Артисты и музыканты
Егоров Баир

- Народный артист РСФСР
- Заслуженный артист РСФСР (1963)
- Заслуженный артист Бурятской АССР (1956)
- Дипломант Всесоюзного фестиваля теа¬тров и музыкальных коллективов (за исполнение сольных номеров, 1957)
- Дипломант Всероссийского конкурса артистов эстрады (1960)
- Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1959)
- Артист ансамбля, солист, художественный руководитель и директор ансамбля (ныне театр) песни и танца «Байкал» в 1951-1991 годах
Баир (Ефрем) Мондронович Егоров родился в 1934 году в улусе Тургун Эхирит-Булагатского района Иркутской области в большой крестьянской семье. Мать умерла, когда ему было семь лет. Рос в семье старшего брата. Окончив 7 классов, поехал в Улан-Удэ.
Любовь к танцу проявилась у Баира с детских лет. 17-летним пришел Баир в искусство. Был принят в балетную студию театра оперы и балета. Его первым наставником был Михаил Арсеньев, балетмейстер-педагог и замечательный классический танцовщик. Баир танцевал в кордебалете театра.
В марте 1951 года Б. Егоров связал свою судьбу с ансамблем песни и танца «Бай¬кал». Сорок лет работал в одном коллективе, без которого он не мыслил своей жизни. Ярко самобытный, темпераментный солист ансамбля станцевал десятки самых разнообразных танцев, вместе с великолепной танцовщицей Оюун Тумуровой создал целую галерею сценических образов. Появлялись новые, интересные и увлекательные сценические картины. Стремительные «Наездники» и «Арканщик», полный обаяния «Башкирский танец», темпераментный «Бразильский» и таинственный, самый любимый танец-долгожитель артиста-солиста Егорова — «Индийский».
Среди многих его танцев есть еще один, который стал в его творчестве этапным произведением — это калмыцкий народный «Чечердык». Надо было видеть этот танец в его исполнении — полет, огонь и задор ярко проявились в этом глубоко национальном произве¬дении. С этим танцем он выступал на сценах театров и концертных залов многих городов страны: Москвы, Ленинграда, Минска, Сочи, Ташкента, Владивостока и, конечно, Элисты.
Поклон¬ники таланта Баира Егорова помнят его монгольские, эвенкийские, русские танцы и такие, как «Олень» Д.Аюшеева, «Танец радости» Б.Ямпилова, «Любовь в степи» Б.Цырендашиева, «Баяр» С.Ряузова.
В мае 1974 года был назначен художественным руководителем, а в 1976 году директором ансамбля «Байкал».
Баир Егоров редко бывал дома. Гастрольные пути возглавляемого им коллектива пролегли во все концы страны. Украина и Молдавия, БАМ и Гусиноозерская ГРЭС, Средняя Азия и Урал, и, конечно, многочисленные зарубежные поездки.
Одной из самых интересных гастролей была поездка по странам Юго-Восточной Азии. В 1968 году Баир Егоров с Оюун Тумуровой побывали во многих городах Пакистана, Таиланда, Камбоджи, Шри-Ланки, Малайзии.
Много гастролировал по Индии.
С большим интересом принимали его выступления в Швеции. Вот как вспоминал Баир Мондоронович Егоров:
Заслуги ведущего солиста балета, его многолетний и плодотворный труд на ниве развития бурятского хореографического искусства были отмечены правительством: заслуженный артист Бурятской АССР, заслуженный артист РСФСР, орден Трудового Красного Знамени. К тому же Баир Егоров был обладателем двух престижных дипломов — за исполнение сольных номеров на Всесоюзном фестивале театров и музыкальных коллективов в 1957 г. и на Всероссийском конкурсе артистов эстрады в 1960 г.
И, конечно, дорога к высотам мастерства была усеяна не только розами. Всё это требовало большого напряжения сил, трудолюбия, полной самоотдачи любимому делу.
Он остался в памяти коллег, друзей как человек скромный, с большим тактом и уважением к людям, умевший ценить свое и чужое время. До последних дней своей жизни он остался преданным бурятскому национальному искусству. В родном селе Усть-Ордынского Бурятского округа одна из улиц переименована в честь на¬родного артиста Баира Егорова, в школе, где учился будущий Мастер танца, есть музей памяти артиста.
И снова хочется повторить кем-то сказанное: «Жизнь в танце коротка, но жизнь танца — бессмертна».
Литература:
1.Э.Родионова. «Жизнь в танце коротка, но жизнь танца — бессмертна» //Бурятия, 2008,29 апреля.
2.Николай Мадуев. «Творцы бурятского танца».
3.Из воспоминаний племянника Валерия Егорова.
Любовь к танцу проявилась у Баира с детских лет. 17-летним пришел Баир в искусство. Был принят в балетную студию театра оперы и балета. Его первым наставником был Михаил Арсеньев, балетмейстер-педагог и замечательный классический танцовщик. Баир танцевал в кордебалете театра.
В марте 1951 года Б. Егоров связал свою судьбу с ансамблем песни и танца «Бай¬кал». Сорок лет работал в одном коллективе, без которого он не мыслил своей жизни. Ярко самобытный, темпераментный солист ансамбля станцевал десятки самых разнообразных танцев, вместе с великолепной танцовщицей Оюун Тумуровой создал целую галерею сценических образов. Появлялись новые, интересные и увлекательные сценические картины. Стремительные «Наездники» и «Арканщик», полный обаяния «Башкирский танец», темпераментный «Бразильский» и таинственный, самый любимый танец-долгожитель артиста-солиста Егорова — «Индийский».
Среди многих его танцев есть еще один, который стал в его творчестве этапным произведением — это калмыцкий народный «Чечердык». Надо было видеть этот танец в его исполнении — полет, огонь и задор ярко проявились в этом глубоко национальном произве¬дении. С этим танцем он выступал на сценах театров и концертных залов многих городов страны: Москвы, Ленинграда, Минска, Сочи, Ташкента, Владивостока и, конечно, Элисты.
Поклон¬ники таланта Баира Егорова помнят его монгольские, эвенкийские, русские танцы и такие, как «Олень» Д.Аюшеева, «Танец радости» Б.Ямпилова, «Любовь в степи» Б.Цырендашиева, «Баяр» С.Ряузова.
В мае 1974 года был назначен художественным руководителем, а в 1976 году директором ансамбля «Байкал».
Баир Егоров редко бывал дома. Гастрольные пути возглавляемого им коллектива пролегли во все концы страны. Украина и Молдавия, БАМ и Гусиноозерская ГРЭС, Средняя Азия и Урал, и, конечно, многочисленные зарубежные поездки.
Одной из самых интересных гастролей была поездка по странам Юго-Восточной Азии. В 1968 году Баир Егоров с Оюун Тумуровой побывали во многих городах Пакистана, Таиланда, Камбоджи, Шри-Ланки, Малайзии.
Много гастролировал по Индии.
С большим интересом принимали его выступления в Швеции. Вот как вспоминал Баир Мондоронович Егоров:
«Я выходил на сцену с танцами «Бурятский» и «Калмыцкий» и переживал, как меня поймут, примут ли, но тревоги были напрасны. Язык нашего танца оказался понятен и не требовал «дословного перевода».Много впечатлений привез Баир Егоров из гастролей по Японии, Чехословакии, Монголии.
Заслуги ведущего солиста балета, его многолетний и плодотворный труд на ниве развития бурятского хореографического искусства были отмечены правительством: заслуженный артист Бурятской АССР, заслуженный артист РСФСР, орден Трудового Красного Знамени. К тому же Баир Егоров был обладателем двух престижных дипломов — за исполнение сольных номеров на Всесоюзном фестивале театров и музыкальных коллективов в 1957 г. и на Всероссийском конкурсе артистов эстрады в 1960 г.
И, конечно, дорога к высотам мастерства была усеяна не только розами. Всё это требовало большого напряжения сил, трудолюбия, полной самоотдачи любимому делу.
Он остался в памяти коллег, друзей как человек скромный, с большим тактом и уважением к людям, умевший ценить свое и чужое время. До последних дней своей жизни он остался преданным бурятскому национальному искусству. В родном селе Усть-Ордынского Бурятского округа одна из улиц переименована в честь на¬родного артиста Баира Егорова, в школе, где учился будущий Мастер танца, есть музей памяти артиста.
И снова хочется повторить кем-то сказанное: «Жизнь в танце коротка, но жизнь танца — бессмертна».
Литература:
1.Э.Родионова. «Жизнь в танце коротка, но жизнь танца — бессмертна» //Бурятия, 2008,29 апреля.
2.Николай Мадуев. «Творцы бурятского танца».
3.Из воспоминаний племянника Валерия Егорова.