Артисты и музыканты
Санжимитыпова Елена
- Заслуженный работник культуры Бурятии (1992)
- Лауреат Государственной премии Республики Бурятия (1997)
- Заслуженный работник культуры России (1999)
Санжимитыпова Елена Ямпиловна родилась 5 февраля 1934 года в Кижинге. В те далекие годы учащихся школ вовлекали в художественную самодеятельность, Елена была неизменной участницей всех мероприятий. Известно, что многие актеры бурятского театра драмы пришли в театр из художественной самодеятельности. Созданный Ч. Г. Гениновым школьный хор и драматический кружок в Кижинге положительно сказались на воспитании учащихся. Но не художественная самодеятельность определила будущее Е. Ямпиловны. Она была лишь ступенькой для восхождения на театральные подмостки. Впервые приехав в Улан-Удэ в 14 лет, увидела профессиональный театр. С детских лет она мечтала о карьере артистки. В начале 1950-х, когда газеты и журналы были еще редкостью в семьях, она выписывала журнал «Театр». Каждый номер читала она от корки до корки, ее читала вся школа. На страницах писали о спектаклях, об артистах Любови Орловой, П. Кадочникове, М. Ладыниной, М. Жарове и многих других.
Трудное детство, пришедшее на военное лихолетье и послевоенную нужду. В 1954 году окончила школу, наступило время претворения в жизнь своей мечты. Волею судьбы у нее сложилось все удачно. В 1953 году набрали группу для учебы в Ленинградском театральном институте им. А. Островского. В 1954 году, когда она приехала поступать, студийцы были уже второкурсниками. После экзаменов ее зачислили на второй курс. Так она стала студенткой Ленинградского института театра, музыки кино в составе первого набора бурятской театральной студии. Она училась у руководителя бурятской группы Т. Г. Сойниковой вместе с Г. Бутухановым, С. Будажаповым, Ц. Пурбуевым, В. Амхановой — их было около 20 человек. После завершения учебы в 1958 году Елена, как и вся группа были приняты в труппу театра бурятской драмы. Выпускники привезли дипломные спектакли: «В поисках радости» В. Розова, «Ревизор» Н. Гоголя, «Собака на сене» Лопе де Вега. 1959 год — знаменательная дата в жизни театра — было присвоено имя Хоца Намсараева, в этом же году состоялась 2-я Декада бурятского искусства и литературы в Москве. На страницах газеты «Советская Россия» 3 декабря 1959 года писали: «Бурятский драмтеатр является высокоодаренным художественным коллективом и впереди у нее много крупных побед». В эти победы каждый внес свою лепту, в том числе и Елена Ямпиловна.
За короткое время она сыграла во многих спектаклях, создав ряд запомнившихся зрителям образов. Большую работу проделала актриса в 1960 году при подготовке роли молодой японки Юки в спектакле Ганса Пфейфера «Праздник фонарей». «Исполнительница нашла верный пластический рисунок поведения героини: мягкость движения, походки, жестов...» (ПБ, 10 апреля 1960 г). Действие спектакля происходит в Нагасаки летом 1946 года, спустя год после бомбардировки города американцами. Проблема ответственности за судьбы людей....
В 1960-е годы были созданы образы Сы Фын в спектакле Цао Юйя «Тайфун», Софии в спектакле «Песня Софии» осетинских драматургов Р. Хубецовой и Г. Хугаева, Сэсэг в сп. «Одним дыханием» В. Халматова, Рэгзэмы в «Песне весны» Ц. Шагжина.
Постановкой пьесы «Васса Железнова М. Горького театр отметил 100-летие со дня рождения великого писателя. Спектакль был удостоен диплома 3-ей степени на фестивале горьковских пьес. В исполнении Е. Санжимитыповой умная, одинокая Наталья, не нашедшая себя в деле семьи, а также и выхода из нее. И потому, злая, впадающая в цинизм и скепсис.
Актерский ансамбль в спектакле «Сэрэмпэл», где почти все исполнители создали колоритные типы и характеры. Мастера с опытом и совсем молодые, начинающие свои первые шаги на сцене — находились в родной стихии, играли свободно. Ямаахан, мать Цыремпила, какой ее играла Е. Санжимитыпова, не стыдилась своей бедности, старалась со всеми держаться с достоинством, даже с богачами улуса. Скромное убранство деревянной юрты Ямаахан, мечтающей, чтобы сын ее Цыремпил привел сюда любимую и продолжился бы их род. Ей очень дорога похвала Дондока Улзытуева, который после спектакля сказал ей, что он тронут до глубины души образом ее Ямаахан, напомнившим поэту его мать.
В 1967 году театр снова обратился к Шекспиру и поставил спектакль «Король Лир» на бурятском языке в переводе поэта Ц. Галсанова. Тема власти, жажда власти — актуальна во все времена и во всех странах. Образ хищницы, хитрой дочери короля Реганы великолепно создан Еленой Ямпиловной.
Летом 1969 года бурятский драматический театр гастролировал в Москве и Калмыкии. За полтора месяца бурятские артисты показали 69 спектаклей, побывали в самых дальних углах Калмыкии, у рыбаков Каспия, хлеборобов Городовиковска и Яшалты, скотоводов Черноземья и Малых Дербет и везде пользовались неизменным успехом. Калмыцкие зрители увидели и высоко оценили «Пылающие джунгли» Ц. Шагжина, «Доверие» Ц. Галанова, «Король Лир» В. Шекспира, «Любовь Яровую» К. Тренева, «Далан худалч» монгольского драматурга Ч. Ойдова.
В 1970 году Е. Ямпиловна оставила театр драмы, но не покинула дом-театр, не изменила себе, не поддалась трудностям. Нашла себя как режиссер. С 1971 по 1973 годы три года работала режиссером Яшалтинского народного театра в Калмыкии. Поставила в этом театре пьесы «Солдатская вдова» Н. Ампилова, «Трибунал» Макаенка. «Бурю над степью» Амар-Санана. Театр дважды гастролировал в Новороссийске, становился лауреатом всероссийского театрального фестиваля за эти пьесы. Яшалтинцы — артисты народного театра долгие годы с благодарностью вспоминали Е. Санжимитыпову.
Вернувшись на родину, ощутила потребность в создании детского театра. Талантливая актриса двадцать лет возглавляла театральное отделение школы искусств № 8 при национальном лицее № 1, получила возможность всей душой отдаться делу. Детский театр Слова покорял города за пределами Бурятии. На сцене детского театра поставила «Хвастливого зайца» Сергея Михалкова, «Все мыши любят сыр» венгерского драматурга Урбана, «Меч Гэсэра» Цырена Галанова, «Будамшуу» Ц. Шагжина. а также одноактные пьесы по рассказам А. Чехова. Ее ученики учились в академиях искусств в Улан-Удэ и Петербурга. Оставаясь в душе педагогом-актером, Е.Ямпиловна в своем театральном отделении постаралась создать атмосферу настоящего театра-студии. Она убеждена, что самые талантливые актеры — дети, в которых дремлет необъятный космос всевозможных дарований. Пример тому — звезда театра Леня Дамбаев — лауреат фестиваля «Созвездие-99», проходившем в Ленинграде, был награжден поездкой во Францию. Обладатель золотой медали «Дельфийских игр», актер, сыгравший на сцене бурятского театра роль маленького Булата в спектакле по пьесе Д. Батожабая «Похищенное счастье».
Во главе любого интересного начинания всегда стоит незаурядный человек, энтузиаст своего дела, яркая личность. Студенческий театр «Ая ганга» Бурятской сельхозакадемии многие годы пользуется у зрителей неизменным успехом. Студенты с большим воодушевлением сыграли в спектакле «Брынзын санха» по Ц. Дону, в «Будамшуу» Ц. Шагжина в постановке Е. Санжимитыповой.
Елена Санжимитыпова никогда не забывала свое тоонто — Кижингу. На общественных началах поставила на сцене Кижингинского народного театра несколько спектаклей по пьесам «Кнут тайши» Х. Намсараева. «Будамшуу» Ц. Шагжина, «Барабанщица» А. Салынского, «Страна Айгуль» М. Карима, «Материнское поле» Ч. Айтматова. В 1988 году в Барнауле проводилась Всероссийского масштаба зональная творческая лаборатория народных театров. Особый успех выпал на долю исторической драмы Д. Эрдынеева «Бальжин-хатан», с которым театр выезжал на фестиваль, откуда вернулся лауреатом.
В 1989 году кижингинцев со спектаклем «Бальжин хатан» пригласили на юбилейные торжества основоположника калмыцкой советской литературы Баатра Басангова. Спектакль в Элисте проходил на одном дыхании при полных залах. С этим спектаклем театр Кижинги выезжал в Монголию, гастролировал по Агинскому округу.
Спустя много лет Е. Ямпиловна вновь вышла на сцену. Колумбийский режиссер Алехандро Гонсалес Пуче поставил на сцене театра спектакль «Невероятная и грустная история о простодушной Эрендире и ее жестокосердной бабушке» по одноименной повести лауреата Нобелевской премии Габриэля Гарсиа Маркеса. К тому времени это был единственный случай обращения к творчеству великого колумбийца в России. На роль Бабушки была приглашена Елена Санжимитыпова.
Это был тот случай, когда всему накопленному за долгие годы судьба предоставила возможность реализоваться и доказать, что она осталась актрисой.
Трудное детство, пришедшее на военное лихолетье и послевоенную нужду. В 1954 году окончила школу, наступило время претворения в жизнь своей мечты. Волею судьбы у нее сложилось все удачно. В 1953 году набрали группу для учебы в Ленинградском театральном институте им. А. Островского. В 1954 году, когда она приехала поступать, студийцы были уже второкурсниками. После экзаменов ее зачислили на второй курс. Так она стала студенткой Ленинградского института театра, музыки кино в составе первого набора бурятской театральной студии. Она училась у руководителя бурятской группы Т. Г. Сойниковой вместе с Г. Бутухановым, С. Будажаповым, Ц. Пурбуевым, В. Амхановой — их было около 20 человек. После завершения учебы в 1958 году Елена, как и вся группа были приняты в труппу театра бурятской драмы. Выпускники привезли дипломные спектакли: «В поисках радости» В. Розова, «Ревизор» Н. Гоголя, «Собака на сене» Лопе де Вега. 1959 год — знаменательная дата в жизни театра — было присвоено имя Хоца Намсараева, в этом же году состоялась 2-я Декада бурятского искусства и литературы в Москве. На страницах газеты «Советская Россия» 3 декабря 1959 года писали: «Бурятский драмтеатр является высокоодаренным художественным коллективом и впереди у нее много крупных побед». В эти победы каждый внес свою лепту, в том числе и Елена Ямпиловна.
За короткое время она сыграла во многих спектаклях, создав ряд запомнившихся зрителям образов. Большую работу проделала актриса в 1960 году при подготовке роли молодой японки Юки в спектакле Ганса Пфейфера «Праздник фонарей». «Исполнительница нашла верный пластический рисунок поведения героини: мягкость движения, походки, жестов...» (ПБ, 10 апреля 1960 г). Действие спектакля происходит в Нагасаки летом 1946 года, спустя год после бомбардировки города американцами. Проблема ответственности за судьбы людей....
В 1960-е годы были созданы образы Сы Фын в спектакле Цао Юйя «Тайфун», Софии в спектакле «Песня Софии» осетинских драматургов Р. Хубецовой и Г. Хугаева, Сэсэг в сп. «Одним дыханием» В. Халматова, Рэгзэмы в «Песне весны» Ц. Шагжина.
Постановкой пьесы «Васса Железнова М. Горького театр отметил 100-летие со дня рождения великого писателя. Спектакль был удостоен диплома 3-ей степени на фестивале горьковских пьес. В исполнении Е. Санжимитыповой умная, одинокая Наталья, не нашедшая себя в деле семьи, а также и выхода из нее. И потому, злая, впадающая в цинизм и скепсис.
Актерский ансамбль в спектакле «Сэрэмпэл», где почти все исполнители создали колоритные типы и характеры. Мастера с опытом и совсем молодые, начинающие свои первые шаги на сцене — находились в родной стихии, играли свободно. Ямаахан, мать Цыремпила, какой ее играла Е. Санжимитыпова, не стыдилась своей бедности, старалась со всеми держаться с достоинством, даже с богачами улуса. Скромное убранство деревянной юрты Ямаахан, мечтающей, чтобы сын ее Цыремпил привел сюда любимую и продолжился бы их род. Ей очень дорога похвала Дондока Улзытуева, который после спектакля сказал ей, что он тронут до глубины души образом ее Ямаахан, напомнившим поэту его мать.
В 1967 году театр снова обратился к Шекспиру и поставил спектакль «Король Лир» на бурятском языке в переводе поэта Ц. Галсанова. Тема власти, жажда власти — актуальна во все времена и во всех странах. Образ хищницы, хитрой дочери короля Реганы великолепно создан Еленой Ямпиловной.
Летом 1969 года бурятский драматический театр гастролировал в Москве и Калмыкии. За полтора месяца бурятские артисты показали 69 спектаклей, побывали в самых дальних углах Калмыкии, у рыбаков Каспия, хлеборобов Городовиковска и Яшалты, скотоводов Черноземья и Малых Дербет и везде пользовались неизменным успехом. Калмыцкие зрители увидели и высоко оценили «Пылающие джунгли» Ц. Шагжина, «Доверие» Ц. Галанова, «Король Лир» В. Шекспира, «Любовь Яровую» К. Тренева, «Далан худалч» монгольского драматурга Ч. Ойдова.
В 1970 году Е. Ямпиловна оставила театр драмы, но не покинула дом-театр, не изменила себе, не поддалась трудностям. Нашла себя как режиссер. С 1971 по 1973 годы три года работала режиссером Яшалтинского народного театра в Калмыкии. Поставила в этом театре пьесы «Солдатская вдова» Н. Ампилова, «Трибунал» Макаенка. «Бурю над степью» Амар-Санана. Театр дважды гастролировал в Новороссийске, становился лауреатом всероссийского театрального фестиваля за эти пьесы. Яшалтинцы — артисты народного театра долгие годы с благодарностью вспоминали Е. Санжимитыпову.
Вернувшись на родину, ощутила потребность в создании детского театра. Талантливая актриса двадцать лет возглавляла театральное отделение школы искусств № 8 при национальном лицее № 1, получила возможность всей душой отдаться делу. Детский театр Слова покорял города за пределами Бурятии. На сцене детского театра поставила «Хвастливого зайца» Сергея Михалкова, «Все мыши любят сыр» венгерского драматурга Урбана, «Меч Гэсэра» Цырена Галанова, «Будамшуу» Ц. Шагжина. а также одноактные пьесы по рассказам А. Чехова. Ее ученики учились в академиях искусств в Улан-Удэ и Петербурга. Оставаясь в душе педагогом-актером, Е.Ямпиловна в своем театральном отделении постаралась создать атмосферу настоящего театра-студии. Она убеждена, что самые талантливые актеры — дети, в которых дремлет необъятный космос всевозможных дарований. Пример тому — звезда театра Леня Дамбаев — лауреат фестиваля «Созвездие-99», проходившем в Ленинграде, был награжден поездкой во Францию. Обладатель золотой медали «Дельфийских игр», актер, сыгравший на сцене бурятского театра роль маленького Булата в спектакле по пьесе Д. Батожабая «Похищенное счастье».
Во главе любого интересного начинания всегда стоит незаурядный человек, энтузиаст своего дела, яркая личность. Студенческий театр «Ая ганга» Бурятской сельхозакадемии многие годы пользуется у зрителей неизменным успехом. Студенты с большим воодушевлением сыграли в спектакле «Брынзын санха» по Ц. Дону, в «Будамшуу» Ц. Шагжина в постановке Е. Санжимитыповой.
Елена Санжимитыпова никогда не забывала свое тоонто — Кижингу. На общественных началах поставила на сцене Кижингинского народного театра несколько спектаклей по пьесам «Кнут тайши» Х. Намсараева. «Будамшуу» Ц. Шагжина, «Барабанщица» А. Салынского, «Страна Айгуль» М. Карима, «Материнское поле» Ч. Айтматова. В 1988 году в Барнауле проводилась Всероссийского масштаба зональная творческая лаборатория народных театров. Особый успех выпал на долю исторической драмы Д. Эрдынеева «Бальжин-хатан», с которым театр выезжал на фестиваль, откуда вернулся лауреатом.
В 1989 году кижингинцев со спектаклем «Бальжин хатан» пригласили на юбилейные торжества основоположника калмыцкой советской литературы Баатра Басангова. Спектакль в Элисте проходил на одном дыхании при полных залах. С этим спектаклем театр Кижинги выезжал в Монголию, гастролировал по Агинскому округу.
Спустя много лет Е. Ямпиловна вновь вышла на сцену. Колумбийский режиссер Алехандро Гонсалес Пуче поставил на сцене театра спектакль «Невероятная и грустная история о простодушной Эрендире и ее жестокосердной бабушке» по одноименной повести лауреата Нобелевской премии Габриэля Гарсиа Маркеса. К тому времени это был единственный случай обращения к творчеству великого колумбийца в России. На роль Бабушки была приглашена Елена Санжимитыпова.
Это был тот случай, когда всему накопленному за долгие годы судьба предоставила возможность реализоваться и доказать, что она осталась актрисой.