Артисты и музыканты
Токуренова Нина
- Народная артистка Российской Федерации (2003)
- Заслуженная артистка Российской Федерации (1994)
- Народная артистка Бурятской АССР (1981)
- Заслуженная артистка Бурятской АССР (1976)
- Заслуженный работник культуры Монголии (2002)
- Лауреат Государственной премии Республики Бурятия (1995)
- Награждена нагрудным знаком «Отличник культуры СССР» (1987)
- Актриса Бурятского государственного академического театра драмы им. Х. Намсараева с 1967 года
40 лет играла на сцене Бурятского академического театра драмы Нина Гармаевна Токуренова, одна из ведущих актрис, имя которой широко известно в республике, зрителям России и Монголии. В 19 лет закончила режиссерский факультет института культуры (ВСГАКИ, ныне ВСГИК), свой дипломный спектакль ставила в Барагханском народном театре, в республиканском конкурсе он занял первое место и также на всесоюзном конкурсе в г. Красноярск.
Придя в театр в 1967 году, сразу была введена на роли основного репертуара. Первой большой ролью была Должод из «Сэрэмпэла» Х. Намсараева в постановке Буянто Аюшина. За 40 лет работы сыграно более 120 ролей: красавица Оливия в «Двенадцатой ночи» В.Шекспира, богиня Гера в «Не бросай огонь, Прометей!», Юленька в «Доходном месте» А.Островского, восточная красавица, царица Зэлмэ в «Бальжан хатан» Д.Эрдынеева — страстная, умная, сильная личность, расставляющая сети врагам своим, и сама же попадающая в эти силки. За глубокое проникновение в суть этого сложного образа, за создание богатой театральной ткани, эта роль была особо отмечена известным московским критиком Николаем Жегиным.
Чуть ли не коронной стала всем известная ее Пяглай в «Будамшуу» Ц. Шагжина. За эту роль Нина Гармаевна удостоена звания Лауреата Государственной премии Бурятии. Первой исполнительницей этой роли в 50-60-е годы была знаменитая Найдан Гендунова. После такой великолепной исполнительницы трудно было найти новое прочтение роли. Токуреновой удалось удивить зрителя новизной и оригинальностью трактовки, актриса роль повернула на себя, на свой еще молодой возраст и сделала все возможное, чтобы быть кокетливой, поющей, танцующей и даже обольстительной красавицей. Известный московский критик Андрей Караулов отозвался что «это выдающееся исполнение роли актрисой».
Национальным колоритом и духом, особой пластикой наполнен образ свахи Сэндуухэй в спектакле «Болдой, сын Толдоя» в постановке С. Хажитова. При создании этого образа проявились прекрасные вокальные возможности актрисы. К фольклорным образам созданным Ниной Токуреновой относится и толстая, капризная Обоодой — жена богача Орбондоя (засл. артист России О. Бабуев) в спектакле «Амиды зула» Д. Сультимова. В исполнении Нины Токуреновой роль доведена до гротеска, по жанру это роль — бурлеск.
Особое значение имеет в творчестве Нины Токуреновой тема Матери. Неизбежны слезы сострадания к матери из моноспектакля «Эхын дуудалга», написанный Балданом Ябжановым специально для Нины Токуреновой. Редкий случай, когда на конкретное исполнение пишется пьеса, ставится спектакль. Это говорит о признании творческого потенциала, силы актера, о вере в нее как мастера. Актриса с честью оправдала доверие драматурга, сумела передать зрителям свое восхищение этой простой и мудрой женщиной, которая, несмотря на трагические обстоятельства своей жизни, сохранила душевную теплоту, веру в конечную и обязательную справедливость жизни. Роль, в котором все существо Матери светится силой внутренней правоты, силой честно прожитой жизни, силой женской мудрости, мудрости Матери.
Еще одна драматическая роль, в которой как считает актриса, она играла судьбу своей матери — это Долгор, редкостный персонаж во всей бурятской драматургии в «Тохеолгон» Б-М. Пурбуева. Исполнительница роли Долгор сумела раскрыть силу и характер героини в экстремальной ситуации. Монолог Долгор актриса произносит с такой накопившейся горечью и протестом, что зал каждый раз взрывался аплодисментами. Среди множества своих ролей Нина Гармаевна особо выделяет эпическую роль матери Творца Вселенной Чингисхана Оэлун хатан. К 60-летию победы в 2005 году состоялась премьера спектакля «Япон Долгор» Б. Эрдынеева. Роль переводчицы Эржэны в молодости сыграла народная артистка Бурятии Должин Тангатова, Нина Токуренова — Эржэну в пожилом возрасте. Сотрудник НКВД, интеллигентка, рискуя своей жизнью и карьерой, совершает немыслимый для нее поступок, чтобы дать страдающему человеку счастье.
Большое место в творческом багаже Нины Гармаевны занимают сольные концертные бенефисные программы «Вас приглашает Нина Токуренова» и «Ее величество — актриса», сценическая композиция по повести С.Алексиевич «У войны не женское лицо», «Женские судьбы», инсценировка «Мой маленький верблюжонок» по Ч. Айтматову.
Ни один юбилей, ни один большой театрализованный праздник в театре не проходит без участия Нины Гармаевны. Автор сценарий, режиссер-постановщик и участник действ поэтического вечера, посвященного 80-летию Шагдара Дашиевича Байминова, «Сказание о шэнэхэнских бурятах», «Великий Шарлай горной Оки». Как истинная дочь своей малой родины — горной Оки, помогла осуществить постановку музыкального спектакля «Болдой, сын Толдоя» в Орликском народном театре.
Натура творчески одаренная, она автор и режиссер более 20 сценариев театрализованных шоу «Сагаалган», юбилейных мероприятий и новогодних представлений. Ее перу принадлежат многочисленные публикации творческих портретов мастеров бурятской сцены в местных и центральных изданиях. Все сыгранные роли, написанные и поставленные сценарии, свидетельствуют о ее необыкновенно широком творческом диапазоне, вобравшем в себя и трагические, и драматические, и комические начала. Ей, одной из немногих актрис Бурятского театра, удается сохранить в своем творчестве национальный дух и колорит. Свидетельство тому — слова истинных театралов и благодарных зрителей: «Нина Токуренова — наша национальная, истинно народная актриса».
Придя в театр в 1967 году, сразу была введена на роли основного репертуара. Первой большой ролью была Должод из «Сэрэмпэла» Х. Намсараева в постановке Буянто Аюшина. За 40 лет работы сыграно более 120 ролей: красавица Оливия в «Двенадцатой ночи» В.Шекспира, богиня Гера в «Не бросай огонь, Прометей!», Юленька в «Доходном месте» А.Островского, восточная красавица, царица Зэлмэ в «Бальжан хатан» Д.Эрдынеева — страстная, умная, сильная личность, расставляющая сети врагам своим, и сама же попадающая в эти силки. За глубокое проникновение в суть этого сложного образа, за создание богатой театральной ткани, эта роль была особо отмечена известным московским критиком Николаем Жегиным.
Чуть ли не коронной стала всем известная ее Пяглай в «Будамшуу» Ц. Шагжина. За эту роль Нина Гармаевна удостоена звания Лауреата Государственной премии Бурятии. Первой исполнительницей этой роли в 50-60-е годы была знаменитая Найдан Гендунова. После такой великолепной исполнительницы трудно было найти новое прочтение роли. Токуреновой удалось удивить зрителя новизной и оригинальностью трактовки, актриса роль повернула на себя, на свой еще молодой возраст и сделала все возможное, чтобы быть кокетливой, поющей, танцующей и даже обольстительной красавицей. Известный московский критик Андрей Караулов отозвался что «это выдающееся исполнение роли актрисой».
Национальным колоритом и духом, особой пластикой наполнен образ свахи Сэндуухэй в спектакле «Болдой, сын Толдоя» в постановке С. Хажитова. При создании этого образа проявились прекрасные вокальные возможности актрисы. К фольклорным образам созданным Ниной Токуреновой относится и толстая, капризная Обоодой — жена богача Орбондоя (засл. артист России О. Бабуев) в спектакле «Амиды зула» Д. Сультимова. В исполнении Нины Токуреновой роль доведена до гротеска, по жанру это роль — бурлеск.
Особое значение имеет в творчестве Нины Токуреновой тема Матери. Неизбежны слезы сострадания к матери из моноспектакля «Эхын дуудалга», написанный Балданом Ябжановым специально для Нины Токуреновой. Редкий случай, когда на конкретное исполнение пишется пьеса, ставится спектакль. Это говорит о признании творческого потенциала, силы актера, о вере в нее как мастера. Актриса с честью оправдала доверие драматурга, сумела передать зрителям свое восхищение этой простой и мудрой женщиной, которая, несмотря на трагические обстоятельства своей жизни, сохранила душевную теплоту, веру в конечную и обязательную справедливость жизни. Роль, в котором все существо Матери светится силой внутренней правоты, силой честно прожитой жизни, силой женской мудрости, мудрости Матери.
Еще одна драматическая роль, в которой как считает актриса, она играла судьбу своей матери — это Долгор, редкостный персонаж во всей бурятской драматургии в «Тохеолгон» Б-М. Пурбуева. Исполнительница роли Долгор сумела раскрыть силу и характер героини в экстремальной ситуации. Монолог Долгор актриса произносит с такой накопившейся горечью и протестом, что зал каждый раз взрывался аплодисментами. Среди множества своих ролей Нина Гармаевна особо выделяет эпическую роль матери Творца Вселенной Чингисхана Оэлун хатан. К 60-летию победы в 2005 году состоялась премьера спектакля «Япон Долгор» Б. Эрдынеева. Роль переводчицы Эржэны в молодости сыграла народная артистка Бурятии Должин Тангатова, Нина Токуренова — Эржэну в пожилом возрасте. Сотрудник НКВД, интеллигентка, рискуя своей жизнью и карьерой, совершает немыслимый для нее поступок, чтобы дать страдающему человеку счастье.
Большое место в творческом багаже Нины Гармаевны занимают сольные концертные бенефисные программы «Вас приглашает Нина Токуренова» и «Ее величество — актриса», сценическая композиция по повести С.Алексиевич «У войны не женское лицо», «Женские судьбы», инсценировка «Мой маленький верблюжонок» по Ч. Айтматову.
Ни один юбилей, ни один большой театрализованный праздник в театре не проходит без участия Нины Гармаевны. Автор сценарий, режиссер-постановщик и участник действ поэтического вечера, посвященного 80-летию Шагдара Дашиевича Байминова, «Сказание о шэнэхэнских бурятах», «Великий Шарлай горной Оки». Как истинная дочь своей малой родины — горной Оки, помогла осуществить постановку музыкального спектакля «Болдой, сын Толдоя» в Орликском народном театре.
Натура творчески одаренная, она автор и режиссер более 20 сценариев театрализованных шоу «Сагаалган», юбилейных мероприятий и новогодних представлений. Ее перу принадлежат многочисленные публикации творческих портретов мастеров бурятской сцены в местных и центральных изданиях. Все сыгранные роли, написанные и поставленные сценарии, свидетельствуют о ее необыкновенно широком творческом диапазоне, вобравшем в себя и трагические, и драматические, и комические начала. Ей, одной из немногих актрис Бурятского театра, удается сохранить в своем творчестве национальный дух и колорит. Свидетельство тому — слова истинных театралов и благодарных зрителей: «Нина Токуренова — наша национальная, истинно народная актриса».