Артисты и музыканты
Шоболов Леонард
- Солист Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. н. а. СССР Г. Ц. Цыдынжапова с 1969 года
- Народный артист РБ
В октябре 1969 года на афишах Бурятского театра оперы и балета в спектакле по опере Д. Верди «Травиата» появились два новых имени. Молодые, только летом принятые солисты исполняли первые роли: партию Альфреда пел Дугаржап Дашиев, а Жермона — Леонард Шоболов. Оба артиста прежде были известны по выступлениям в концертных программах студентов и выпускников консерваторий. Спели они в спектакле очень удачно. В рецензии на спектакль молодые артисты удостоились весьма приятных, лестных отзывов. О Леонарде Шоболове было написано, что ему «свойственно ощущение мелодичной пластичности музыки», отмечался его «звучный и красиво окрашенный баритон». Талантливые певцы были признаны зрителями безоговорочно.
Прошел год, и молодой певец вполне оправдал возлагавшиеся на него надежды руководителей и главных специалистов театра. Он уже пел в трех спектаклях: партию Щелкалова в опере «Борис Годунов», Елецкого в «Евгении Онегине», Странника в бурятской опере «Чудесный клад». И с одинаковым искусством покорял слушателей, завораживал волшебным звучанием красивого голоса.
В бурятскую оперу Леонард Шоболов пришел после окончания Ленинградской консерватории. Там он учился вокалу в классе профессора И. И. Плешакова, который прежде воспитал выдающихся певцов Л. Линховоина, К. Базарсадаева, Н. Охотникова. К замечательному педагогу начинающий певец поступил благодаря рекомендации заслуженной артистки России В. Д. Лыгденовой. Спустя много лет певец признается, что ему очень везло на учителей. В Улан-Удэнском музыкальном училище занимался у доцента Веры Дашиевны Лыгденовой, тогда ведущей солистки Бурятского театра оперы и балета. До сих пор восхищаясь ее трудолюбием, порядочностью, он с благодарностью говорит: «Она каждый день вела уроки с нами и, кроме них, вне расписания, без устали, не жалея своего времени, учила нас, объясняя суть пения. Я очень многим обязан первому педагогу по вокалу и сегодня стараюсь быть хоть немного похожим на нее, своего учителя, восхищаюсь ее талантом работать с молодежью». Певец вспоминает, как внушали ему педагоги, что талант музыканта сам по себе, без ежедневного, упорного труда по совершенствованию, не раскроется. И в театре он трудился старательно, постоянно, с неизменным желанием отблагодарить своих учителей удачами на сцене.
Леонард Шоболов с каждым новым спектаклем рос как певец, все ярче раскрывался его талант. Особо удачными были признаны такие его роли, как Амонасро в опере «Аида», Сильвио в «Паяцах», Роберт в «Иоланте». Специалисты-музыковеды считают, что вокальная партия Амонасро является одной из сложнейших в оперном репертуаре. Леонард пел темпераментно, на высоком эмоциональном накале проводил сцены с Аидой, органично вписывался в знаменитый ансамбль 2-го действия. Образ его героя строился основательно, сценически убедительно. Эти спектакли многие годы пользуются у зрителей неизменным успехом.
В 70-80-е годы театр каждое лето выезжал на гастроли. Самые памятные — успешные выступления в обеих столицах родины — Москве и Ленинграде. Были поездки и за рубеж. С коллективом театра Леонард Шоболов объехал всю страну, давая представления в разных городах Кубани, Калмыкии, Урала. Особенно много и долго, до трех месяцев, продолжались гастроли в соседних регионах — Кузбассе, Алтае, Приморье, Дальнем Востоке.
Тогда же Леонард Шоболов был введен в новые спектакли — пел партию Шакловитого в «Хованщине» М. Мусоргского, Зурги в опере «Искатели жемчуга» Ж. Бизе. Он сумел создать образы, вызывающие сопереживание слушателей. В отзыве на спектакль «Искатели жемчуга», например, томская газета отметила красивый голос певца, его артистический профессионализм и заключила, что он «с честью справился с трудностями». В 1979 году Бурятский театр оперы и балета за выдающиеся заслуги и достижения в музыкальном искусстве удостоен высокого, почетного звания «академический». И в этом есть доля напряженного труда, служения верой-правдой родному коллективу народного артиста Бурятии Леонарда Шоболова.
И в дальнейшем театр продолжал пополнять репертуар интересными постановками. Леонард Шоболов осваивал новые оперные партии. Новым успехом в его творческой биографии явилось исполнение роли Игоря в спектакле «Князь Игорь» А. Бородина — прекрасный вокал, обаятельный, убедительный образ. Впечатляющими были и другие партии, особо выделяемые прессой и слушателями, — воодушевленно-страстное исполнение партии римского полководца Эцио в опере «Аттила» Д. Верди и одухотворенный образ Роберта в «Иоланте» П. Чайковского. Важно было, как пишет авторитетный музыковед профессор О. И. Куницын, что в этих ролях и партиях артист «достиг гармонии всех компонентов оперного образа, добился глубокой и цельной интерпретации музыки великих мастеров». Сейчас, пожалуй, трудно точно сосчитать все роли, однако известно, что за долгие годы в театре он спел более 40 оперных партий.
Особо следует отметить участие Л. Шоболова в создании репертуара бурятской национальной оперы. Уже в первой постановке оперы Бау Ямпилова «Чудесный клад» в 1969 году он исполнял роль Странника. Мы знаем, что значит для культуры нашей республики опера Маркиана Фролова «Энхэ-Булат батор». С 1940 года она в репертуаре театра. Выдающийся режиссер И. М. Туманов в 1971 году высказался об этом так: «Шедевр бурятской советской национальной оперной драматургии „Энхэ-Булат батор“ должен быть постоянно в репертуаре театра оперы и балета». И музыкальный коллектив следует этому завету. Артист Леонард Шоболов очень гордится своим участием в опере. Он уже много лет поет партию Шуумар батора.
Когда отмечали 85-летие со дня рождения народного писателя Бурятии Намжила Балдано, группа писателей и артистов выезжала на его родину. На встрече со студентами Иволгинского техникума Леонард Шоболов подробно рассказал о выдающейся роли Намжила Балдано в становлении и расцвете Бурятского театра оперы и балета.
У народного артиста Бурятии Леонарда Шоболова замечательное качество: он никогда не гнушается приглашениями на встречи в трудовые и молодежные коллективы. Всегда охотно откликается и едет на родину, в Джиду. Родился он 18 марта 1938 года в селе Гэгэтэ, в семье колхозного бухгалтера и учительницы. Семилетку закончил в Верхне-Ичетуйской, а среднюю — в Петропавловской школе. Отсюда поступал в Улан-Удэнское музыкальное училище.
Кстати, Джидинская долина необычайно богата талантами, здесь выросли будущие народные артисты России и СССР Найдан Гендунова, Содном Будажапов, Дугаржап Дашиев, Клавдия Шулунова. Леонард Шоболов побывал с концертами, кажется, во всех районах республики. На концертах иногда рассказывает о своем творческом пути, но больше поет. Поет с улыбкой, весело, если это шуточные народные песни. Так он исполняет смешную песню Д-Д. Жалсараева на слова поэта и кинорежиссера Б. Халзанова «Шесть унтов износил, восемь шапок обронил, пока за любимой ходил». Слушатели с большой благодарностью воспринимают мелодичную песню Б. М. Балдакова «К любимой». У него в запасе более ста арий из опер, романсов и песен, особенно удаются ему бурятские и русские народные песни.
Продолжая традиции выдающихся мастеров сцены, Леонард Шоболов обучал вокалу молодое поколение. Так, самый известный из его учеников Дамба Занданов добился заметного успеха: он дипломант международного конкурса теноров в Грузии, заслужил Большую премию международного конкурса вокалистов в Улан-Баторе, Монголии.
Прошел год, и молодой певец вполне оправдал возлагавшиеся на него надежды руководителей и главных специалистов театра. Он уже пел в трех спектаклях: партию Щелкалова в опере «Борис Годунов», Елецкого в «Евгении Онегине», Странника в бурятской опере «Чудесный клад». И с одинаковым искусством покорял слушателей, завораживал волшебным звучанием красивого голоса.
В бурятскую оперу Леонард Шоболов пришел после окончания Ленинградской консерватории. Там он учился вокалу в классе профессора И. И. Плешакова, который прежде воспитал выдающихся певцов Л. Линховоина, К. Базарсадаева, Н. Охотникова. К замечательному педагогу начинающий певец поступил благодаря рекомендации заслуженной артистки России В. Д. Лыгденовой. Спустя много лет певец признается, что ему очень везло на учителей. В Улан-Удэнском музыкальном училище занимался у доцента Веры Дашиевны Лыгденовой, тогда ведущей солистки Бурятского театра оперы и балета. До сих пор восхищаясь ее трудолюбием, порядочностью, он с благодарностью говорит: «Она каждый день вела уроки с нами и, кроме них, вне расписания, без устали, не жалея своего времени, учила нас, объясняя суть пения. Я очень многим обязан первому педагогу по вокалу и сегодня стараюсь быть хоть немного похожим на нее, своего учителя, восхищаюсь ее талантом работать с молодежью». Певец вспоминает, как внушали ему педагоги, что талант музыканта сам по себе, без ежедневного, упорного труда по совершенствованию, не раскроется. И в театре он трудился старательно, постоянно, с неизменным желанием отблагодарить своих учителей удачами на сцене.
Леонард Шоболов с каждым новым спектаклем рос как певец, все ярче раскрывался его талант. Особо удачными были признаны такие его роли, как Амонасро в опере «Аида», Сильвио в «Паяцах», Роберт в «Иоланте». Специалисты-музыковеды считают, что вокальная партия Амонасро является одной из сложнейших в оперном репертуаре. Леонард пел темпераментно, на высоком эмоциональном накале проводил сцены с Аидой, органично вписывался в знаменитый ансамбль 2-го действия. Образ его героя строился основательно, сценически убедительно. Эти спектакли многие годы пользуются у зрителей неизменным успехом.
В 70-80-е годы театр каждое лето выезжал на гастроли. Самые памятные — успешные выступления в обеих столицах родины — Москве и Ленинграде. Были поездки и за рубеж. С коллективом театра Леонард Шоболов объехал всю страну, давая представления в разных городах Кубани, Калмыкии, Урала. Особенно много и долго, до трех месяцев, продолжались гастроли в соседних регионах — Кузбассе, Алтае, Приморье, Дальнем Востоке.
Тогда же Леонард Шоболов был введен в новые спектакли — пел партию Шакловитого в «Хованщине» М. Мусоргского, Зурги в опере «Искатели жемчуга» Ж. Бизе. Он сумел создать образы, вызывающие сопереживание слушателей. В отзыве на спектакль «Искатели жемчуга», например, томская газета отметила красивый голос певца, его артистический профессионализм и заключила, что он «с честью справился с трудностями». В 1979 году Бурятский театр оперы и балета за выдающиеся заслуги и достижения в музыкальном искусстве удостоен высокого, почетного звания «академический». И в этом есть доля напряженного труда, служения верой-правдой родному коллективу народного артиста Бурятии Леонарда Шоболова.
И в дальнейшем театр продолжал пополнять репертуар интересными постановками. Леонард Шоболов осваивал новые оперные партии. Новым успехом в его творческой биографии явилось исполнение роли Игоря в спектакле «Князь Игорь» А. Бородина — прекрасный вокал, обаятельный, убедительный образ. Впечатляющими были и другие партии, особо выделяемые прессой и слушателями, — воодушевленно-страстное исполнение партии римского полководца Эцио в опере «Аттила» Д. Верди и одухотворенный образ Роберта в «Иоланте» П. Чайковского. Важно было, как пишет авторитетный музыковед профессор О. И. Куницын, что в этих ролях и партиях артист «достиг гармонии всех компонентов оперного образа, добился глубокой и цельной интерпретации музыки великих мастеров». Сейчас, пожалуй, трудно точно сосчитать все роли, однако известно, что за долгие годы в театре он спел более 40 оперных партий.
Особо следует отметить участие Л. Шоболова в создании репертуара бурятской национальной оперы. Уже в первой постановке оперы Бау Ямпилова «Чудесный клад» в 1969 году он исполнял роль Странника. Мы знаем, что значит для культуры нашей республики опера Маркиана Фролова «Энхэ-Булат батор». С 1940 года она в репертуаре театра. Выдающийся режиссер И. М. Туманов в 1971 году высказался об этом так: «Шедевр бурятской советской национальной оперной драматургии „Энхэ-Булат батор“ должен быть постоянно в репертуаре театра оперы и балета». И музыкальный коллектив следует этому завету. Артист Леонард Шоболов очень гордится своим участием в опере. Он уже много лет поет партию Шуумар батора.
Когда отмечали 85-летие со дня рождения народного писателя Бурятии Намжила Балдано, группа писателей и артистов выезжала на его родину. На встрече со студентами Иволгинского техникума Леонард Шоболов подробно рассказал о выдающейся роли Намжила Балдано в становлении и расцвете Бурятского театра оперы и балета.
У народного артиста Бурятии Леонарда Шоболова замечательное качество: он никогда не гнушается приглашениями на встречи в трудовые и молодежные коллективы. Всегда охотно откликается и едет на родину, в Джиду. Родился он 18 марта 1938 года в селе Гэгэтэ, в семье колхозного бухгалтера и учительницы. Семилетку закончил в Верхне-Ичетуйской, а среднюю — в Петропавловской школе. Отсюда поступал в Улан-Удэнское музыкальное училище.
Кстати, Джидинская долина необычайно богата талантами, здесь выросли будущие народные артисты России и СССР Найдан Гендунова, Содном Будажапов, Дугаржап Дашиев, Клавдия Шулунова. Леонард Шоболов побывал с концертами, кажется, во всех районах республики. На концертах иногда рассказывает о своем творческом пути, но больше поет. Поет с улыбкой, весело, если это шуточные народные песни. Так он исполняет смешную песню Д-Д. Жалсараева на слова поэта и кинорежиссера Б. Халзанова «Шесть унтов износил, восемь шапок обронил, пока за любимой ходил». Слушатели с большой благодарностью воспринимают мелодичную песню Б. М. Балдакова «К любимой». У него в запасе более ста арий из опер, романсов и песен, особенно удаются ему бурятские и русские народные песни.
Продолжая традиции выдающихся мастеров сцены, Леонард Шоболов обучал вокалу молодое поколение. Так, самый известный из его учеников Дамба Занданов добился заметного успеха: он дипломант международного конкурса теноров в Грузии, заслужил Большую премию международного конкурса вокалистов в Улан-Баторе, Монголии.