Артисты и музыканты

Сахьянова Лариса

Сахьянова Лариса
  • Народная артистка СССР (1963)
  • Лауреат Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки
  • Лауреат Государственной премии Республики Бурятия
  • Первая профессиональная бурятская балерина
  • Прима-балерина Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. н. а. СССР Г.Ц. Цыдынжапова в течение трёх с лишним десятилетий
  • Художественный руководитель Бурятского государственного хореографического училища (1961-1983)
Лариса Сахьянова пришла на бурятскую сцену в 1946 году, имея за плечами классическую школу танца. В Московском хореографическом училище при Большом театре Союза ССР будущая балерина училась у известных педагогов Е.А. Лапчинской, Л.И. Рафаиловой, М.М. Леонтьевой. В старших классах одним из её учителей была знаменитая Суламифь Михайловна Мессерер. Из-за начавшейся войны и слабого здоровья учиться пришлось с перерывами, а спустя несколько лет вернуться в училище, чтобы пройти стажировку (1950-1951 гг.). Но, тем не менее, она была первой профессиональной балериной нашего театра.

И потому партия Одетты в «Лебедином озере» П. Чайковского — первой серьезной работе бурятского балета, когда впервые весь кордебалет встал на пальцы, — была доверена балетмейстером К. Есауловой и режиссёром Г. Цыдынжаповым ей, начинающей балерине. Это было в 1948 году.

Впоследствии партии Одетты и Одиллии будут в репертуаре Сахьяновой неизменными. Вспомним её Одетту в последнем акте. Как сильно переживала она боль обманутой надежды. Печально склонившаяся голова и трепетные руки-крылья, прикрывающие её.

Ларисе Сахьяновой всегда давали первые партии. В «Лебедином озере», «Раймонде», «Каменном цветке», «Жизели», «Бахчисарайском фонтане», «Спящей красавице», «Эсмеральде», «Гаянэ», «Лауренсии», в «Голубом Дунае», «Баядерке», «Спартаке», «Дон Кихоте», «Кармен-сюите». И, конечно же, в бурятских балетах: «Красавице Ангаре» Л. Книппера, Б. Ямпилова, «Во имя любви» и «Гэсэре» Ж. Батуева...

С искусством бурятской балерины были знакомы в Болгарии и Чехословакии, Монголии и Китае, в Финляндии, Италии и Югославии, Японии и Канаде, Иране и Афганистане...

Лариса Петровна Сахьянова и народный артист РСФСР Пётр Тимофеевич Абашеев вместе создавали в 1961 году Улан-Удэнское хореографическое училище, ныне Бурятский республиканский хореографический колледж, который носит их имена. Лариса Петровна была его первым художественным руководителем, оставаясь им двадцать с лишним лет.
В 1994 году новый сезон в театре начался фестивалем балета, посвященным творчеству народной артистки СССР (1963 г.), лауреата Государственной премии РСФСР имени М.Глинки, лауреата Государственной премии Республики Бурятия Ларисы Сахьяновой. И снова потеплел вечерний воздух от многолюдья театральной площади, каждый спрашивал «лишний билетик».
«Я живу надеждами, что страшное время для моей страны, народа минует, — сказала в своем последнем интервью балерина. — Мне же всю жизнь приходилось преодолевать бесконечные трудности. Но все проходит, и жизнь продолжается...».

А продолжается она сегодня в ее учениках, в учениках ее учеников.

Живет и фестиваль балетного искусства её имени. Первый фестиваль состоялся ещё при жизни балерины в 1994 году; второй — в 2005-м (его художественным руководителем была народная артистка РСФСР Екатерина Самбуева); третий Международный фестиваль балета имени народной артистки СССР Ларисы Сахьяновой и народного артиста РСФСР Петра Абашеева прошёл с 19 по 25 ноября 2013 года (художественный руководитель фестиваля — лауреат международных конкурсов Морихиро Ивата).

Литература:
Н.Гончикова. «Вся жизнь — лебединая песня» («Бурятия, 1993 г.);
Надежда Гончикова. «Подношение легенде» (ж. «Балет», № 1, 2014 г.)
Автор: Надежда Гончикова