Артисты и музыканты

Зонхоев Ардан

Зонхоев Ардан
Ардан Зонхоев родился в 1918 году в селе Аларь. Имея от природы музыкальные данные он поступил в Иркутское музыкальное училище, по классу виолончели. Если затронуть традиционную музыку бурят, именно за ней должен оставаться приоритет последующим поколением. Сохранить традиционную музыкальную культуру бурят задача не из легких. Уже сейчас есть одна из самых главных проблем — создание бурятских народных инструментов. В республике нет мастерской по изготовлению народных инструментов. Пора Министерству культуры РБ, а также Всебурятской ассоциации развития культуры всерьез задуматься над этим.

В ряду тех, кто приумножил традиции музыкального исполнительства, заложил основы по изготовлению бурятских народных инструментов стоит народный артист Бурятии Зонхоев Ардан Фёдорович. Наряду с ним следует упомянуть Д. Н. Дугарова, С. Л. Балдаева, Н. B. Халбаева, Г. Н. Окладникова, братьев Жамбаловых, которые занимались также реконструкцией и созданием бурятских народных инструментов.

Ардан Фёдорович по окончании училища работал преподавателем. В 1939 году его приглашают в Улан-Удэ. В это время создаётся первый оркестр бурятских народных инструментов из числа студентов музыкального отделения техникума искусств. Студенты за короткий срок овладели игрой на национальных инструментах. В репертуаре оркестра была народная и классическая музыка. А.Зонхоеву выпала почётная миссия участвовать с оркестром, а также наряду с Н.Таровым, У.Хоборковым, Т.Гергесовой и многими другими представлять бурятское искусство в Москве, в 1940 году — (первая декада бурятской культуры и искусства).

После первой декады, в последующие годы Ардан Фёдорович увлекается концертной деятельностью, играя в качестве солиста на хуре, басовой чанзе, виолончели и даже на узбекской домбре. В 40-е годы его приглашают в ансамбль песни и танца «Байкал» Его импровизации на различных инструментах вызывали особый восторг слушателей. Особенно когда он аккомпанировал заслуженной артистке России Татьяне Гергесовой. Ансамбль выступал в различных районах республики, в городах западной Сибири и Дальнего Востока. И постепенно центральных городах России, в республиках Прибалтики и Средней Азии расширялись гастроли ансамбля «Байкал». Около двадцати лет А. Ф. Зонхоев был связан с ансамблем.

1951 году он выступал в Большой Московской консерватории, исполняв на хуре «Мелодию» Дворжака, «Ноктюрн» Чайковского, а также произведения бурятских композиторов Д. Аюшеева, Ж. Батуева. Именно в 1950-е годы к Ардану Федоровичу приходит понимание того, что нужно заботиться о развитии и сохранности бурятских народных инструментов. С 1952 года А. Ф. Зонхоева занялся бурятскими инструментами.

Немного об истории хура. Известно, что в далекое время хур был однострунным. Изготовлялся из подручных средств: из дощечек собирался корпус, к нему приделывался гриф, на корпус надевался сырой бычий пузырь, после чего инструмент прослушивался. Смычком служил погнутый деревянный прут, внешне напоминавший детский лук с натянутой тетивой из конского волоса. Ее натяжение регулировалось исполнителем-хуристом во время игры пальцами правой руки.

Хур, безусловно, самый распространенный и самый популярный инструмент у бурят. Он используется как сольный инструмент (для исполнения инструментальных произведений), и как ансамблевый (в сочетании c другими инструментами). В современной оркестровой практике хур применяется в таких разновидностях: хур-прима, хур-тенор, хур-бас. В оркестре Бурятской государственной телерадиокомпании есть разновидности этого инструмента. В 60-е годы А. Зонхоев солирует уже на чанзе, но при этом не оставляет хур. В «золотом» фонде БГТРК хранятся его записи на музыкальных инструментах, они свидетельствуют о том, что исполнитель стремился передать глубину чувств, необозримый мир переживаний. Его по праву можно назвать композитором, так как его импровизации носят характер развернутых сочинений. И недаром известный композитор Эдуард Артемьев очень высоко отзывался об импровизациях музыканта в оформлении фильма Н. Михалкова «Урга», удостоенного приза престижного международного кинофестиваля. Музыкант — импровизатор очень точно уловил строй мыслей, стилистику постановщиков, да и выбор инструментов для импровизации — хур и чанза — верно соответствовали ритму и настрою фильма.

И где бы не выступал А. Зонхоев, особенно в Средней Азии и Казахстане
всюду его тяготило бледное, маловыразительное и маломощное звучание бурятских инструментов. В одной из таких поездок, судьба его свела с профессором ташкентской консерватории Ашотом Ивановичем Петросянцем. Профессор приезжал в Улан-Удэ, давал ему консультации, делился тонкостями по изготовлению инструментов, к примеру, нужно было точно просчитать зависимость тембра и фонетики от длины грифа и других параметров инструмента.

Именно А.Зонхоев поднял вопрос создании в республике Экспериментальной музыкальной мастерской по изготовлению усовершенствованных музыкальных инструментов не только в Бурятии, но и в Туве, в Якутии и в других регионах. На решение этого вопроса ушли годы. Хотя мастерская была открыта, но она была далека от стремления первых мастеров — конструкторов создавать инструменты прекрасные по форме и по содержанию, по звучанию. На нынешний момент мастерской вообще нет в республике, и это очень печально. А. Зонхоев по состоянию своего здоровья не смог продолжить работу в студии бурятских народных инструментов в ДМШ No 1, открытой при содействии бывшего министра культуры Г. Н. Струбинова и директора Г. Г. Кондратьевой, хотя набрал учеников, с которыми работал в течении учебного года (1997- 1998 г). С уходом А. Зонхоева студия закрылась.

Ещё один музыкальный мастер, который мог бы передать свой опыт и умение — В. Гомбоев, который в данное время живет в Усть-Орде.
B 80-ых годах А. Зонхоев создал чанзу-бас, с ярким насыщенным звучанием. Чанза-бас цементирует звучание всей группы чанз, придает ей устойчивость и завершенность. Этот инструмент имеет две разновидности: первая — с квинтовым строем и вторая — с квартовым строем. Чанза — четырехструнный, плекторный инструмент. Сам Зонхоев считает, что следует возвратиться к прежнему: длинному грифу и трехструнному варианту чанзы.

В фондохранилищах музеев Бурятии имеется несколько экземпляров чанз. В частности, чанза- пикколо, изготовленная мастером С.Д. Жамбаловым.
За пройденные годы, мастером Зонхоевым созданы собственноручно различные модификации целого семейства чанз. По его эскизам изготовлены инструменты для народного оркестра Агинского национального округа, для оркестра Дульдургинского ансамбля песни и танца, Тувинского ансамбля «Саяны», чукотско-эскимоского ансамбля «Эргэрон», а также для родного ансамбля песни танца «Байкал» других коллективов художественной самодеятельности.

В 80-ые годы, по линии Всебурятской ассоциации развития культуры, А. Зонхоев вел курсы музыкальных мастеров по изготовлению двухструнного хура, а также чанз и моринхуров.
Известна педагогическая деятельность А. Зонхоева. Когда-то по инициативе А. Зонхоева, С. Л. Балдаева, при активной поддержке Зинаиды Богдановны Тогочеевой в 1977 году в музыкальном училище было открыто отделение бурятских народных инструментов: класс хура и чанзы. Многие его ученики работают в ДМШ, училищах республики, в ансамбле «Байкал», в оркестре БГТРК, имеют звания артистов и работников культуры РБ. С благодарностью отзываются о своем учителе его выпускники.

Таков творческий портрет одного из первых национальных музыкантов,солиста- инструменталиста, педагога и наставника, мастера и конструктора, яркого пропагандиста бурятской музыки, много сделавшего и делающего по сей день для того, чтобы оркестр бурятских инструментов звучал богато и полно.