Артисты и музыканты
Рабсалов Сундуп
- Медаль «За победу над Японией» (1946)
- Медаль «За боевые заслуги» (1947)
- Медаль «За трудовое отличие» (1960)
- Заслуженный артист БурАССР (1965)
- Народный артист БурАССР (1969)
Рабсалов Сундуп Бимбаевич родился в селе Куорка Кижингинского района 12 февраля 1909 года в семье крестьянина-середняка Бимбаева Рабсала, который занимался скотоводством. В 1928 году закончил 7 классов Эдырмыкской школы и с этого времени работал в колхозе на разных работах. Со 2 сентября 1931 г. по 8 августа 1933 г. служил на Дальнем Востоке в рядах РККа.
В 1933 году на родину в Куорку приехал артист Чойжинима Генинов, чтобы выявить, отобрать и пригласить для работы в молодом театре одаренных юношей и девушек, активных участников сельской художественной самодеятельности. С 15 октября 1933 года С. Рабсалов, Д. Дондуков, Х. Дамбиев из Кижингинского района были приняты в труппу Бурят-Монгольского драматического театра. Таким образом, прийдя в коллектив из художественной самодеятельности, не имея никакой профессиональной подготовки, Сундуп Бимбаевич прошел вместе с театром большой творческий путь. Вспоминая первые артистические шаги в художественной самодеятельности, Рабсалов рассказывал, что «мы все были тогда очень молоды, актерская техника была низкой, своих творческих возможностей мы не знали, мастерством не владели, много было бытовщины. Мы сами сочиняли маленькие сценки на злободневные темы. Обычно в наших спектаклях шла борьба между бедными и богатыми. Почему-то мне всегда приходилось изображать кулаков, лам и жуликов. Раньше врага играли глупым, злодеем, иногда и перебарщивали, все сходило, потому что это был враг».
Первой его ролью была роль батрака Булата в пьесе «Жигдэн» Б. Барадина и Д. Намжилона.
За годы работы в театре сыграл более 80 ролей разного плана.
С 27 октября 1941 по 15 октября 1945 годы сержант Рабсалов служил в рядах Советской Армии на Дальнем Востоке в составе в.ч. 1649. С 9 августа по 3 октября 1945 года во время войны с Японией находился в Маньчжурии.
Вернувшись с фронта, с 20 октября 1945 по 1982 годы — артист бурятского театра драмы им. Х. Намсараева.
Вместе с А. С. Ильиным, Ю. П. Шангиной, Ц. Б. Дамдиновым, Ц. Г. Шагжиным в 1949 г. сыграл роль в кинофильме «Пржевальский».
Пик творчества Сундуп Бимбаевича приходится на послевоенные годы. К 1950 годам коллектив театра состоял в основном из зрелых, сложившихся мастеров сцены. По характеру творчество актеров старшего поколения можно было условно разделить на 2 группы: Самобытные, талантливые артисты, к которым очень подходило определение «самородок». Для них характерен интуитивный метод работы, сочетание большого мастерства и богатой интуиции. К ним в первую очередь относились Ч. Генинов, Н. Гендунова, Ж. Пагбаин, С. Рабсалов, Д. Дондуков, С. Гончикова, Ц. Дамдинов. Сундуп Бимбаевич — мастер эпизода, мастер исполнения небольших ролей. Он являлся представителем реалистически-бытового направления. Часто актеру приходилось выстраивать свое сценическое поведение на основе собственного жизненного опыта и личной оценки драматургической ситуации, заданной автором. Среди своих именитых и известных коллег он выделялся особо «рабсаловским» искусством: одухотворенность, особой искрометностью, чуть лукавым юмором. Ему с редкой естественностью удавалось передать красоту и музыку народной речи, изобразительную точность и меткость бурятского языка. Надо сказать, что подобная врожденная простота на сцене, «стихийная сценичность» были присущи многим бурятским артистам.
Во второй постановке спектакля «Кнут тайши» по пьесе Х. Намсараева в 1951 году сыграл выразительную роль Заты — униженного слуги тайши Дымбылова. До сих пор в памяти зрителей старшего поколения сохранился неповторимый образ Гүрэмбэ ламы в этом же спектакле «Кнут тайши» в постановке 1972 года.
В доме старой доярки Бумы появляется бродячий лама, ищущий легкой жизни. Это он, спрятавшись за камнями и деревьями, стал свидетелем молений Бумы и сыграл роль «божьего гласа», быстро сообразив, что тут может подвернуться неплохая пожива. Это Тартад в исполнении С. Рабсалова из пьесы Ц. Шагжина «Черт в сундуке» (1964).
В 1959 году принимает участие во второй декаде культуры и искусства Бурятии в Москве. В спектаклях декадного репертуара «Барометр показывает бурю» по пьесе Д. Батожабая была создана роль солдата Максима, а в спектакле китайского драматурга Цао Юйя «Тайфун» — роль слуги Лу Гуя. За творческие успехи по итогам второй декады 1959 года Сундуп Бимбаевич был награжден медалью «За трудовое отличие». 15 мая 1965 года присвоено звание заслуженного артиста Бурятской АССР.
Принимал участие в творческих отчетах театра в Москве в 1969, 1976 годах, в Калмыкии, выезжал на гастроли в Монголию в 1965, 1972 годах.
Из пьес, созданных и поставленных на сцене во второй половине 60-х годов, внимание театральной критики и общественности привлекла произведение Ц. Шагжина «Пылающие джунгли» — первый в бурятской драматургии опыт вторжения в международную проблематику. Ц. Шагжин, написавший пьесу о сражающемся Вьетнаме, рискнул взяться за актуальнейшую и важнейшую тему борьбы за мир, тему осуждения агрессивной политики США. Один из героев спектакля в исполнении С. Рабсалова — старый вьетнамец Тьен — мужественный патриот с обостренным чувством собственного достоинства, присущим свободному человеку. Помимо творческой работы Сундуп Бимбаевич принимал активное участие в общественной жизни республики. В 1963-1965, 1967-1969 годах приглашался как народный заседатель в Народном суде г. Улан-Удэ.
Образ старика Бадмы в водевиле «Инаг дуранай харгы» («Дорога любви») и «Дуранай хүсэн» («Сила любви») по пьесам Ш-Н. Цыденжапова, который всячески противится строительству телевышки на горе Шаман-камень, обьясняя это тем, что нельзя тревожить духов этого святого места, был особо удачным как для него самого, так и любимы для зрителей.
В 1933 году на родину в Куорку приехал артист Чойжинима Генинов, чтобы выявить, отобрать и пригласить для работы в молодом театре одаренных юношей и девушек, активных участников сельской художественной самодеятельности. С 15 октября 1933 года С. Рабсалов, Д. Дондуков, Х. Дамбиев из Кижингинского района были приняты в труппу Бурят-Монгольского драматического театра. Таким образом, прийдя в коллектив из художественной самодеятельности, не имея никакой профессиональной подготовки, Сундуп Бимбаевич прошел вместе с театром большой творческий путь. Вспоминая первые артистические шаги в художественной самодеятельности, Рабсалов рассказывал, что «мы все были тогда очень молоды, актерская техника была низкой, своих творческих возможностей мы не знали, мастерством не владели, много было бытовщины. Мы сами сочиняли маленькие сценки на злободневные темы. Обычно в наших спектаклях шла борьба между бедными и богатыми. Почему-то мне всегда приходилось изображать кулаков, лам и жуликов. Раньше врага играли глупым, злодеем, иногда и перебарщивали, все сходило, потому что это был враг».
Первой его ролью была роль батрака Булата в пьесе «Жигдэн» Б. Барадина и Д. Намжилона.
За годы работы в театре сыграл более 80 ролей разного плана.
С 27 октября 1941 по 15 октября 1945 годы сержант Рабсалов служил в рядах Советской Армии на Дальнем Востоке в составе в.ч. 1649. С 9 августа по 3 октября 1945 года во время войны с Японией находился в Маньчжурии.
Вернувшись с фронта, с 20 октября 1945 по 1982 годы — артист бурятского театра драмы им. Х. Намсараева.
Вместе с А. С. Ильиным, Ю. П. Шангиной, Ц. Б. Дамдиновым, Ц. Г. Шагжиным в 1949 г. сыграл роль в кинофильме «Пржевальский».
Пик творчества Сундуп Бимбаевича приходится на послевоенные годы. К 1950 годам коллектив театра состоял в основном из зрелых, сложившихся мастеров сцены. По характеру творчество актеров старшего поколения можно было условно разделить на 2 группы: Самобытные, талантливые артисты, к которым очень подходило определение «самородок». Для них характерен интуитивный метод работы, сочетание большого мастерства и богатой интуиции. К ним в первую очередь относились Ч. Генинов, Н. Гендунова, Ж. Пагбаин, С. Рабсалов, Д. Дондуков, С. Гончикова, Ц. Дамдинов. Сундуп Бимбаевич — мастер эпизода, мастер исполнения небольших ролей. Он являлся представителем реалистически-бытового направления. Часто актеру приходилось выстраивать свое сценическое поведение на основе собственного жизненного опыта и личной оценки драматургической ситуации, заданной автором. Среди своих именитых и известных коллег он выделялся особо «рабсаловским» искусством: одухотворенность, особой искрометностью, чуть лукавым юмором. Ему с редкой естественностью удавалось передать красоту и музыку народной речи, изобразительную точность и меткость бурятского языка. Надо сказать, что подобная врожденная простота на сцене, «стихийная сценичность» были присущи многим бурятским артистам.
Во второй постановке спектакля «Кнут тайши» по пьесе Х. Намсараева в 1951 году сыграл выразительную роль Заты — униженного слуги тайши Дымбылова. До сих пор в памяти зрителей старшего поколения сохранился неповторимый образ Гүрэмбэ ламы в этом же спектакле «Кнут тайши» в постановке 1972 года.
В доме старой доярки Бумы появляется бродячий лама, ищущий легкой жизни. Это он, спрятавшись за камнями и деревьями, стал свидетелем молений Бумы и сыграл роль «божьего гласа», быстро сообразив, что тут может подвернуться неплохая пожива. Это Тартад в исполнении С. Рабсалова из пьесы Ц. Шагжина «Черт в сундуке» (1964).
В 1959 году принимает участие во второй декаде культуры и искусства Бурятии в Москве. В спектаклях декадного репертуара «Барометр показывает бурю» по пьесе Д. Батожабая была создана роль солдата Максима, а в спектакле китайского драматурга Цао Юйя «Тайфун» — роль слуги Лу Гуя. За творческие успехи по итогам второй декады 1959 года Сундуп Бимбаевич был награжден медалью «За трудовое отличие». 15 мая 1965 года присвоено звание заслуженного артиста Бурятской АССР.
Принимал участие в творческих отчетах театра в Москве в 1969, 1976 годах, в Калмыкии, выезжал на гастроли в Монголию в 1965, 1972 годах.
Из пьес, созданных и поставленных на сцене во второй половине 60-х годов, внимание театральной критики и общественности привлекла произведение Ц. Шагжина «Пылающие джунгли» — первый в бурятской драматургии опыт вторжения в международную проблематику. Ц. Шагжин, написавший пьесу о сражающемся Вьетнаме, рискнул взяться за актуальнейшую и важнейшую тему борьбы за мир, тему осуждения агрессивной политики США. Один из героев спектакля в исполнении С. Рабсалова — старый вьетнамец Тьен — мужественный патриот с обостренным чувством собственного достоинства, присущим свободному человеку. Помимо творческой работы Сундуп Бимбаевич принимал активное участие в общественной жизни республики. В 1963-1965, 1967-1969 годах приглашался как народный заседатель в Народном суде г. Улан-Удэ.
Образ старика Бадмы в водевиле «Инаг дуранай харгы» («Дорога любви») и «Дуранай хүсэн» («Сила любви») по пьесам Ш-Н. Цыденжапова, который всячески противится строительству телевышки на горе Шаман-камень, обьясняя это тем, что нельзя тревожить духов этого святого места, был особо удачным как для него самого, так и любимы для зрителей.