Артисты и музыканты

Шагжин Цырен

Шагжин Цырен
  • Заслуженный деятель искусств России
  • Кавалер ордена «Знак Почета»
Цырен Галзутович Шагжин воспринимается, как явление эпохального значения в бурятском искусстве. Он широко известен как человек, сочетавший в себе талантливого актёра, режиссёра и киноактёра, компетентного переводчика и наконец, видного драматурга. Родился он в 1918 г в селе Хара-Шибирь Хоринского района. После окончания школы был принят в Улан-Удэнское театрально-музыкальное училище. Учился старательно. Навсегда запомнились ему уроки по мастерству актёра режиссёра-педагога А. В. Миронского, по сценической речи педагога Е. Д. Прозоровой, по русскому языку М. М. Засорина, по бурятскому языку — А. И. Шадаева. Ещё студентом училища Цырена Шагжина, как одного из серьёзных, вдумчивых студентов, привлекали в бурятский театр драмы для участия в массовых сценах и часто на эпизодические роли. По окончании училища он был зачислен актёром в театр. С первых лет работы он упорно овладевал профессией, искал новые пути и методы в творчестве.

Шли годы... Он стал успешно исполнять роли в спектаклях западноевропейской и русской классики. Каждую роль он всегда умел делать по-своему яркой, правдивой. Например, роль Тихона в пьесе «Гроза» А. Островского запомнилась зрителю не забитым, робким человеком, но иногда все же протестующим против самодурства Кабанихи и прочих ей подобных лиц. В спектакле «Кнут тайши» Х. Намсараева мы видим бедного паренька, по приказу тайши поющего звонкую песню. Всем своим видом артист выражал страх и покорность перед могучим тайшой. В первой декаде искусства Бурятии в Москве Ц. Шагжин участвовал во всех спектаклях — музыкальной драме «Баир», опере «Энхэ-Булад батор», где блестяще исполнял характерные роли. Мастерство Шагжина-актера росло с каждым годом и в продолжение своего творчества он пробует себя на режиссерском поприще в театре и на радио. Из лучших его постановок следует отметить «Слуга двух господ» К. Гольдони, «Ключ счастья» Н. Балдано. Все его спектакли поражают глубиной режиссерского замысла.

В 1950 году правительство республики организовало Республиканский передвижной бурятский театр драмы, Цырена Галзутовича назначают главным режиссером и командируют на годичные высшие режиссерские курсы при ГИТИСе в г. Москву. Находясь в Москве, Шагжин добивается в Управлении по делам искусств РСФСР возможности подготовки актерских кадров для бурятского театра в высших театральных учебных заведениях. Первая национальная студия при Ленинградском государственном институте театра музыки и кино была набрана в 1954 году (в последующие годы театральную студию этого института окончили еще три выпуска актеров. С 1971 по 1980 годы в Дальневосточном институте искусств подготовлены еще две группы молодых театральных специалистов, с 1998 по 2002 гг — театральная студия при Восточно-Сибирской государственной академии искусств г. Улан-Удэ).

По приезде из Москвы он со всей ответственностью и страстью берется за работу в театре. Решает, какие художественные принципы, приемы следует проводить в жизнь. Изучая работу режиссеров, работавших до него (М. Шамбуева, Н. Новиков, А. Миронский, Г. Цыдынжапов, А. Канин), он видел большое различие их приемов и методик. Ц. Шагжин отдает предпочтение методике проведения репетиций М. Шамбуевой, которая значительное время при подготовке ролей уделяла не только разработке внешних признаков, но и изучению биографии, жизненного багажа изображаемого персонажа пьесы. Это совпадало с выводами дискуссии о путях и методологии развития драматургии, которая шла в конце 40-х и в начале 50-х годов на страницах газеты «Советская культура», в ней принимали участие виднейшие режиссеры, драматурги того времени. В Бурятском колхозно-совхозном театре режиссеры занимались также поисками нужных форм и методики работы с актером на сцене, отрабатывали особенности пластики движения, ритма речи и пр. Но все это делалось разными режиссерами для отдельных одноактных пьес и для чтецов концертов, что порождало разностильность и разный уровень исполнения. Не было единой системы и методики постановки спектаклей. Все это видел Цырен Галзутович. Как главный режиссер за основу работы он взял метод К. С. Станиславского. Он понял необходимость реалистической эстетики — отображать правду жизни.
Когда колхозно-совхозный театр был реорганизован в Республиканский передвижной театр бурятской драмы, Ц. Шагжин заложил основы создания классического национального театра бурятской драмы. Это явилось началом новой эпохи развития театра Бурятской драмы. Появилась необходимость в новых постановках театра. Возглавляя творческую работу театра, Ц. Шагжин много и плодотворно работает над переводами русских пьес на бурятский литературный язык. Многие переводы сделаны Ц. Шагжиным и опубликованы в сборниках эстрадных пьес. Как глубоко одаренный человек он занимался и бурятской драматургией. С большим успехом на сцене Бурятского театра драмы шли его пьесы «Будамшуу», «Первый год», «Песня весны», «Пылающие джунгли» и др. Уже более 40 лет прошло с первой постановки спектакля «Будамшуу», где роль Будамшуу исполнял сам автор. Пьеса написана по мотивам бурятского фольклора. Умный, хитрый, ловкий герой высмеивает жадность, тупоумие богачей и помогает обездоленным. За это время исполнители роли Будамшуу менялись (Ж. Иванов — 15 лет, М. Елбонов — 18 лет), но спектакль и сейчас не сходит со сцены театра. Многие пьесы Ц. Шагжина идут в Тыве, Якутии, Хакассии, Монголии. Очень интересен Ц. Шагжин и как киноартист. Снимался в пяти кинофильмах, как исполнитель характерных ролей в таких как «Пора таежного подснежника» на Свердловской киностудии, в фильме «Пржевальский» на Мосфильме. Он надолго запомнился зрителям.

Вполне заслуженно ему присвоено звание Народного артиста Бурятии и высокое звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР» Награжден орденом «Знак Почета». Имя Цырена Галзутовича Шагжина навсегда останется в памяти народа Бурятии.
Автор: Валентина Бабуева, зав. музеем ГБАДТ им. Х. Намсараева