Артисты и музыканты

Шарапова Сэсэг

Шарапова Сэсэг

JPG / 16.08 Мбайт

  • Лауреат премии Совета Министров РСФСР
  • Артистка Государственного бурятского академического театра драмы им. Х. Намсараева (1981-1999)
Посетителям сайта предлагаем отрывок из статьи Владимира Ильича Кондратьева, многие годы работавшего главным режиссёром театра. Из глубины души идущие строки как нельзя лучше открывают нам талантливую актрису Сэсэг Ганжуровну Шарапову. Хотя многим из нас посчастливилось увидеть эту яркую актрису на сцене. Она могла бы столько ещё сыграть! И как сыграть!..

«В истории нашего театра были яркие творческие личности, судьбы, к сожалению, трагически оборвавшиеся, но светом своего таланта озарившие театральный небосвод. К числу таких я бы отнес удивительную актрису Сэсэг Шарапову.
Весной 1981 года директор театра Ц.А. Балбаров направил меня, начинающего режиссера, во Владивосток для постановки дипломного спектакля «Надежда» по пьесе Б. Дагбаева в бурятской студии института искусств. Тогда я впервые познакомился с Сэсэг Шараповой. Заметил, что она чем-то выделялась из своих сокурсников. Ее отличали сценическое обаяние, удивительная пластичность, музыкальность и какая-то скрытая энергия. Сэсэг со всеми успешно окончила институт и поступила в театр.
Обычно начинающих актеров поначалу вводят в текущий репертуар, порой их по разным причинам долго «маринуют» без ролей или дают роли плана «кушать подано». Но Сэсэг как-то легко, быстро и естественно «въехала» в новый репертуар. Началось с небольшой, но центральной роли Балмасу в комедии Б. Эрдынеева «Черная борода». Казалось бы, простая наивная история деревенской девушки, которую бабушка не хочет выдать замуж за любимого и чинит разные препятствия. Но какой был прекрасный дуэт с Сэрэмжэ Уладаевой (играла бабушку). Вот где у обеих, начинающей и опытной, сработали такие качества как музыкальность, пластичность, сценическое обаяние. Они так естественно переходили то к пению, то к танцу, то к резкому неожиданному столкновению, а за всем этим был добрый наив, простосердечность характеров и любовь друг к другу. Сегодня так уже не сыграешь. Мы стали слишком умными, рациональными, да и мир стал другим.
У актёра, наверное, должны быть свои «звёздные» роли, вернее, своя тема или точное попадание в эту тему. Такой «звёздной» ролью для Сэсэг стала роль Валентины в «Иркутской истории» А.Арбузова. При распределении ролей был определенный риск, можно было назначить и более опытную актрису, так сказать, наверняка. Ведь роль сложная, да еще игранная-переигранная, советская классика, появились уже некоторые шаблоны исполнения. В данном случае риск был оправдан, и мы выиграли. Из статьи С. Имихеловой, театроведа, доктора филологических наук: «Актёры донесли до зрителя неповторимую интонацию арбузовской пьесы. Особенно хорошо это делает С.Шарапова. Ее Валентина — это живой, сложный человек, который проходит большой путь — от бездумной, беспечной Вальки-дешевки до много пережившей Валентины, познавшей радость любви, материнства и потерю любимого человека. Актриса показала сложный комплекс чувств своей героини, безразличие ко всему окружающему после гибели мужа и трудное возрождение к новой жизни. Особенно поражает голос актрисы — в нем интонация образа и всего спектакля, звенящая, задушевная и глубоко драматическая».
Спектакль был показан на Всероссийском театральном фестивале в Иркутске. Успех Сэсэг в роли Валентины был ошеломляющий, ее хвалили в один голос, она получила диплом и премию Совета Министров РСФСР. Эта была поистине ее «звёздная» роль. Актриса поверила в себя, в свои возможности, на своей «шкуре» ощутила радость творческих мук и вкус победы. Чуть позже мы начнем постигать, познавать ее природу, характер актрисы, в котором было всё: резкость и прямота, мягкость и наив, строптивость и норов, ранимость и боль, доброта и нежность, и самое главное — умение сострадать и понимать беду другого, ближнего. Странно, а ведь все эти черты характера были также присущи арбузовской Валентине.
У нее прекрасно получались характерные роли, она находила очень живые детали, нюансы. Не боялась быть нелепой, смешной, некрасивой. Поиски шли у нее не от головы, не от выдумки, техники, а скорее по наитию, по каким-то только ей ведомым внутренним законам. Но самое главное — она всегда умела БЫТЬ, А НЕ КАЗАТЬСЯ.
Она не фальшивила ни в ролях, ни в жизни. В работе с ней мы понимали друг друга с полуслова. Конечно, не все и не всегда бывало гладко, порой переругаешься, но до амбиций не доходило. Профессиональное и человеческое уважение, безусловно, очень много значат в нашем деле. Возможно, она считала меня своим, т.е. близким ей по духу режиссером. Я же воспринимал ее актрисой колоссальной интуиции, внутренне удивительно гибкой, могущей сыграть буквально всё. Как мягко, человечно пронзительно она сыграла пожилую Васену из дома престарелых в спектакле «Выходили бабки замуж» Ф. Булякова. Она была как бы эмоциональным стержнем, камертоном всего спектакля.
Её лебединой песней стала трагическая роль Абби в спектакле «Любовь под вязами» О, Нила«.
( В. Кондратьев. Из книги В.Д. Бабуевой «Владимир Кондратьев. Школа слез и смеха», г. Улан-Удэ, 2013. Полностью статья «Она была актрисой» опубликована в газете «Бурятия» от 13 ноября 2002 г.)
Автор: Валентина Бабуева, зав. музеем ГБАДТ им. Х. Намсараева