Артисты и музыканты
Цыренжапов Цыден
- Заслуженный деятель искусств Бурятии
Уроженец села Ангир Заиграевского района родился 23 сентября 1928 года, учился в средней школе села Баруун-Хасурта. Музыкальный от природы и владеющий приятным тенором в 1946 году поступил на вокальное отделение Свердловской консерватории, но, не имея специальной музыкальной подготовки через год перевелся на актерское отделение Улан-Удэнского театрально-музыкального отделения, который закончил в 1949 году. Первые 3 года учился актерскому мастерству у Буянто Григорьевича Аюшина и Владимира Халматова. а на 4 курсе был зачислен в группу Н. В. Демидова, ученика и сподвижника великого Станиславского. Этот выпуск был интересным по своему составу: Валентина и Василий Найдаковы, Федор Сахиров, Цыденжап Жимбиев, Полина Шапова, Октябрь Гармаев и др. Н. В. Демидов сам отобрал для обучения тринадцать человек из двух старших групп театрального отделения и подготовил с ними три дипломных спектакля — «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Бедность не порок» А. Островского и вечер одноактных пьес из произведений М. Горького, К. Паустовского и Ц. Шагжина. Все они получили положительный резонанс среди театральной общественности г. Улан-Удэ.
В том же 1949 году он поступает в Московский ГИТИС им. А. В. Луначарского на факультет оперной режиссуры. В студенческие годы испытывал себя и в музыкальной режиссуре, посещая занятия Б. Покровского, который обратил внимание на его музыкальность, общую культуру и тонкость восприятия искусства. У него отмечали хорошие актерские данные. По амплуа был лирическим героем, мог создать образы и характерных героев. Защитив дипломную работу, как драматический режиссер, с осени 1958 года стал работать в должности очередного режиссера в театре драмы им. Х. Намсараева. Первым спектаклем, поставленным молодым режиссером был «Тайфун» китайского драматурга Цао Юйя.
Следующим стал спектакль «Будамшуу» Ц. Шагжина. В это время коллектив бурятского театра да и все учреждения культуры готовились ко второй Декаде литературы и искусства Бурятии в Москве. Комиссия по отбору репертуара поручила Ц. Цыренжапову обновить постановку. Совместно с автором Ц. Шагжиным доработали драматургический материал, усилив сатирическую линию Елбой-ноёна и его слуг. — В декабре эти два спектакля были показаны в Москве на сцене Малого театра СССР. В пьесе блистали талантом, неповторимым национальным колоритом игры мастера сцены Найдан Гендунова — Пяглай, Чойжинима Генинов — Һорни, Цыден Дамдинов — Найдан, Будамшуу — Жамсо Иванов, Владимир Халматов — Елбой ноён.
В 1961 году Цыден Цымпилович был назначен главным режиссером театра, проработав чуть более полугода, перевелся на должность режиссера, уступив место старейшему мастеру сцены народному артисту СССР Г. Ц. Цыдынжапову. В эти годы он ставит «Стряпуху замужем» А. Сафронова и после трехгодичной паузы «Укрощение строптивой» В. Шекспира в оформлении художника А. Тимина. Этот спектакль театр включил в репертуар гастролей в Монголию.
С 1965 по 1966 год Ц. Цыренжапов работает главным режиссером театра в Калмыкии. По возвращении на родину в 1973 году Цыден Цымпилович ставит пьесу калмыцкого драматурга Алексея Балакаева «Сердце матери». Спектакль получился с «полетом» и поэтому долгое время был в репертуаре театра.
Удачей режиссера стал спектакль по пьесе А. Вампилова «Старший сын», который на гастролях в Москве был показан на сцене Малого театра СССР.
В последующие годы на сцене театра шли «Беседы при ясной луне» В. Шукшина, «Берег» Ю. Бондарева. «Галуунууд бусаба» Б. Эрдынеева и др. Получила высокую оценку и любовь зрителей водевильная дилогия «Инаг дуранай харгы» и «Дуранай хүсэн» Ш-Н. Цыденжапова.
Он не был человеком карьеры и вообще не рвался к самоутверждению. Был хорошо начитан, многое знал и понимал в искусстве и людях искусства. Усвоив многое от Н. В. Демидова, получив прекрасную профессиональную школу, работал с актерами опираясь на их индивидуальные качества, долгие годы работал преподавателем режиссуры ВСГИК. Давно нет среди нас Цыден Цымпиловича, но оставил он в памяти друзей, коллег и многочисленных учеников светлую память и глубокую благодарность за талант, человечность, мастерство.
В том же 1949 году он поступает в Московский ГИТИС им. А. В. Луначарского на факультет оперной режиссуры. В студенческие годы испытывал себя и в музыкальной режиссуре, посещая занятия Б. Покровского, который обратил внимание на его музыкальность, общую культуру и тонкость восприятия искусства. У него отмечали хорошие актерские данные. По амплуа был лирическим героем, мог создать образы и характерных героев. Защитив дипломную работу, как драматический режиссер, с осени 1958 года стал работать в должности очередного режиссера в театре драмы им. Х. Намсараева. Первым спектаклем, поставленным молодым режиссером был «Тайфун» китайского драматурга Цао Юйя.
Следующим стал спектакль «Будамшуу» Ц. Шагжина. В это время коллектив бурятского театра да и все учреждения культуры готовились ко второй Декаде литературы и искусства Бурятии в Москве. Комиссия по отбору репертуара поручила Ц. Цыренжапову обновить постановку. Совместно с автором Ц. Шагжиным доработали драматургический материал, усилив сатирическую линию Елбой-ноёна и его слуг. — В декабре эти два спектакля были показаны в Москве на сцене Малого театра СССР. В пьесе блистали талантом, неповторимым национальным колоритом игры мастера сцены Найдан Гендунова — Пяглай, Чойжинима Генинов — Һорни, Цыден Дамдинов — Найдан, Будамшуу — Жамсо Иванов, Владимир Халматов — Елбой ноён.
В 1961 году Цыден Цымпилович был назначен главным режиссером театра, проработав чуть более полугода, перевелся на должность режиссера, уступив место старейшему мастеру сцены народному артисту СССР Г. Ц. Цыдынжапову. В эти годы он ставит «Стряпуху замужем» А. Сафронова и после трехгодичной паузы «Укрощение строптивой» В. Шекспира в оформлении художника А. Тимина. Этот спектакль театр включил в репертуар гастролей в Монголию.
С 1965 по 1966 год Ц. Цыренжапов работает главным режиссером театра в Калмыкии. По возвращении на родину в 1973 году Цыден Цымпилович ставит пьесу калмыцкого драматурга Алексея Балакаева «Сердце матери». Спектакль получился с «полетом» и поэтому долгое время был в репертуаре театра.
Удачей режиссера стал спектакль по пьесе А. Вампилова «Старший сын», который на гастролях в Москве был показан на сцене Малого театра СССР.
В последующие годы на сцене театра шли «Беседы при ясной луне» В. Шукшина, «Берег» Ю. Бондарева. «Галуунууд бусаба» Б. Эрдынеева и др. Получила высокую оценку и любовь зрителей водевильная дилогия «Инаг дуранай харгы» и «Дуранай хүсэн» Ш-Н. Цыденжапова.
Он не был человеком карьеры и вообще не рвался к самоутверждению. Был хорошо начитан, многое знал и понимал в искусстве и людях искусства. Усвоив многое от Н. В. Демидова, получив прекрасную профессиональную школу, работал с актерами опираясь на их индивидуальные качества, долгие годы работал преподавателем режиссуры ВСГИК. Давно нет среди нас Цыден Цымпиловича, но оставил он в памяти друзей, коллег и многочисленных учеников светлую память и глубокую благодарность за талант, человечность, мастерство.