятской АССР, в 1983 году — народного артиста Бурятской АССР. А в 1994 году — почетное звание заслуженного артиста России. 

Эржена Гомбоева, заслуженный работник культуры Бурятии. 

Литература.
«Деятели культуры и искусства» Баргузинской долины", Улан-Удэ, 2012 год. 
Автор-составитель Владимир Баторов, заслуженный работник культуры Бурятской АССР и РСФСР, член Союза журналистов России.