Артисты и музыканты
Никулина Клавдия
- Народная артистка РСФСР (1979)
- Народная артистка Бурятской АССР
- Лауреат Государственной премии Республики Бурятия (февраль 1993)
- Актриса Государственного русского драматического театра им. Н.А. Бестужева с 1948 года
- Награждена орденами Дружбы народов (1985) и Отечественной войны II степени, боевыми медалями
Более полувека отдала сцене Русского драматического театра Клавдия Тимофеевна Никулина. Участница Великой Отечественной войны, она пришла в театр в 1948 году (после нескольких месяцев работы в Амурском областном театре драмы и комедии) и до последних дней своей жизни не расставалась с ним, сыграв более 300 ролей.
Её первая роль Тоси Чижовой, девушки-фронтовички в спектакле «Встреча с юностью» А. Арбузова сразу же привлекла внимание публики. Молодая артистка, сама прошедшая дорогами войны от Москвы до Бреслау, хорошо понимала свою героиню.
Первый наставник актрисы в театре, главный режиссер Русского драматического театра в 50-е годы Григорий Аронович Иофин отмечал ее трудолюбие и преданность театру.
Огромен был репертуар Клавдии Никулиной. Валька в «Иркутской истории» Арбузова, Джен в «Марии Тюдор» Гюго, Марианна в «Тартюфе» Мольера, Таня в «Поисках радости» В. Розова, Полина в «Солдатской вдове» М. Анкилова, Любовь Яровая в одноименном спектакле по пьесе К. Тренева и многие другие.
Заметное место в её творчестве заняла театральная лениниана. Она сыграла Крупскую в спектакле «Сквозь грозы» И. Кычакова и в «Первых ласточках» Ш. Шагалиева. За прекрасно исполненную роль Марии Александровны Ульяновой в «Семье» И. Попова Клавдия Никулина была удостоена почётного звания народной артистки Бурятской АССР и Всесоюзного диплома I степени. Роль матери Ленина в одном из своих интервью она назвала «самой сложной» для неё. «Это, правда, было очень давно. Помню, Г.Д. Шелкова (ныне народная артистка России) сказала мне потом: „Клавдия Тимофеевна, я думала, что у вас не получится, а вы всё-таки добились!“ Сложно было по интеллектуальным данным моей героини. Ведь какое было у неё воспитание, какая она была мать! И как понимала сына».
Очень талантливо исполняла актриса комедийные роли в пьесах А. Островского. Но основной успех выпал на долю её героинь в пьесах Горького, Ибсена, Провоторова. Дипломом первой степени Министерства культуры России была отмечена её роль Софьи в «Последних» А. Горького.
В 1993 году за роль Веденеевой в спектакле «Женский стол в охотничьем
зале» В. Мережко актриса была награждена Государственной премией
Республики Бурятия.
Будучи уже в преклонном возрасте, народная артистка РСФСР, кавалер ордена Дружбы народов, лауреат Государственной премии Республики Бурятия Клавдия Никулина мастерски играла госпожу Пернель в «Тартюфе» Мольера, роль матери Менахема Мендла в «Поминальной молитве» Г. Горина (по произведениям Шолом-Алейхема) и бабку в «Семейном портрете с дензнаками» Степана Лобозёрова.
В разные годы актриса награждалась Почетными грамотами Верховного совета РСФСР и Бурятской АССР, Совета министров БурАССР, Министерства культуры РСФСР, медалью «За трудовое отличие».
Работы Клавдии Никулиной на сцене ГРДТ им. Н.А. Бестужева:
Литература:
Её первая роль Тоси Чижовой, девушки-фронтовички в спектакле «Встреча с юностью» А. Арбузова сразу же привлекла внимание публики. Молодая артистка, сама прошедшая дорогами войны от Москвы до Бреслау, хорошо понимала свою героиню.
«Я прошла всю войну с августа 41-го, после окончания медшколы, и демобилизовалась только в сентябре 46-го. Когда кончилась война, нас, несколько человек, не отпустили, и пришлось в госпитале Бреслау ухаживать за тяжелоранеными», — рассказывала Клавдия Тимофеевна Никулина.
Первый наставник актрисы в театре, главный режиссер Русского драматического театра в 50-е годы Григорий Аронович Иофин отмечал ее трудолюбие и преданность театру.
Огромен был репертуар Клавдии Никулиной. Валька в «Иркутской истории» Арбузова, Джен в «Марии Тюдор» Гюго, Марианна в «Тартюфе» Мольера, Таня в «Поисках радости» В. Розова, Полина в «Солдатской вдове» М. Анкилова, Любовь Яровая в одноименном спектакле по пьесе К. Тренева и многие другие.
Заметное место в её творчестве заняла театральная лениниана. Она сыграла Крупскую в спектакле «Сквозь грозы» И. Кычакова и в «Первых ласточках» Ш. Шагалиева. За прекрасно исполненную роль Марии Александровны Ульяновой в «Семье» И. Попова Клавдия Никулина была удостоена почётного звания народной артистки Бурятской АССР и Всесоюзного диплома I степени. Роль матери Ленина в одном из своих интервью она назвала «самой сложной» для неё. «Это, правда, было очень давно. Помню, Г.Д. Шелкова (ныне народная артистка России) сказала мне потом: „Клавдия Тимофеевна, я думала, что у вас не получится, а вы всё-таки добились!“ Сложно было по интеллектуальным данным моей героини. Ведь какое было у неё воспитание, какая она была мать! И как понимала сына».
Очень талантливо исполняла актриса комедийные роли в пьесах А. Островского. Но основной успех выпал на долю её героинь в пьесах Горького, Ибсена, Провоторова. Дипломом первой степени Министерства культуры России была отмечена её роль Софьи в «Последних» А. Горького.
В 1993 году за роль Веденеевой в спектакле «Женский стол в охотничьем
зале» В. Мережко актриса была награждена Государственной премией
Республики Бурятия.
Будучи уже в преклонном возрасте, народная артистка РСФСР, кавалер ордена Дружбы народов, лауреат Государственной премии Республики Бурятия Клавдия Никулина мастерски играла госпожу Пернель в «Тартюфе» Мольера, роль матери Менахема Мендла в «Поминальной молитве» Г. Горина (по произведениям Шолом-Алейхема) и бабку в «Семейном портрете с дензнаками» Степана Лобозёрова.
В разные годы актриса награждалась Почетными грамотами Верховного совета РСФСР и Бурятской АССР, Совета министров БурАССР, Министерства культуры РСФСР, медалью «За трудовое отличие».
Работы Клавдии Никулиной на сцене ГРДТ им. Н.А. Бестужева:
- Тося Чижова («Встреча с юностью» А. Арбузова)
- Эдит («Снежок»)
- Дама с цветами («Весна в Москве»)
- Леля («Машенька» А. Афиногенова)
- Цыганка Намо («Бесприданница» А. Островского)
- Валька («Иркутская история» А. Арбузова)
- Джейн («Мария Тюдор» В. Гюго)
- Марианна («Тартюф» Ж-Б. Мольера)
- Нина Куприянова («Угрюм-река» В. Шишкова)
- Любовь Яровая в одноименном спектакле по пьесе К. Тренёва
- Ренева («Светит да не греет» А. Островского)
- Сесипатра Семёновна («Красавец-мужчина» А. Островского)
- Мавра Тарасовна («Правда хорошо, а счастье лучше» А. Островского)
- Галчиха («Без вины виноватые» А. Островского)
- Генеральша («Село Степанчиково» Ф. Достоевского)
- Софья («Последние» М. Горького)
- Нора («Кукольный дом» Г. Ибсена)
- Клавдия («Цыган» по А. Калинину)
- Крупская («Сквозь грозы» И. Кычакова)
- Мария Александровна Ульянова («Семья» И. Попова)
- Елизавета Васильевна Крупская («Первые ласточки» Ш. Шагалиева)
- Фру Альвинг («Приведения» Г. Ибсена)
- Ганна («Вечер» А. Дударева)
- Жанна в одноименной пьесе А. Галина
- Госпожа Пернель («Тартюф» Ж-Б. Мольера)
- Берта («Поминальная молитва» Г. Горина, по произведениям Шолом-Алейхема)
- Софья Ивановна («Пока она умирала» Н. Птушкиной)
- Бабка («Семейный портрет с дензнаками» С. Лобозерова)
- и многие другие.
Литература:
- Альбом-буклет «Народные артисты СССР и России — гордость земли бурятской» (Авт. и сост. Н.А. Гончикова, ред. В.Б. Прокопьев, Улан-Удэ, 2007);
- «Аплодисменты актрисе» (Надежда Гончикова, «Бурятия», 27 декабря 1997)