Артисты и музыканты

Нечкина Анна

Нечкина Анна
  • Заслуженная артистка Бурятии (1982)
Анна Нечкина родилась в 1936 году в районном поселке Усть-Орда Иркутской области. В годы войны отец ушел на фронт, откуда он не вернулся. Мать во время войны работала в с. Олой Эхирит-Булагатского района председателем колхоза им. Кирова, затем на многих руководящих работах, избиралась депутатом Верховного Совета Бурятской АССР, ЦИК СССР.

Встреча Анны Васильевны с театром произошла в 1957 году, когда она устроилась на работу одевальщицей. В первые годы работы в театре ее непосредственным начальником была Валентина Замбыловна Петрова — заведующая костюмерным цехом — женщина энергичная, строгая, требовательная. Учила своих молодых девушек цеха к культуре обращения с актерами, при всей строгости ее советы были доброжелательными, умными и всегда к месту. С особой теплотой Анна Васильевна рассказывает о Валентине Батуевне Дугаровой, которая почти 50 лет работает в театре, об Анастасии Сергеевне Ивановой — художнике-гримере, о Михаиле Матвеевиче Машарове — заведующем постановочной частью, о главном художнике театра Чернутове Борисе Булгатановиче. Особая тема воспоминаний — это актеры, спектакли, гастрольные поездки... «В те годы мы выезжали на гастроли на грузовых машинах, крытых брезентом. Грузили бензин, движок, который использовали в клубах, где не было света, театральные костюмы, декорации, реквизит, свои чемоданы, раскладушки, постель и садились сами. Притом ездили так по нескольку месяцев. Молодежь устраивалась в клубах, старшие актеры останавливались у своих знакомых, друзей, земляков. В деревнях не было света, костюмы приходилось гладить железным утюгом, подогревая древесным углем. Спектакли начинали поздно, иногда даже в час ночи и позже, пока колхозники не заканчивали работу в поле и на ферме. После спектакля часто устраивали танцы, ёхор, которые заканчивались почти утром».

Где со смехом, где с грустью Анна Васильевна рассказывала о том, что во время спектакля забыв о своих обязанностях засматривалась на игру знаменитых актеров В. Халматова, Н. Гендуновой, М. Степановой, П. Николаева, Ж. Иванова, Ч. Генинова и только голос Валентины Замбыловны Петровой возвращал ее к действительности.

С 1961 по 1964 годы училась в культпросветучилище на театрально-режиссерском отделении. После завершения учебы приняли ее в вспомогательный состав труппы. Первая дебютная роль была в спектакле Вл. Халматова «Семья Базара» — роль десятиклассницы Дудаари. С этим спектаклем выехали в Селенгинский, Джидинский, Закаменский районы. «За годы работы сыграла около пятидесяти разнообразных, разнохарактерных ролей, но первую роль которую играла с удовольствием, волнением и радостью помню до сих пор», — вспоминала Анна Васильевна, — особенно я любила такие роли как Амелия в «Дом Бернарды Альбы» Г. Лорки, Алимаа в «Далан Худалч» Ч. Ойдоба, Синица в спектакле «Ураган» А. Сафронова, Пэлжит в «Амар заяагүй амаралта» Д. Дылгырова«, Сэржээ в спектакле «Тохёолгон» Б-М. Пурбуева.

Этапной ролью в творчестве А. Нечкиной стала Мать в спектакле «Сердце матери» калмыцкого драматурга А. Балакаева. У Беранже есть песенка о сыне, убившем по приказу «злой девушки» мать. Бросился бежать с вырванным из груди сердцем матери, но упал. И слышит, что сердце спрашивает: мой сын, не больно ли тебе? Этот сюжет А. Балакаев освещает по-иному: крестьянский парень Пурбо (М. Елбонов) находит в себе силы преодолеть веление злобной красавицы Шарки (Н. Токуренова и Л. Егорова). Мать (А. Нечкина) это образ, воплощающий мудрость народа. Это женщина не слепо любящая своего единственного сына. Она чутко, мудро наставляет его на путь истины и добра.

Второй исполнительницей этой роли была Сэрэмжэ Уладаева. Обе актрисы открыли при ее создании такие краски и оттенки, строили глубины жизни человеческого духа так органично и верно, что этот образ звучал как ударный, определяющий в конечном итоге, исход борьбы Добра и Зла.

В жизни актера могут встретиться и такие непредвиденные ситуации, например, какой случился с Анной Васильевной. «В 1974 году в октябре моя мать лежала тяжелобольная, при смерти. В это время ожидали приезд московской комиссии по просмотру спектаклей. Ц. А. Балбаров и Ф. С. Сахиров, зная о такой сложной ситуации, передвинули спектакли с моим участием вперед, ибо в этих ролях я играла одна без дублера. И так совпало, что мать умерла в день показа спектакля перед комиссией, и мне пришлось играть»...

Со своей труппой А. Нечкина объездила всю республику, только в Джидинском и Закаменском районах была 15 раз, побывала в Москве, Ленинграде, Калмыкии, Монголии, Усть-Ордынском и Агинском округах.

В 1991 году перед уходом на пенсию со спектаклем «Дамдин-лама» побывала на гастролях в Польше.
Автор: Валентина Бабуева, зав. музеем ГБАДТ им. Х. Намсараева