Артисты и музыканты

Дашицыренова Дамдин-Сурун (Сурена)

Дашицыренова Дамдин-Сурун (Сурена)
  • Заслуженная артистка Российской Федерации (1999)
  • Народная артистка Бурятской АССР
  • Награждалась медалью Всебурятской ассоциации развития культуры «За заслуги перед бурятским народом»
  • Награждалась Почетными грамотами Республики Бурятия и президиума Верховного Совета РБ (2000)
  • Награждалась почетным знаком «За культурное обслуживание строителей БАМа»
  • Награждалась медалью Ревсомола Монголии
  • Солистка оперы Бурятского государственного академического театра оперы и балета имени народного артиста СССР Г.Ц. Цыдынжапова с 1981 по 2013 гг.
Сурена Пурбуевна Дашицыренова окончила в 1975 году Улан-Удэнское музыкальное училище им. П.И. Чайковского (класс заслуженного артиста РСФСР Абиды Арсаланова) и в 1981 году Новосибирскую государственную консерваторию им. М.И. Глинки (педагог — Сергеевых М.П.).

Свою первую большую работу — партию Арюн-Гохон в опере Маркиана Фролова «Энхэ-Булат батор» — Сурена готовила в годы студенчества. Третьекурсница консерватории была приглашена на главную партию в спектакле для участия в творческом отчете Бурятского театра оперы и балета в Москве и Ленинграде в 1979 году.
«Впечатляет в роли женственно-обаятельной и отважной Арюн-Гохон молодая С. Дашицыренова. У артистки красивый, сочный голос. Она обладает незаурядным актерским дарованием», — писала театральный критик Зоя Казак.
Вернувшись после окончания консерватории в Улан-Удэ, Сурена Дашицыренова успешно работала в труппе театра. Музыковеды не раз отмечали убедительно и профессионально исполненные ею партии Татьяны в «Евгении Онегине», Ярославны в «Князе Игоре», Тамары в «Демоне», Мадам Баттерфляй в «Чио-Чио-сан». А также Одабеллы в «Аттиле», Виолетты в «Травиате», Янжимы в опере «Сильнее смерти», Леоноры в «Трубадуре», Тоски и Турандот в одноименных операх Пуччини.

Среди её работ были также Иоланта («Иоланта» П. Чайковского), Недда («Паяцы» Р. Леонкавалло), Вера Крыленко («Вера, Победа, Любовь» А. Двоскина), Заза («Заза» Р. Леонкавалло), Аида («Аида» Дж. Верди), Дездемона («Отелло» Дж. Верди), Лиза («Пиковая дама» П. Чайковского), Сантуцца («Сельская честь» П. Масканьи), Мария («Дочь полка» Г. Доницетти), Микаэла («Кармен» Ж. Бизе), Земфира («Алеко» С. Рахманинова) и др.

Всего артистка разучила и исполнила более 35 оперных партий в спектаклях русских, зарубежных и бурятских композиторов.

Будучи одной из ведущих солисток оперы, певица принимала активное участие в культурной жизни города и республики, представляла искусство Бурятии на многих театральных и концертных площадках страны и зарубежья. Ей аплодировали зрители Украины и Калмыкии, она с честью представляла вокальную школу советского и бурятского искусства в Китае и Франции, Германии и Люксембурге.
Автор: Надежда Гончикова